Слайд 2
Этнос (греч. — вид, порода) — группа людей,
объединённых общими признаками: объективными либо субъективными.
Различные направления в
этнологии (этнографии) включают в эти признаки происхождение, язык, культуру, территорию проживания, самосознание и другие.
Слайд 3
В среде этнологов отсутствует единство в подходе к
определению этноса и этничности. В связи с этим выделяются
несколько наиболее популярных теорий и концепций.
Основные подходы к определению этничности:
примордиалистский;
конструктивистский;
инструменталистский.
Слайд 4
Примордиалистский подход
Название «примордиалистский» переводится как «врожденный».
Основным тезисом
данного подхода является положение о естественной, врожденной связи любого
человека со своей этнической группой и соответствующей культурой.
Слайд 5
Этничность – реально существующий феномен, само собой разумеющаяся
данность бытия, имеющая объективную основу в природе и обществе.
Это общность по крови, языку, обычаям, традициям, психическому складу людей.
Слайд 6
В отечественной литературе этого взгляда придерживались Л. Гумилев,
С. Широкогоров.
Этничность с точки зрения примордиалистов – неотъемлемая
психологическая часть «я», а любые изменения – неестественные, навязываемые человеку.
Слайд 7
С точки зрения примордиалистов этнический конфликт неизбежно порождается
этничностью и «в долгосрочной перспективе невозможно избежать возможных эксцессов
из-за неудовлетворенного в своих притязаниях этнического национализма» .
Слайд 8
В данном подходе этничность неизбежно конфликтогенна сама по
себе, а этнонациональный конфликт отличается от всех других видов
конфликтов.
Соответственно, этнический конфликт – следствие этнических различий, поэтому не нуждается в специальном объяснении.
Слайд 9
Недостатками примордиалистского подхода являются:
представление об этничности
как о чем-то жестко фиксированном, не подверженном изменениям;
невозможность
объяснить вариации межэтнических конфликтов, места возникновения.
На основе примордиализма также невозможно объяснить мирное сосуществование этничностей.
Положительным моментом является то, что в рамках данного подхода раскрывается роль психологических факторов этнического поведения.
Слайд 10
Инструменталистский подход
В центре внимания инструменталистского подхода находятся не
генетические или эмоциональные аспекты этнической идентичности, а ее рациональные
аспекты и те функции, которые она выполняет в жизни общества.
Слайд 11
То есть этничность воспринимается не как данность бытия,
а как инструмент и вопрос рационального выбора, возникающий в
динамике соперничества политических элит.
Слайд 12
Группа людей институирует себя как этническая группа, потому
что ее члены осознают, что им это выгодно.
Акцент
в рамках инструменталистского подхода делается на роли этничности как средства реализации потребностей.
Слайд 13
Исходя из основных тезисов инструменталистского подхода, этнический конфликт
понимается как лишь одна из форм проявления конфликтного взаимодействия
соперничающих сторон, которое скрывает проявление других конфликтов.
Слайд 14
То есть этнический конфликт – это следствие межгрупповых
различий и следствие межгруппового соперничества за обладание экономическими, политическими
ресурсами, лишь одна из форм проявления конфликтного взаимодействия соперничающих групп, которое камуфлирует в сфере политики проявление других конфликтов (экономических, политических, социальных).
Слайд 15
Сама же по себе этничность не является причиной
конфликтов.
Эффективным способом спровоцировать конфликт на этнической почве можно,
используя этнические стереотипы. Тогда они выступят инструментом этничности.
Слайд 16
Слабым моментом инструменталистского подхода является недоучет социальной природы
этнических идентичностей.
Слайд 17
Конструктивистский подход
Ф. Барт, норвежский этнолог, первый предложил рассматривать
в качестве самого главного критерия этничности границы группы, которыми
она ограничивает себя от других подобных групп.
Этнические границы направляют социальную жизнь в определенное русло, в результате чего образуется сложная организация общества.
Слайд 18
Конструктивизм объединил в себе черты как примордиалистского, так
и инструменталистского подходов.
Сходством с примордиалистами является то, что конструктивисты
поддерживают положение о том, что этнические признаки существуют реально.
Отличие заключается в том, что каждый признак может быть сходен с другими типами социальных связей.
Этническая идентификация подвижна.
Слайд 19
Сходство с инструменталистским подходом состоит в том, что
ключевая роль принадлежит политике.
Сама по себе этничность конфликт
не порождает.
Слайд 20
Однако в отличие от инструменталистов конструктивисты полагают, что
определенные конфликты могут порождаться патологическим состоянием социальной системы, которое
не контролируется индивидами и элитами.
И тогда источник конфликта не в этничности, а в социальной системе.
Слайд 21
Методологический анализ позволяет нащупать две ключевые категории, которыми
пользуются теоретики примордиализма и конструктивизма для объяснения природы этнической
консолидации – «привязанность» и «солидарность».
Выводы
Слайд 22
Первая объясняет этот феномен в эмоционально-чувственном плане, вторая
– в рациональном.
Такое разведение рождает стремление признать наличие
примордиальных истоков этничности, но дополнить их признанием возможности для лидеров использовать эту основу для конструирования рационально организованных групп («солидарностей»).
Слайд 23
Данный подход в западной литературе получил название «инструменталистского».
Он сознательно проводится и рядом отечественных исследователей.