Слайд 2
Цель данной работы состоит в том, чтобы на
примере поэмы А.С. Пушкина и оперы М.И Глинки, показать
связь литературного произведения с музыкальным.
Задачи работы:
1. Определить понятия поэмы и оперы
2. Провести анализ поэмы и оперы в отдельности с целью выявления ключевых моментов и образов.
3. Провести сопоставительный анализ и посмотреть как поэма А.С. Пушкина воплощается в опере М.И.Глинки.
Слайд 3
Поэма и опера как жанры искусства
Поэма
(греч. poiema, от греч. poieo – творю). Большая форма
стихотворного произведения в эпосе, лирике или лиро-эпическом роде.
Опера. Синтетический жанр музыкально-драматического искусства , появившийся на основе содружества различных искусств (итальянское "opera" буквально -- труд, дело, сочинение).
Слайд 4
Анализ поэмы «Руслан и Людмила»
«Для вас, души моей
царицы,
Красавицы, для вас одних
Времен минувших небылицы,
В часы досугов золотых
,Под
шопот старины болтливой,
Рукою верной я писал;
Примите ж вы мой труд игривый!
Ничьих не требуя похвал,
Счастлив уж я надеждой сладкой,
Что дева с трепетом любви
Посмотрит, может быть, украдкой
На песни грешные мои.»
Слайд 5
Анализ поэмы «Руслан и Людмила»
«
У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем
и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;»
Пролог к поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»
Слайд 6
Анализ поэмы «Руслан и Людмила»
А.И. Бунин
вспоминает: «Пушкин поразил меня своим колдовским прологом к „Руслану“:
Казалось бы, какой пустяк — несколько хороших, пусть даже прекрасных, на редкость прекрасных стихов! А меж тем они на весь век вошли во все мое существо, стали одной из высших радостей, пережитых мной на земле.»
Слайд 7
История создания поэмы
Черновой рукопись поэмы «Руслан и Людмила».
Начало 1819 г. Петербург.
Первая книга А. Пушкин «Руслан и
Людмила : поэма в шести песнях» 1820 г. Петербург.
Слайд 8
Главные герои поэмы, сюжет, композиция
Композиция поэмы
1) Посвящение.
2) Пролог
– вступительная часть произведения.
3) 6 песней.
4) Эпилог –
заключительная часть произведения.
Слайд 9
Главные герои поэмы, сюжет, композиция
Действующие лица
мужественность, честность, прямодушие,
верность в любви и слове — Руслан;
мудрость и добро — Финн;
трусость, спесивое хвастовство,
бражничество, обжорство и коварство — Фарлаф;
чувственная страсть, томная и ленивая нега — Ратмир;
свирепость, неукротимо-безрассудная воинственность — Рогдай;
мрачное злодейство — Черномор и Наина.
Слайд 10
Главные герои поэмы, сюжет, композиция
Каменная голова. Усадьба Сергиевка.
Петергоф.
Слайд 11
История создания оперы
«Руслан и Людмила»
И. Е. Репин.
М. И. Глинка за сочинением «Руслана и Людмилы».
Слайд 12
История создания оперы
«Руслан и Людмила»
Основным либреттистом "Руслана" был один из друзей Глинки -
В. Ф. Ширков.
Либретто — это литературная основа большого вокального(и не только) сочинения, пишется, как правило, в стихах, преимущественно рифмованных.
Слайд 13
Интерпретация поэмы в музыке М.И. Глинки
Переосмыслив содержание шутливой, иронической юношеской поэмы Пушкина, взятой в
основу либретто, Глинка выдвинул на первый план величавые образы Древней Руси, богатырский дух .
Первая постановка "Руслана и Людмилы" состоялась в Петербурге в ноябре 1842 года. У слушателей опера Глинки имела большой успех. В течение нескольких месяцев состоялось 32 представления "Руслана".
Слайд 14
Интерпретация поэмы в музыке М.И. Глинки
1. Какие образы
рождает у вас эта музыка? Совпадают ли они с
образами поэмы?
2. Как эта музыка связана с духом самой поэмы?
Слайд 15
Интерпретация поэмы в музыке М.И. Глинки
Студенты были солидарны в том, что музыка производит сильное
эмоциональное впечатление, ее первые мощные аккорды рождают ощущение силы, торжественного вихря, увлекающего за собой.
Средняя часть увертюры у половины студентов вызвала ощущение тревоги, напряженности — это предвосхищение трудностей героев, их столкновений с коварными силами зла.
В конце увертюры эта тема снова возвращается, но в более светлом и легком звучании.. Студенты отметили, что музыка уже не такая ликующая, как вначале поэмы.
Слайд 16
Интерпретация поэмы в музыке М.И. Глинки
Сопоставив
поэму и оперу студенты отметили, что увертюра задает общий
героический дух поэмы и рождает в воображении величавые образы древнерусских богатырей, а пролог Пушкина к поэме вызывает предчувствие сказки и рождает мифологические образы.