Слайд 2
Эдмунд Густав Альбрехт Гуссерль-
(8 апреля 1859года-26 апреля
1938года)
Немецкий философ,
философско -теоретические
положения которого и легли в
основание феноменологической
социологии. Поэтому анализ
феноменологической социологии
органически сопряжен с уяснением
учения Э. Гуссерля
Слайд 3
Главной задачей, которую предстоит решить ученому-философу, считал Гуссерль,
является происхождение человеческого знания.
Другими словами, ученый должен прежде
всего ответить на вопрос: откуда, каким образом люди приобретают знания о мире. При ответе на этот фундаментальный вопрос, продолжает свои рассуждения Э. Гуссерль, необходимо избавиться от всевозможных искажений, порождаемых предвзятым мнением, существующими научными теориями, историческими наслоениями и культурной трансформацией.
В целом совокупность приемов «освобождения знания», выявление его некоего чистого ядра, истины, по Гуссерлю, «естественного отношения» к миру в феноменологической философии называется «феноменологической редукцией»
Слайд 4
Феноменологическая редукция — этот своеобразный ход человеческой мысли
в «обратном направлении» от научного знания к «естественным», донаучным,
исходным значениям заканчивается человеческими представлениями, для которых характерны интуитивная достоверность, «анонимная» субъективность, целостность, не имеющая, однако, четкого строения, неопределенная по структуре. В совокупности такого рода знания, представления и образуют «жизненный мир». Он органично включается в человеческую практику, в поведение и деятельность людей.
Слайд 5
Альфред Шюц ( 13 апреля1899 — 20 мая
1959) — австрийский социолог и философ еврейского происхождения, основоположник феноменологической
социологии. Предложил собственную версию понимающей социологии, в которой проследил процессы становления человеческих представлений о социальном мире.
Слайд 6
Осмысляются в гуссерлианской интерпретации, т.е, понимаются, главным
образом прошлые явления, вошедшие уже в субъективный опыт, но
не настоящие, не актуальные. Кроме того, само «осмысление» («понимание») проходит две ступени: низшую и высшую. На низшем уровне происходит возникновение значимых элементов опыта, на более высоком уровне образуются устойчивые конфигурации значений, основой которых выступают интенциональные акты. Конституирование значений в «понимающей социологии» Шюца является весьма существенным моментом.
Учение об интерсубъективности жизненного мира. Суть этого учения состоит в том, что объективность социальной действительности — особого рода, отличная от объективности природы— рождающаяся в отношении «Я» к другому «Я». Причем само это отношение определено сознанием («переживанием») «Я». То есть другое «Я» — не что иное, как «переживание», «осознание» «Я» другого «Я».
Слайд 7
Учение об «интенциональности» понимающего действия.
Всякое понимание направлено
на то, что имеет значение. Такая направленность «понимания», в
более широком плане и действий субъекта, и означает интенциональность.
Само «понимающее действие» Шюц подразделяет на два вида: один — не имеющий своей целью коммуникацию и другой — совершаемый с целью коммуникации.
Истинное понимание смысла действий субъекта, по Шюцу, заключается в осознании субъективных значений действий для этого «другого Я».
Наряду с этим типом понимания, — «истинным пониманием», существуют еще два других типа: понимание как самоинтерпретация и понимание типизирующее. Одно (понимание как самоинтерпретация) означает интерпретацию собственных переживаний в терминах собственного контекста значений. Иными словами, субъект переносит как бы собственный опыт на поведение и действия другого субъекта, отождествляет последнего со своим «Я». Другое понимание — осуществляется либо в форме «обыденной типизации», либо в форме «научной типизации».
Слайд 8
Различая социальное действие и поступок (социальное действие есть
процесс, в котором нечто осуществляется, а поступок является результатом
этого процесса), Шюц описывает темпоральную и смысловую структуру социального действия, основываясь на двух видах субъективной мотивировки. Так, есть два наиболее общих мотива: "для-того-чтобы" и"потому-что". Первый направлен в будущее, второй — в прошлое. Таким образом создается социальная целостность, "непрерывность".
Возвращаясь к центральной идее понимающей социологии об интерсубъективности жизненного мира, мы в связи со сказанным выше должны теперь обратить внимание на то, что Шюц сформулировал два важных условия названной интерсубъективности, которые нашли выражение в понятии "идеализации".
Во-первых, по мнению Шюца, имеет место совершенно необходимая "идеализация взаимозаменяемости точек зрения".
Во-вторых, "идеализация совпадения систем релевантностей". В первом случае предполагается, что каждый воспринимает вещи, как и другой. Во втором случае предполагается, что люди судят о вещах на основе одинаковых критериев.
Оба случая интегрируются Шюцем в общий "тезис о взаимозаменяемости перспектив". Этот тезис и лежит в основе всех социальных действий и понимания.
Слайд 9
Гарольд ГАРФИНКЕЛЬ (29.10. 1917-21.04.2011).- американский ученый, основатель Этнометодологии
Слайд 10
Центральными понятиями являются «фоновые ожидания» и «рефлексивность».
Первое
понятие — «фоновые ожидания» — означает представления социального субъекта
в форме «правил» действия (поведения, понимания, объяснения и т.д.). По Гарфинкелю, субъекты творят социальную действительность по принятым правилам (стандартам, образцам), однако сами эти правила суть социальные «произведения». Таким образом, социальная действительность создает и воссоздает самое себя, рождается все из тех же субъективных актов.
Рефлексивность-означает возникновение социальных структур в ходе их субъективной интерпретации.
Особенностью этнометодологического подхода к обществу является отождествление социального взаимодействия с речевой коммуникацией и при этом не со смысловой информацией, а с синтаксической, с «правилами говорения».
Гарфинкель призывает ученых-социологов изучать не то, что сказано, а то, как сказано.
Слайд 11
На основе учений Гуссерля и Шюца возник ряд
самостотельных учений, таких как Экзистенциальная социология, основателем которой стал
Э. Тирикьян
«Настоящее» по Тирикьяну, есть не что иное как актуализация совершающяяся субъектом и, следовательно, находящяяся в прямой зависимости от его, субъекта, особенностей (способностей, целей, мотивов и т.д.). Некоторое соответствие «прошлых» структур «настоящим» образует основу «будущего» и — субъективно — основу прогнозирования.
Несоответствие «прошлой», «настоящей» и «будущей» структур вызывает в обществе кризис, являющийся, по мнению Тирикьяна, причиной революций.
«Индексе революционного потенциала», состоит из суммы «эмпирических индикаторов» предстоящего «скачка» в социальном развитии. В числе этих индикаторов возрастание степени урбанизации общества, распространение сексуального промискуитета и исчезновение общественной нетерпимости к этому «злу», увеличение в социальной структуре неинституциализироаанных религиозных элементов.
Слайд 12
Когнитивная социология — тоже один из вариантов феноменологической
социологии, связанный с именем, главным образом, американского социолога А.
Сикуреля. Его основная работа «Метод и измерения в социологии» посвящена анализу и описанию социологических методов изучения социальных процессов.
Сикурель ставит своей задачей выяснить вопрос не только о природе социального знания, но и о его хранении, активизации, а также организации.
Как все другие представители феноменологической социологии, Сикурель исходит при этом из одного основного тезиса, что общество конструируется и конституируется в субъективных процессах социальной коммуникации: познании, речи, передаче информации.
Первый этап — это субъективная организация и классификация «эмпирики» (опыта) в простых (элементарных) актах «говорения»,
Второй этап — проявление «теоретических понятий»
Тетий этап связан с субъективным анализом разговора или текста