Слайд 2
Городецкая роспись — русский народный художественный промысел.
Этот
вид росписи получил развитие во второй половине XIX века
в заволжских деревнях близ Городца.
Слайд 4
Яркая, лаконичная городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней,
петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и
черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери.
Слайд 8
В 1936 основана артель (с 1960 фабрика «Городецкая
роспись»), изготовляющая сувениры; мастера — Д. И. Крюков, А.
Е. Коновалов, И. А. Мазин.
Слайд 9
История развития
Городецкая роспись– знаменитый народный промысел Нижегородского края.
Жители
окрестных деревень слыли искусными ремесленниками, среди которых были кузнецы,
ткачи, красильщики, резчики, плотники и столяры.
Слайд 10
Леса в Заволжье было много, и он давал
много дешёвого материала, из которого делали всё: от детских
игрушек до предметов мебели.
Среди обилия деревянной продукции, выпускаемой заволжскими мастерами, более всего были известны городецкие прялки, продававшиеся на ярмарках и расходившиеся затем по всей России.
Слайд 12
Именно с этих прялок и получила распространение знаменитая
городецкая роспись. Городецкие прялки состояли из двух частей: гребня
и донца.
Слайд 14
Донце представляло из себя широкую доску, которая суживалась
с одного конца и имела отверстие, в которое вставлялась
ножка гребня. Донце было расписным, и в то время, когда с прялкой не работали, оно вешалось на стену, как картина. До этого донце украшали инкрустацией, но живопись благодаря своей простоте и меньшей трудоемкости, ее вытеснила.
Слайд 16
Городецкая роспись своеобразна по своей манере, поэтому спутать
её достаточно трудно. Ни одно городецкое изделие не обходится
без пышных гирлянд, букетов цветов, напоминающих розы и ромашки. Городецкий стиль наполнен, прежде всего, содержательностью.
Слайд 17
Виды городецкой росписи
Существует 3 вида городецкой росписи:
Цветочная роспись;
Цветочная
роспись с включением мотива «конь» и «птица»;
Сюжетная роспись.
Слайд 19
Цветочная роспись с
включением мотива
«конь» и
«птица»
Слайд 21
В росписях основное впечатление дают жанровые сцены. Все
эти изображения условны по характеру, очень вольны и декоративны
по форме, а иногда граничат с шаржем. Сюжеты городецких изделий имели своеобразный неповторимый сюжет. Мастера изображали прогулки кавалеров с дамами, всадников на конях, сцены чаепития в богатых интерьерах, украшенных колоннами, высокими окнами, пышными занавесками, настенными часами.
Слайд 22
Но встречались и сцены из простой жизни: охотники
в лесу, пряхи за работой, строительство дома. А так
же значительное место занимают цветочные мотивы — пышные «розаны», писанные широко и декоративно. По выражению А. В. Бакушинского мастер стал подлинным живописцем. Об этом же говорит и В. С. Воронов, писавший, что «нижегородская манера представляет нам наиболее чистый вариант подлинного живописного искусства, преодолевшего рамки графического пленения и основанного исключительно на элементах живописи…»
Слайд 23
Рядом с жанровыми реалистическими мотивами в городецких росписях
живут и идеализированные, декоративные образы птиц и животных.
Слайд 24
Веселье в городце показано сдержано, но за внешней
бесстрастностью персонажей угадывается много разнообразных чувств. И передаются они
одним движением кисточки по белым замалевкам лиц.
Одной капелькой можно показать, как мужчина искоса наблюдает за своей избранницей.
На каретах изображают и четыре колеса, а можно и два, пытаясь минимальными средствами добиться выразительности.
Слайд 26
Особенности городецкой росписи
Раньше городецкая роспись делалась яичными красками,
которые ложились на изделие большими цветовыми пятнами, без предварительного
контура.
Рисунок наносился свободными мазками с графической обводкой чёрного или белого цвета.
Слайд 27
Преобладали синие, красные, белые и чёрные цвета.
Синий, зеленый и иногда розовый, голубой используются для написания
узора.
Черный и белый – для проработки деталей.
Слайд 29
В наши дни мастера используют масляную краску, что
расширило цветовую гамму.
Но мотивы и технология городецкой росписи
остались прежними.
Современные художники, как и прежде, расписывают всевозможные деревянные изделия: шкатулки, ларцы, декоративные панно, шкафчики, полочки, хлебницы, солонки, игрушки и мебель.