Слайд 2
1. Понятие публичного выступления
Публичное выступление представляет собой процесс
передачи информации, основная цель которого - убедить слушателей в
правильности тех или иных положений.
Слово оратор (от латинского orare - «говорить») применяется в двух значениях:
1. человек, произносящий речь, выступающий публично;
2. человек, умеющий хорошо говорить публично, обладающий даром красноречия, владеющий мастерством слова.
Слайд 3
Оратор - мастер публичного выступления, блестяще владеющий языком.
Оратор воздействует на слушателей, прежде всего своим красноречием, высокой
речевой культурой, словесным мастерством.
Такой оратор умеет вести пропаганду убедительно, доходчиво и ярко. Он может не только строго и точно, но и эмоционально изложить любой сложный теоретический вопрос.
Слайд 4
Для интеллигентного человека - обучение красноречию следовало бы
считать неизбежным.
Все лучшие государственные люди в эпоху процветания государств,
лучшие философы, поэты, реформаторы были в тоже время и лучшими ораторами.
И в древности, и в новейшее время ораторство было одним из сильнейших рычагов культуры.
Слайд 5
2. Ошибки публичного выступления
Ошибка 1: Несоответствие
Когда содержание ваших
слов расходится с тоном речи, осанкой и языком тела,
публика мгновенно это замечает. Аудитория обладает безошибочным чутьем в отношении того, что касается настроения оратора и его самочувствия.
Слайд 6
Ошибка 2: Оправдания
Публика эгоистична. Поэтому с самого начала
выступления на первое место поставьте её: мысли, желания и
чувства вашей аудитории. Ваша цель - информировать, мотивировать или развлечь публику. Поэтому важно не то, как вы говорите. Важно, какую информацию аудитория при этом получает. Нужно говорить так, чтобы большая часть слушателей почувствовала: вы понимаете их стремления и желания, говорите для них и обращаетесь к каждому из них персонально.
Если вы будете действовать именно так, тогда:
а) гораздо больше слушателей, чем вы думаете, просто не обратят внимание на ваше волнение или же снисходительно отнесутся к нему, потому что интересуются, прежде всего, собой и своими делами.
б) ваше волнение улетучивается тем скорее, чем больше внимания вы уделяете другим людям, а не собственным ощущениям.
Слайд 7
Ошибка 3. Извинения
Начинающие ораторы любят извиняться, предлагая снять
с них вину за плохое качество доклада.
Поэтому следует
уметь превратить недостаток в достоинство.
Слайд 8
Ошибка 4: Глаза и брови
Контролировать мимику неподготовленному человеку
нелегко. Лицевыми мышцами трудно управлять без тренировки.
Психологические исследования показали,
что области глаз оратора публика уделяет в 10-15 раз больше внимания, чем любой другой части лица. Брови - главный элемент вашей мимики, они не только указывают на эмоции, но и управляют ими. Высоко поднятые брови - признак неуверенности и некомпетентности. Смеющиеся глаза и прямые брови - это как раз то, что нужно.
Слайд 9
Ошибка 5: Подбор слов
Мы слышим и понимаем отдельные
слова прежде, чем понимаем все предложение целиком. Поэтому на
значение отдельных слов мы реагируем быстрее и менее осознанно, чем на значение предложений. К тому же, отрицательные частицы воспринимаются позднее, чем остальные слова, а часто вообще не воспринимаются. Поэтому постоянное использование таких конструкций как «...не принесет убытков», «...не плохо», «...не боимся прилагать усилия», «...не хочу вызвать у вас скуку длинными статистическими выкладками» вызывают у слушателя эффект, противоположный ожиданиям оратора.
Слайд 10
Ошибка 6: Отсутствие юмора
Лучше информативной речи - только
интересная речь! Добавьте в свою серьезную речь забавную историю.
Людям нужно периодически отдыхать. Благодарная публика ответит вам благосклонностью и вниманием. Можно посмеяться и над собой, если вы допустили какую-то оплошность - слушатели воспримут это как признак вашей уверенности в себе и чувства собственного достоинства.
Слайд 11
Ошибка 7: Всезнайство
Еще хуже неуверенных и неподготовленных ораторов
-- ораторы напыщенные и надутые, лопающиеся от осознания собственной
важности. Они всегда считают себя умнее аудитории, к которой обращаются. Выкиньте из головы заблуждение, что вы знаете больше, чем все остальные вместе взятые. Даже если вы хорошо осведомлены в теме выступления, в отдельных направлениях слушатели могут знать гораздо больше вас. Не считайте аудиторию глупее вас, иначе вам отплатят той же монетой.
Слайд 12
Ошибка 8: Суетливость
Отвлекаясь от страха перед публикой, начинающий
оратор может торопливо ходить от стены к стене, проделывать
суетливые манипуляции с предметами (открывать-закрывать крышку кафедры, постоянно вертеть карандаш в руках и т.п.) и делать прочие ненужные движения. В итоге публика начинает следить за его перемещениями и перестает следить за темой выступления. По тому, как движется докладчик, легко понять, насколько он уверен в себе. Постоянное «хождение» во время публичного выступления не случайно. Оно выдает желание неуверенного в себе оратора сбежать. Именно так оно и воспринимается аудиторией.
Слайд 13
Ошибка 9: Монотонность
Ничто не утомляет так, как доклад
на интересную тему, читаемый скучным монотонным голосом. Такие публичные
выступления сродни китайской пытке капающей водой: вода монотонно капает не темечко истязаемого и постепенно доводит его до сумасшествия. Все слова сливаются в однообразный поток и по тональности речи нельзя понять, где заканчивается одно предложение и начинается другое.
Чтобы держать публику «в тонусе», необходимо постоянно варьировать громкость и силу своего голоса.
Слайд 14
Ошибка 10: Отсутствие пауз
Новички в ораторском ремесле панически
боятся пауз, неизбежно возникающих во время публичного выступления. Как
правило, они спешат заполнить их разной словесной чепухой и словами-паразитами.
Когда нечего сказать - лучше помолчите, пока придут нужные слова. Иногда оратору необходимо время, чтобы подумать, сверится со своими записями, или же просто попить воды. А публике нужны паузы, чтобы осмыслить сказанное вами. Асы ораторского мастерства используют паузы целенаправленно, чтобы получить обратную связь от аудитории. Они активно пользуются интерпаузами, во время которых публика может обдумать сказанное, и нагнетающими обстановку интрапаузами, когда слушатели должны предугадать дальнейшее развитие повествования. Паузу можно использовать для установления визуального контакта, чтобы проконтролировать, правильно ли вас поняли; для усиления напряжения и драматизма; для возбуждения любопытства и для многого другого.
Слайд 15
3. Правила успешного публичного выступления
Подготовка речи
Вначале сделайте «каркас»
или «скелет» будущего публичного выступления:
· Определите мотивацию слушания людьми
вашего выступления.
· Выделите главную идею вашей речи.
· Выделите подзаголовки, разделив вашу идею на несколько составных частей.
· Определите ключевые слова, которые вы повторите несколько раз, чтобы присутствуют лучше запомнили, о чем вы им рассказываете.
· Тщательно продумайте план и структуру будущей речи. Она должна включать введение, основную часть и выводы.
Слайд 16
Подготовив «скелет», начинайте наращивать на нем «мускулы»:
·
Найдите яркие примеры «из жизни», из истории, литературы, которые
используете в процессе выступления.
· Подготовьте необходимые схемы, иллюстрации, графики для зрительного закрепления информации.
· Определите момент в ходе выступления, когда вы обратитесь к аудитории с каким-то вопросом, с просьбой что-то назвать, пересчитать - это поможет присутствующим сконцентрировать свое внимание на обсуждении темы и значительно повысит эффективность восприятия вашего материала.
· Напишите полный текст. Особое внимание уделите его началу и окончанию.
Слайд 17
Особенностью введения является то, что аудитория по нему
очень быстро составит впечатление о вас, которое будет доминировать
на протяжении всего выступления.
Важно с самого начала заинтересовать публику удачностью вашего первого выстрела. Для этого во вступительной части можно использовать какую-либо остроумную шутку, рассказать интересный факт или вспомнить выдающееся историческое событие, обязательно связывая их с темой выступления.
Слайд 18
Заключительная часть публичного выступления предусматривает подведение итогов. В
окончании нужно напомнить ключевые проблемы, затронутые в речи, обязательно
повторить все основные идеи. Удачность конструкции последних фраз, усиленная их эмоциональностью, выразительностью усилит эффект выступления.
Слайд 19
2. Место выступления.
Перед выступлением очень важно изучить
помещение, чтобы установить, с какой стороны будут смотреть на
вас слушатели.
Если во время публичного выступления придется сидеть, проверьте удобство вашего места. Сидя за столом, нельзя сутулиться и класть на него руки; сидя в кресле, нельзя опираться на подлокотники и спинку, забрасывать ногу на ногу, сцеплять руки на коленах, необходимо сидеть прямо, свободно, излучая открытость и доброжелательность; смотреть людям в глаза, следить за их эмоциями, жестами и мимикой, всем своим видом демонстрировать заботу и понимание.
Слайд 20
3. Одежда
Одевайте те вещи, в которых вы чувствуете
себя комфортно, которые не отвлекают вас своим неудобством.
Универсальное
правило успешного публичного выступления: не допускать дисбаланса между тем, что вы говорите, и тем, как вы выглядите. В официальных случаях лучше использовать средне-темный костюм, белую или цвета слоновьей кости неузкую рубашку и элегантный выразительный галстук. Контрастные цвета, хороший костюм помогут сформировать положительное отношение к вам и поспособствуют успеху публичного выступления. Галстук не должен иметь яркого рисунка, чтобы не отвлекать внимание от лица, вместе с тем, он не должен быть одноцветным. Лучше всего подходят галстуки из матовой ткани, темно-синего цвета, цвета красного вина, бордо с едва заметным рисунком. Длина галстука должны быть такой, чтобы ее конец едва прикрывал пряжку на поясном ремне.