Слайд 2
Все чаще туристы, собирающиеся в путешествие, интересуются не
только условиями проживания и экскурсионной программой, но и наличием
и уровнем анимационной команды в отеле, пансионате или курортном комплексе.
Анимация - сравнительно новое направление курортной деятельности, предполагающее личное участие туристов в игровых и театрализованных шоу-программах, спортивных и культурно-развлекательных мероприятиях. Это явление - порождение конкуренции между курортами, стремящимися разнообразить отдых своих клиентов. В качестве формы аниматоры, как правило, имеют яркие футболки с логотипом отеля и бэджем с именем. Хорошая память на лица, знание иностранных языков, владение актерским мастерством - профессиональная обязанность аниматоров.
Анимационные бригады работают с туристами на протяжении всего дня: утром приглашают на игровые и спортивно-оздоровительные программы, днем - на театрализованные представления, вечером организуют красочное шоу, празднование дней рождения, вечера знакомства, танцевальные вечера, карнавалы и т.д. Для детей и подростков предлагаются игровые программы, водные аттракционы, экскурсии, конные прогулки, конкурсы, демонстрация художественных и мультипликационных фильмов, работа различных кружков. Особенно популярна такая активность на отдыхе в Турции, Египте, Греции, Испании, на Кипре.
Слайд 3
Использование карнавала как формы праздничной культуры получило широкое
распространение при организации массовых праздников. Пристальное внимание к карнавалу
обусловлено тем, что он является такой формой праздника, в рамках которой осуществляется преемственность самобытных традиций отдельных народов и полноценный диалог культур разных стран и регионов, что особенно актуально на сегодняшний день. Основополагающими являются сохранение и пропаганда карнавальных традиций как важной части мирового культурного наследия и содействие развитию карнавального туризма в разных странах.
Приступая к анализу понятия карнавала, мы должны отметить, что его происхождение до конца не выяснено, этимология самого слова также неясна. Большинство исследователей сходится на том, что древний пра-карнавал приходился на смену сезонов и был аграрным праздником. Слово «карнавал» состоит, по одной из версий, происходит от латинского carrus navalis — так называлась ритуальная повозка-корабль, на которой в Европе еще в бронзовом веке возили в праздники идолов плодородия. По другой версии, слово «карнавал» состоит из двух латинских корней – carno (мясо) и vale (прощай). Этот праздник издревле проходил за 40 дней до страстной недели и был своеобразным рубежом, за которым начинался Великий пост.
Слайд 4
«Карнавал – это вторая жизнь народа, ...
это его праздничная жизнь. Празднество (всякое) – это очень
важная первичная форма человеческой культуры. Ее нельзя вывести и объяснить из практических условий и целей общественного труда или – еще более вульгарная форма объяснения – из биологической (физиологической) потребности в периодическом отдыхе. Празднество всегда имело существенное и глубокое смысловое, миросозерцательное содержание».
Во время карнавала люди переодевались (обновляли свои одежды и свои социальные образы), избирали, а затем развенчивали и избивали (в символическом плане «умерщвляли») шутовских королей и пап, высмеивали, снижали, пародировали все, чему поклонялись в обычные дни, предавались различным физиологическим излишествам, пренебрегая нормами приличий: «Тема рождения нового, обновления, органически сочеталась с темой смерти старого в веселом и снижающем плане, с образами шутовского карнавального развенчания».
Слайд 5
Карнавал как возможность беспрепятственной и самоценной, публичной творческой
самореализации. Как показывает опыт, даже у самого закомплексованного человека,
попавшего в карнавальную среду, так или иначе проявляется стремление к публичному выступлению.
Карнавал как межсоциальное коммуникативное средство. Возможность коммуникации на любых уровнях вне зависимости от социального положения. Для человека, находящегося на верхней (нижней) ступени социальной лестницы – это возможность безболезненно, временно и безопасно спуститься (подняться) и получить ту, недостающую в его положении, часть общения, которой он лишён при исполнении своей обычной социальной роли.
Карнавал, как катарсис (очищение). Например, брань, как фактор предотвращения и снятия возможной агрессии или смех с его очистительным воздействием.
Карнавальная психотерапия. Карнавал, как временная возможность безвредного ухода от социальных стрессов и проблем.
Слайд 6
Значение и функции карнавала
Во-первых, карнавал может выступать средой,
в которой человек реализуется, удовлетворяет потребность в общении, а
также снимает напряжение, вызванное личностными, социальными или политическими проблемами.
Во-вторых, карнавал способствует формированию имиджа, бренда того региона, где он проводится, что способствует развитию туризма в регионе.
В-третьих, исходя из двух первых тезисов, мы можем сделать вывод о том, что карнавальный туризм является прибыльным направлением в туристическом бизнесе, соответственно, данное направление может являться перспективным в практике туристических фирм.
Слайд 7
Основные тенденции развития карнавального туризма в мире
Карнавальное движение
в мире переживает сегодня подлинный ренессанс: карнавалы появляются даже
в таких "некарнавальных" странах, как например, Япония или Финляндия. Современные карнавалы развиваются по двум исторически сложившимся направлениям - европейское (традиции древнейших карнавалов Европы) и карибское (карнавалы, возникшие на основе европейских под влиянием негро-африканской культуры).
Слайд 9
Европейский карнавал зародился в Италии. Много столетий карнавал,
народный праздник под открытым небом, сопровождающийся многочисленными маскарадами, театрализованными
играми, торжественными уличными шествиями, является лучшей традицией итальянского народа.
Слайд 12
Португальские карнавалы обычно начинаются в субботу и заканчиваются
во вторник – последний день разгульного веселья перед Великим
постом.
Считается, что португальские карнавалы по своей раскрепощенности, безудержности и зажигательности больше похожи не на европейские, а на бразильские. И немудрено: ведь португальский карнавал в начале XVIII века был перенесен в Бразилию, бывшую португальскую колонию.
Слайд 15
Карнавал в Германии вспыхивает в Альтвайберфастнахт, или "бабий
четверг". На Старой площади с утра собирается толпа празднующих,
большая часть которых - женщины. Все ждут решающей минуты: разумеется, это 11 часов 11 минут. По сигналу женщины в карнавальных костюмах берут штурмом городскую ратушу, и этот "переворот" объявляет начало карнавала.
В "бабий четверг" женщинам дозволено все. Они объявляют бой повседневной жизни и провозглашают матриархат. А чтобы показать мужчинам свою безоговорочную власть, со всех встречных мужчин "безжалостно" срезают галстуки. Причем, в этот день женщинам разрешается заходить в любые учреждения, дабы не упустить "женское счастье".
Слайд 18
Но несомненно одно из самых знаменитых зрелищ мира
– это Бразильский карнавал, экзотическая смесь европейской изысканности, древних
индейских традиций и обычаев чернокожих рабов. Католическая церковь отыскала место столь «светскому» празднику в своем календаре, и с тех пор его отмечают ровно за семь недель перед Пасхой, за сорок дней до Страстной недели.
Карнавал – это самое главное событие года для каждого бразильца, это праздник, который сконцентрировал в себе саму душу и менталитет этой страны. Миру наиболее известен карнавал в Рио -Де - Жанейро - красивый, дорогой спектакль на мировую публику.
Традиционно карнавал начинается с «официальной части»- символической передачи ключей от города мэром «королю карнавала». На четыре дня он становится полноправным хозяином города и наделяется правом издавать и отменять любые законы. Впрочем, главный закон известен: всем веселиться!
Слайд 20
Сегодня карнавал - явление чисто "туристическое", потерявшее былое
значение для духовной жизни народа. Он вырождается в театрализованные
демонстрации, на которых все больше фотоаппаратов и все меньше масок. Ведь современные туристы, попадающие на карнавал, в своем большинстве предпочитают оставаться сторонними наблюдателями.
Карнавальный туризм стал феноменом ХХI века. Из занятия, доступного в начале века узкому классу лиц, он превратился в массовое увлечение миллионов людей нашей планеты благодаря тому, что появилось желание путешествовать и улучшелись материальные возможности путешественников.
Слайд 22
Карнавальные празднества в России – явление дуалистического (двойственного)
порядка: с одной стороны, они оказались заимствованными из опыта
европейской карнавальной культуры и на первых порах насильственно насаждались верховной властью, с другой – имели свои крепкие национальные корни в народной праздничной культуре, хранящей опыт организации и декорирования театрально-зрелищных языческих и религиозных (христианских) праздничных шествий, непременными атрибутами которых являлись маски, переодевания, преображения их участников. В России аналогом европейского карнавала в строгом смысле является масленица. Однако, по разным причинам, масленица пока не стала неотъемлемым элементом городской праздничной культуры России.
Слайд 23
Скоморошество – одно из звеньев отечественного карнавально-праздничной культуры
с ее богатыми традициями, историческим опытом использования в сельских
местностях и в городах в дни празднеств смешанного языческо-церковного календаря: святочных и масленичных гуляний, майского праздника весны, праздника Ярилы на Троицу, июньского – Ивана Купалы. Все эти праздники с песенно-плясовыми и игровыми шествиями усвоили от скоморошьих забав слово и звук, танец и краску, диковинный костюм и маску - ряжение, элементы бутафории и реквизита, двор из свежесрубленных деревьев и ветвей, цветочных гирлянд, цветного тряпья и рогожи, смешных и «страшных» чучел, кукол, фигур.
Слайд 24
Возникновение российских карнавалов в основном идет по 3
направлениям
Празднование традиционных русских, в том числе языческих праздников (в
основном масленицы).
Карнавалы, основанные на российской маскарадной традиции XVIII – XIX веков (просветительский характер, опора на яркие исторические события страны).
Карнавалы смешанного характера, основанные на русских традициях, носящие черты маскарадов, а также черты наиболее популярных мировых карнавалов (венецианского, бразильского и др.)
Слайд 25
Геленджикский карнавал
Геленджикский карнавал появился в 1977 году. Идея
создания карнавала была вызвана бурным развитием курорта в 70-е
годы. Тогда было решено, что помимо отдыха на море стоит предложить гостям некое яркое, запоминающееся зрелище. Геленджикский карнавал, рожденный в лучших традициях Бразильских, Габровских, Барселонских карнавалов и Одесской юморины, стал своего рода визитной карточкой города-курорта, оповещающий об открытии очередного сезона.
Слайд 26
Московский карнавал
Местом проведения Московского карнавала являлся Всероссийский выставочный
центр, карнавал приурочен к Дню города (начало сентября), каждый
карнавал имеет определенную тематику. Так, в 2001 году тема праздника звучала как «Великое молотилово за добро» и символизировала борьбу добра и зла. При этом программа карнавала включала театрализованные представления, конкурсы, викторины и аттракционы
Слайд 27
Карнавал в царском селе
Ежегодно в живописном пригороде Санкт-Петербурга
проходит Международный Царскосельский Карнавал, приуроченный к дню основания города
(24 июня). Царское Село принимает гостей из 60 стран, а также многих регионов России. В основе Царскосельского карнавала лежит концепция карнавальных парадов творческих конкурсов, в которых может принять участие любой желающий. В программе праздника – разнообразные театрализованные представления и игровые программы, многочисленные конкурсы, привлекающие большое внимание горожан и гостей города, выбор царя и царицы Карнавала, карнавальное шествие, искусство гильдии свободных художников, артистов цирка эстрады, многообразие всевозможных конкурсов на нескольких театрализованных площадках в разных концах Карнавального пространства.
Слайд 28
Понятие «карнавальный туризм» в практике внутренних российских туров
пока не сформировано. Несмотря на то, что карнавальные по
своей сути мероприятия проводятся в различных городах страны, четкое определение карнавалов за ними не закреплено. Кроме того, мы считаем, что туристические фирмы не формируют в сознании населения представления о российских карнавалах, поскольку, предоставляя информацию о праздничных турах, не оперируют понятием «карнавал». Однако, большинство потенциальных клиентов туристических фирм все же достаточно уверенно обозначили свое желание посетить какой-либо из российских карнавалов, при этом готовясь потратить на них денежные суммы, вполне адекватные возможной стоимости такой поездки. Значит, мы можем говорить о том, что карнавальный туризм внутри России перспективен.
Слайд 29
Событийный туризм начал развиваться в России не так
давно. Соответственно, событий, способных привлечь туристов в Россию (и
российских туристов), пока не слишком много. Карнавалы могут и должны стать такими событиями, привлекающими туристические потоки. В то же время, исходя из характерных особенностей российского рынка туризма, а также опираясь на проведенное нами исследование спроса и предложения карнавальных туров, мы бы посчитали более обоснованным разрабатывать и предлагать потенциальным клиентам не посещение карнавалов в отдельности, а комбинировать их с экскурсионным туризмом, отдыхом на море, возможно, и горнолыжным туризмом. В этом случае туристические фирмы могут постепенно формировать образ российского карнавала, при этом обеспечивая своим клиентам гарантированно привлекательный продукт.