Игра: «Пантомима»
Дети одной
команды с помощью пантомимы показывают предмет (поезд, утюг, телефон, гриб, дерево, цветок, пчела, жук, заяц, собака, телевизор, кран, бабочка, книга). Дети другой команды угадывают.
Слайд 3
Игра на пальцах (Л.П.Савина)«Братцы»
Цель: развивать мелкую моторику пальцев.
Пошли
два братца вместе прогуляться.
А за ними еще два братца.
Ну
а старший — не гулял, очень громко их позвал.
Он за стол их посадил, вкусной кашей накормил.
Ладонь положить на стол. Прямые пальцы соединить. Отодвинуть в стороны поочередно две пары пальцев: сначала мизинец и безымянный, затем — средний и указательный. Большим пальцем «звать» братьев и «кормить» их кашей.
— Ребята, кто из вас любит кашу? Какую кашу вы любите? Какая каша вам не нравится? (Ответы детей.)
Слайд 4
Пантомима «Утренний туалет»
Цель: развивать воображение, выразительность жестов.
Воспитатель говорит,
дети выполняют
— Представьте себе, что вы лежите в постели.
Но нужно вставать, потянулись, зевнули, почесали затылок. Как не хочется вставать! Но — подъем!
Идемте в ванну. Чистите зубы, умываетесь, причесываетесь, надеваете одежду. Идите завтракать. Фу, опять каша! Но есть надо. Едите без удовольствия, но вам дают конфету. Ура! Вы разворачиваете ее и кладете за щеку. Да, а фантик где? Правильно, бросаете его в ведро. И бегом на улицу!
Слайд 5
Расскажи стихи руками
Цель: побуждать детей к
импровизации.
Воспитатель читает стихотворение, дети имитируют движения по тексту:
Кот играет
на баяне,
Киска — та на барабане,
Ну, а Зайка на трубе
Поиграть спешит тебе.
Если станешь помогать,
Будем вместе мы играть. (Л.П.Савина.)
Дети имитируют игру на различных музыкальных инструментах. Возможно использование грамзаписи русской плясовой.
Слайд 6
Игра: Гимнастика для язычка
Цель: учить выразительности речи.
Воспитатель: Жил
был ШУМ!
Ел ШУМ: Дети:
Хрум, хрум, хрум!
Воспитатель: Ел суп: Дети: Хлюп, хлюп, хлюп!
Воспитатель: Спал так: Дети: Храп, храп, храп!
Воспитатель: Шел ШУМ: Дети: Бум, бум, бум!
(Дети не только проговаривают, но и имитируют движения.)
Слайд 7
Игра-пантомима«Был у зайца огород» (В.Степанов.)
Цель: развивать пантомимические навыки.
Воспитатель
читает, дети имитируют движения.
Был у зайки огород,
Зайка с радостью идет.
Ровненьких две грядки. Но сначала всё вскопает,
Там играл зимой в снежки, А потом всё разровняет,
Ну а летом — в прятки. Семена посеет ловко
А весною в огород И пойдет сажать морковку.
Ямка — семя, ямка — семя,
И глядишь, на грядке вновь
Вырастут горох, морковь.
А как осень подойдет,
Урожай свой соберет.
И как раз — здесь закончился рассказ!
• развивать мимику и пластические способности детей;
• развивать творческое мышление детей, воображение, фантазию.
Слайд 8
Игры на пальцах:
Цели: развивать мелкую моторику рук в
сочетании с речью;
Воспитатель загадывает загадку:
— Кто пушистый и с
усами проживает рядом с нами? (Собака и кошка.)
Собака: У собаки острый носик, есть и шейка, есть и хвостик. Правая ладонь на ребро, на себя, большой палец вверх. Указательный, средний и безымянный — вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается
Кошка: У кошки ушки на макушке, чтоб лучше слышать мышь в норушке. Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец подняты вверх.
Слайд 9
Игра с воображаемым объектом
Цель: формировать навыки работы с
воображаемыми предметами;
воспитывать гуманное отношение к животным.
Дети в кругу. Воспитатель
складывает ладони перед собой: Ребята, посмотрите, у меня в руках маленький котенок. Он совсем слабый и беспомощный. Я каждому из вас дам его подержать, а вы его погладьте, приласкайте, только осторожно и скажите ему добрые слова.
Воспитатель передает воображаемого котенка. Наводящими вопросами помогает детям найти нужные слова и движения.
Слайд 10
Игра: Чудесный мешочек
На столе карточки с изображением персонажей
в определенном эмоциональном состоянии. Дети достают из мешочка карточку
с пиктограммой, изображающей эмоцию, называют ее и подбирают соответствующую ей карточку на столе.
Слайд 11
Игра: Театр загадок
Дети сидят полукругом. Один ребенок мимикой
и пантомимикой изображает эмоцию, другие отгадывают.
Ведущий говорит: - Во
мне сейчас спряталась эмоция, отгадайте ее имя.
Далее дети по очереди изображают эмоции, а остальные отгадывают.
Слайд 12
Игра: Попросись в теремок
Педагог предлагает детям по очереди
стать одним из героев сказки «Теремок» и попроситься в
домик голосом выбранного героя. Ребенок должен мимикой, жестами передать образ героя. Вырабатывая интонационную выразительность речи педагог в ходе упражнений комментирует голос каждого героя: «У мышки голос тоненький, она пищит. У медведя – грубый, он ревет».
Слайд 13
Игра: Погладим того, кто…
Дети свободно передвигаются по комнате,
у каждого одета маска, изображающая эмоцию. Педагог обращает внимание
детей на то, кто какую эмоцию выбрал и просит запомнить. Когда ведущий говорит «Погладим того, кто выбрал грусть». Дети должны остановить его и погладить.
Слайд 14
Игра: Угадай, о ком говорю
Педагог описывает характерные особенности
каждого героя из сказки (например «Теремок»): маленькая, серая, быстрая,
юркая и т.д., а дети отгадывают о ком идет речь. Далее можно предложить детям по очереди роль ведущего.
Слайд 15
Игра: Пойми меня
Педагог раздает заранее приготовленные карточки с
изображением героев сказки (или называет героев шепотом на ухо).
Просит сохранить в секрете героя, который достался каждому и изобразить его, передавая характерные движения и мимику. Остальные дети отгадают, кого из героев сказки изобразил тот или иной ребенок.
Слайд 16
Игра: Что за сказка?
Дети делятся на две подгруппы.
Каждой подгруппе педагог дает иллюстрацию сказки и предлагает изобразить
пантомимически. Педагог помогает детям в распределении и подготовке ролей. Затем дети одной подгруппы демонстрируют свой спектакль другой и наоборот. По характерным жестам дети должны угадать какую сказку они видели и кто какие роли исполнял.
Игра: ЗАПОМНИ ФОТОГРАФИЮ
Цель. Развивать произвольное внимание, воображение и фантазию, согласованность действий.
Ход игры. Дети распределяются на несколько групп по 4—5 человек. В каждой группе выбирается «фотограф». Он располагает свою группу в определенном порядке и «фотографирует», запоминая расположение группы. Затем он отворачивается, а дети меняют расположение и позы. «Фотограф» должен воспроизвести изначальный вариант. Игра усложняется, если предложить детям взять в руки какие-нибудь предметы или придумать, кто и где фотографируется.
Слайд 18
Игра: ЖИВОЙ ТЕЛЕФОН
Цель. Развивать память, слуховое внимание, согласованность
действий.
Ход игры. Между детьми распределяются цифры от 0 до
9. Затем ведущий называет любой телефонный номер. Дети с соответствующими цифрами выходят вперед и строятся по порядку цифр в названном номере.
Слайд 19
Игра: УГАДАЙ,ЧТО Я ДЕЛАЮ?
Цель. Оправдать заданную позу, развивать
память, воображение.
Ход игры. Педагог предлагает детям принять определенную позу
и оправдать ее.
1. Стоять с поднятой рукой. Возможные варианты ответов: кладу книгу на полку; достаю конфету из вазы в шкафчике; вешаю куртку; украшаю елку и т.п.
2. Стоять на коленях, руки и корпус устремлены вперед. Ищу под столом ложку; наблюдаю за гусеницей; кормлю котенка; натираю пол.
3. Сидеть на корточках. Смотрю на разбитую чашку; рисую мелом.
4. Наклониться вперед. Завязываю шнурки; поднимаю платок, срываю цветок.
Слайд 20
Игра: КОРОЛЬ (вариант народной игры)
Цель. Развивать действия с
воображаемыми предметами, умение действовать согласованно.
Ход игры. Выбирается с помощью
считалки на роль короля ребенок. Остальные дети — работники распределяются на несколько групп (3 — 4) и договариваются, что они будут делать, на какую работу наниматься. Затем они группами подходят к королю.
Работники. Здравствуй, король!
Король. Здравствуйте!
Работники. Нужны вам работники?
Король. А что вы умеете делать?
Работники. А ты отгадай!
Дети, действуя с воображаемыми предметами, демонстрируют различные профессии: готовят еду, стирают белье, шьют одежду, вышивают, поливают растения и т.п. Король должен отгадать профессию работников. Если он сделает это правильно, то догоняет убегающих детей. Первый пойманный ребенок становится королем. Со временем игру можно усложнить введением новых персонажей (королева, министр, принцесса и т.п.), а также придумать характеры действующих лиц (король — жадный, веселый, злой; королева — добрая, сварливая, легкомысленная).
Слайд 21
Игра: КАКТУС И ИВА
Цель. Развивать умение владеть мышечным
напряжением и расслаблением, ориентироваться в пространстве, координировать движения, останавливаться
точно по сигналу педагога.
Ход игры. По любому сигналу, например хлопку, дети начинают хаотично двигаться по залу, как в упражнении «Муравьи». По команде педагога «Кактус» дети останавливаются и принимают «позу кактуса» — ноги на ширине плеч, руки слегка согнуты в локтях, подняты над головой, ладони тыльной стороной повернуты друг к другу, пальцы растопырены, как колючки, все мышцы напряжены. По хлопку педагога хаотическое движение возобновляется, затем следует команда: «Ива». Дети останавливаются и принимают позу «ивы»: слегка разведенные в стороны руки расслаблены в локтях и висят, как ветви ивы; голова висит, мышцы шеи расслаблены. Движение возобновляется, команды чередуются.
Слайд 22
Игра: МОКРЫЕ КОТЯТА
Цель. Умение снимать напряжение поочередно с
мышц рук, ног, шеи, корпуса; двигаться врассыпную мягким, пружинящим
шагом.
Ход игры. Дети двигаются по залу врассыпную мягким, слегка пружинящим шагом, как маленькие котята. По команде «дождь» дети садятся на корточки и сжимаются в комочек, напрягая все мышцы. По команде «солнышко» медленно встают и стряхивают «капельки дождя» по очереди с каждой из четырех «лапок», с «головы» и «хвостика», снимая соответственно зажимы с мышц рук, ног, шеи и корпуса.
Слайд 23
Игра: САМОЛЕТЫ И БАБОЧКИ
Цель. Учить детей владеть мышцами
шеи и рук; ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по
площадке.
Ход игры. Дети двигаются врассыпную, как в упражнении «Муравьи», по команде «самолеты» бегают стремительно, вытянув руки в стороны (мышцы рук, шеи и корпуса напряжены); по команде «бабочки» переходят на легкий бег, делая руками плавные взмахи, голова мягко поворачивается из стороны в сторону («бабочка ищет красивый цветок»), кисти, локти, плечи и шея не зажаты.
Слайд 24
Игра: В ДЕТСКОМ МИРЕ
Цель. Развивать воображение и фантазию,
учить создавать образы с помощью выразительных движений.
Ход игры. Дети
распределяются на покупателей и игрушки, выбирают ребенка на роль продавца. Покупатели по очереди просят продавца показать ту или иную игрушку. Продавец заводит ее ключом. Игрушка оживает, начинает двигаться, а покупатель должен отгадать, что это за игрушка. Затем дети меняются ролями.