Слайд 2
Космоцентризм
Бог(боги)
Бог
Космос
Космос
Слайд 3
Особенности средневековой философии
1. Теоцентризм как фундаментальная мировоззренческая установка.
Источником всякого бытия является Бог.
2. Креационизм. Бог создал мир
(космос) из ничего.
3. Религиозный характер (монотеизм). Опора в философствовании на религиозную веру и Священное Писание (ревеляционизм).
4. Персонализм. Человек, созданный по образу и подобию Бога, обладает свободой воли, свободой выбора своего будущего.
5. Провиденциализм. Бог управляет созданным им миром с учетом свободы воли человека.
6. Эсхатологизм. История этого мира имеет свое завершение
Слайд 4
Средневековая монотеистическая философия:
1. европейская христианская философия;
2. арабо-мусульманская
философия;
3. еврейская средневековая философия.
Слайд 5
Авторитет Священного Писания. Главным достоинством философского текста признается
не оригинальность и новизна идей, а соответствие тем истинам,
которые заложены в Священном Писании и которое рассматривается как Откровение самого Бога.
Слайд 6
Европейская христианская философия.
1 этап - патристика (II
- VIII вв.)
От греч. πάτέρ, (лат. pater) – отец.
Философия, создаваемая святыми отцами христианской церкви.
Патристика – это синтез христианской веры и античной философской учености.
Слайд 7
ПАТРИСТИКА
Патристика делится на:
1. западную, создавалась на латинском языке
и была распространена в на Западе Римского мира –
затем переходит в западноевропейскую католическую схоластику
2. восточную, создавалась на греческом языке и была распространена в восточных областях Римской империи – затем получит свое развитие в философии Византийской империи. После принятия от Византии христианства Русью составит основу древнерусской философии..
Слайд 8
Западная патристика
Тертуллиан
Амвросий Медиоланский
Иероним Стридонский
Аврелий Августин (Августин Блаженный)
Слайд 9
Восточная патристика
Григорий Богослов
Василий Великий
Иоанн Златоуст
Дионисий Ареопагит
Иоанн Дамаскин
Слайд 10
Для патристики Библия это Откровение мудрости, а философия
- необходимый инструмент познания содержащихся в Библии истин. Самая
главная истина - обрести путь спасения.
Слайд 11
Аврелий Августин (Августин Блаженный) (354-430).
Философским образом изложил
креационистскую концепцию творения мира «из ничего».
Слайд 12
Основные идеи:
- Абсолютный Бог, который никем и ничем
не обусловлен и неограничен ни временем, ни пространством творит
и время и вместе с ним мир. Он есть источник бытия любого ограниченного бытия во времени и пространства. Бог творит по его свободной «из ничего» и материю, и формы сразу и одновременно. В мире заложены все возможности, которые со временем реализуются и актуализируются. Бог постоянно творит и управляет миром. Цикличное понимание истории Августином отвергалось как нелепое с точки зрения христианства и явления Христа (Логоса) – Сына Бога.
- Душа человека оживляет тело, он обладает волей, разумом и чувствами. Вера предшествует любому познанию и пониманию.
- Мудрость – это знание вещей божественных, знание может относиться и к миру человеческому и миру природы.
- Зло – это отсутствие блага.
Слайд 13
Центральное место христианской этики Аврелия Августина – понятие
греха.
Грех есть следствие обращенности воли человека ко злу,
которое начинается с гордыни и самомнения. Воля Бога направлена на спасение человека, но если человек отвергает любовь Бога к нему и вместо любви к Богу устанавливает любовь к себе, то в таком случае порождается зло и грех, и такого человека ждет погибель.
Слайд 14
СХОЛАСТИКА
Схоластика - (от лат. Schola – школа) -
«школьная философия», господствовавшая в университетах.
Основная задача схоластики –
обоснование, защита и систематизация религиозных догматов логическим путем.
Получила прозвище: «Философия – служанка богословия».
Слайд 16
Отличительные черты:
оторванность от реальности
замкнутость
консерватизм
схематичность
назидательность
полное и беспрекословное подчинение
религиозным идеям, догматизм
Слайд 17
Этапы развития:
Ранняя схоластика (IX-XII вв);
Средняя схоластика (XIII в.
– золотой век схоластики);
Поздняя схоластика (XIV-XV вв.).
Слайд 18
Знание схоласты подразделяли на два вида:
1.Сверхъестественное, даваемое в
откровении (то, что имел в виду Бог, закладывая мысль
в Библию);
2.Естественное, отыскиваемое человеческим разумом (то, что сумел человек понять из текста Библии)
Слайд 19
РЕАЛИЗМ – подлинно существующими считаются не сами вещи,
а их общие понятия – универсалии.
НОМИНАЛИЗМ реально существуют
только конкретные вещи, а общие понятия (универсалии) – воспринимаются как имена вещей.
Слайд 20
Крупнейший представитель «золотого века» схоластики – Фома Аквинский
(THOMAS AQUINAS)
(1225 – 1274).
Слайд 21
5 доказательств бытия Бога:
Вечный перводвигатель – БОГ;
Первопричина мира
– БОГ;
Необходимость – БОГ;
Наивысшее качество (совершенство) – БОГ;
Разумное начало,
направляющее все к цели и придающее смысл всему – БОГ.
Слайд 23
ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ФИЛОСОФИИ ФОМЫ АКВИНСКОГО:
даны пять доказательств бытия
Бога;
систематизирована схоластика;
закреплено разделение эссенции (сущности) и экзистенции (существования);
вычленены сферы
бытия, которые можно познать только через откровение;
Слайд 24
Историческая ситуация в Европе 15-16 вв.
- Формирование
национальных государств и абсолютных монархий в Европе;
Расширение исторических, географических
и космографических представлений о человеке и Вселенной;
Открытие в ходе крестовых походов Востока и Колумбом – Нового Света;
- Глубокие социальные потрясения и религиозные войны в Германии, Франции, Испании.
Слайд 41
Термин «Возрождение» был впервые использован итальянским художником и
архитектором Джорджо Вазари в книге «Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев,
ваятелей и зодчих» в 1550 году.
Слайд 42
На философию оказало влияние:
развитие естествознания
великие географические открытия
развития
нового буржуазного способа производства, зачатки которого начали формироваться в
XIV — XVI вв. в городах западной Европы.
Слайд 43
Характерные черты:
индивидуализм и субъективизм стали основаниями культуры Возрождения;
гуманизм
как новое мировоззрение, этика, социальный идеал и научный метод;
антицерковная
и антисхоластическая направленность, секуляризация общественной жизни;
жизнеутверждающий характер и оптимизм;
история утрачивает свой священный смысл и становится практическим делом реальных людей;
возрождение античного культурного наследия;
создание новой пантеистической картины мира;
титанизм создает не только великих героев, но и антигероев.
Слайд 44
Гуманизм (человек, человеческое) – признание ценности человека как личности,
где блага человека – высший и окончательный критерий.
Слайд 45
Антропоцентризм – философский мировоззренческий принцип, содержанием которого является
понимание мира в связи с включенностью в него человека
как сознательного, деятельного существа.
Слайд 46
Пантеизм (пан – все, теизм – божественный) –
тождество природы и Бога, который растворен в мире, в
любых вещах. Здесь имеются элементы материализма, частичный отход от ортодоксального теизма.
Слайд 47
Основные направления философии Возрождения:
гуманистическое;
неоплатоническое;
натурфилософское;
реформационное;
политическое;
социалистическо-утопическое.
Слайд 48
Родоначальником гуманизма считается Франческо Петрарка (1304-1374) «О невежестве
собственном и многих других», «Книга песен», «О презрении к
миру»;
отвергает схоластическую ученость;
предлагает новый подход к оценке античного наследия: стремиться не только подняться до высот античной культуры, но и превзойти ее;
подлинная философия должна стать наукой о человеке;
заложил основы личностного самосознания Возрождения.
Слайд 49
Наиболее известные философы - гуманисты
Данте Алигьери (1265-1321) «Божественная
комедия», «Новая жизнь»;
Джованни Пико делла Мирандола (1463-1494) «Речь о
достоинстве человека»;
Лоренцо Валла (1507-1557) «О наслаждении как истинном благе»;
Эразм Роттердамский (1466-1536) «Похвала глупости»;
Мишель Монтень (1533-1592) «Опыты».
Слайд 50
Основные черты натурфилософии:
обоснование материалистического взгляда на мир;
стремление отделить
философию от теологии;
формирование научного мировоззрения;
выдвижение новой картины мира;
утверждение, что
мир познаваем;
главенствует наука, которая пытается изменить мир.
Слайд 51
Бертран Рассел, философ, математик, лауреат «Нобелевской премии» в
области литературы в своем труде «История западной философии» дал
отличие авторитета науки от авторитета церковной догмы:
авторитет науки по своему характеру является интеллектуальным, а не правительственным;
никакие кары не обрушиваются на головы тех, кто отвергает авторитет науки;
никакие соображения выгоды не влияют на тех, кто его принимает;
авторитет наука завоевывает исключительно призывом к разуму;
авторитет науки как бы соткан из частичек и кусков, а не цельной системы – как церковная догма;
если церковный авторитет провозглашает свои суждения абсолютно верными и неизменными во веки веков, то суждения науки являются опытными, делаются на основе вероятностного подхода и признаются относительными.
Слайд 52
Представители натурфилософии эпохи Возрождения:
Леонардо да Винчи (1452-1519) «Книга
о живописи», «Об истинной и ложной науке»;
Николай Кузанский (1401-1464)
«Об ученом незнании», «О предположениях» и др.;
Николай Коперник (1473-1543) «Об обращении небесных сфер»;
Джордано Бруно (1548-1600) «О природе, начале и едином», «О бесконечности Вселенной и мирах» и др.;
Галилео Галилей (1564-1642) «Звездный вестник», «Диалог о двух главных системах мира» и др.
Слайд 53
Николай Коперник совершил переворот в естествознании, разработав гелиоцентрическую
систему мира
солнце является центром мироздания, что опровергало геоцентрическую систему
мира Птолемея;
земля имеет двойное движение: суточное вращение и годовое круговое вращение вокруг Солнца;
космос бесконечен и все космические тела движутся по собственной траектории;
процессы в космосе объяснимы с точки зрения природы и лишены «священного» смысла.
Слайд 54
Джордано Бруно
Солнце центр Вселенной по отношению к Земле,
но не центр Вселенной;
Вселенная не имеет центра и бесконечна;
звезды
подобны Солнцу и имеют свои планетные системы;
все небесные тела обладают свойством движения;
выдвинул гипотезу о том, что во Вселенной мы не одиноки и могут быть разумные существа;
не существует Бога отдельного от Вселенной, Вселенная и Бог – одно целое.
Слайд 55
Галилео Галилей - один из основателей современной экспериментальной
науки. Впервые показал как важен инструментарий для развития науки.
ввел
метод наблюдения, выдвижения гипотезы и их опытной проверке на практике;
открыл значение ускорения в динамике
установил закон падения тел;
изучая полет снарядов, установил принцип параллелограмма;
отстаивал гелиоцентрическую систему мира;
изобрел телескоп и обнаружил ряд важных явлений: пятна на Солнце, горы на Луне, Млечный путь состоит из множества отдельных звезд, наблюдал фазы Венеры, открыл спутники Юпитера.
Слайд 56
Социально-политическим концепциям Возрождения относятся реформация, политическая философия Н.Макиавелли,
социалистическо-утопическое направление.
Реформация послужила идеологическим обоснованием политической и вооруженной
борьбы за реформу Церкви и католицизма.
Политическая философия Никколо Макиавелли исследовала проблемы управления реально существующим государством, методы влияния на людей, приемы политической борьбы.
Социалистическо-утопическое направление основное внимание сосредоточило на разработке проектов идеального государства, где восторжествовала социальная справедливость, основанная на общественной собственности.
Слайд 57
Основоположником Реформации был Мартин Лютер, который 31 октября
1517 г. прибил 95 тезисов против индульгенций
общение между Богом
и верующими должно происходить напрямую, без участия католической Церкви;
церковь должна стать демократичной, а обряды понятными людям;
требовал уменьшение влияния на политику других государств со стороны Папы Римского;
должен быть восстановлен авторитет государственных институтов и светской власти;
освободить культуру и образование от засилья католических догм;
необходимо отменить индульгенции.
Слайд 58
Основные идеи политической философии
Никколо Макиавелли (1469-1527):
человек
изначально обладает злой природой;
движущими мотивами поступков становятся эгоизм и
стремление к личной выгоде;
для обуздания низменной натуры человека создается особая организация – государство;
на основании опыта истории и современных ему событий раскрывает как завоевывается власть, как она удерживается и теряется;
правитель должен быть «хитрым как лис, свирепым как лев»;
ни в коем случае правитель не должен посягать на имущество и личную жизнь людей;
центральное место также занимает в его учении идея «фортуны» (судьбы), которая благоволит молодым и богатым;
в борьбе за политическую власть, и в особенности за освобождение родины от посягательств иностранного владычества, допустимы все средства, в том числе коварные и аморальные.
Слайд 59
Социалистическо-утопическое направление
Томас Мор и Томазо Кампанелла:
Т. Мор
«Утопия»:
Не существует частной собственности;
Всеобщая 6-часовая трудовая мобилизация;
Действует принцип: «От
каждого по способностям, каждому по труду»;
Первичной ячейкой общества является «трудовая семья»
Мужчины и женщины имеют равные права;
Т.Кампанелла «Город Солнца»:
Отсутствует частная собственность;
все участвуют в трудовом процессе;
труд совмещается с одновременным обучением;
жизнь соляриев регламентирована до мельчайших подробностей;
дети живут отдельно от родителей и воспитываются в специальных школах;
во главе Города Солнца стоит пожизненный правитель – Метафизик.
Слайд 61
Философия эпохи Возрождения
Принцип, согласно которому Бог растворен в
природе, называется:
А).Гуманизм Б).Пантеизм В).Солипсизм
Виднейшим представителем итальянского гуманизма является:
А).Кузанский
Б). Роттердамский В).Петрарка Г).Лейбниц
Слайд 62
Философия эпохи Возрождения
Назовите одну из ключевых ценностей гуманизма:
А).Бог-творец
Б).Культ наслаждения и пользы
В). Рациональность
В честь какого античного мыслителя
назван период философии Возрождения?
А).Сократ Б).Платон В).Аристотель
Слайд 63
Философия эпохи Возрождения
Одна из важнейших утопий эпохи Возрождения
носила это поэтическое название:
А). «Похвала глупости»
Б). «Город солнца»
В). «Левиафан»
Г).
«Об удовольствии или истинном благе».
Слайд 66
Новое время - XVII век - стал переломным
в европейской истории. Важнейшим фактором становится развитие НАУКИ.
Слайд 67
Характерные черты Нового времени:
Развивается экспериментальное математическое естествознание;
Слайд 68
Характерные черты Нового времени:
было завершено создание классической механики,
которое основывалось на достигнутых результатах И.Ньютона, Э.Торричелли, И.Кеплера, Н.Коперника
и др.
Слайд 69
Характерные черты Нового времени:
Государства более заменяют Церковь как
орган управления, контролирующий культуру;
Слайд 70
Характерные черты Нового времени:
Происходит становление капитализма;
Слайд 71
Характерные черты Нового времени:
В странах бушевали ранние буржуазно-демократические
революции;
Слайд 72
в философии оформились два направления – эмпиризм и
рационализм;
Характерные черты Нового времени:
Слайд 73
Характерные черты Нового времени:
философия выступает за практическую значимость
своих концепций, за их жизненное применение, за реальное влияние
на человеческие судьбы.
Слайд 74
Фрэнсис Бэкон (1561-1626) – член парламента Великобритании, впоследствии
лорд-канцлер, родоначальник английского материализма, предложил метод опытного изучения природы.
Основные
труды: «Новый Органон», «О достоинстве и преумножении наук», «Новая Атлантида» и др.
Известные изречения:«Знание – сила», «природа не храм, а мастерская», «мы столько можем, сколько знаем».
Основные идеи: дать человеку средствами научных открытий и изобретений овладеть силами природы;
впервые провел классификацию наук;
разработал метод индукции;
указал конкретные пути познания;
обозначил заблуждения «идолы» разума.
«Знание – сила».
«Истина дочь времени,
а не авторитета»
Слайд 77
РАЦИОНАЛИЗМ (от лат. Ratio разум) – направление в
философии, согласно которому основой бытия и познания является разум.
Слайд 78
Выделяют два основных направления рационализма:
ОНТОЛОГИЧЕСКОЕ;
ГНОСЕОЛОГИЧЕСКОЕ;
Выделяют и третье направление
- ЭТИЧЕСКОЕ.
Слайд 80
Главные аргументы рационалистов в споре с эмпириками:
опыт, не
переработанный разумом, не может лежать в основе познания;
разум способен
самостоятельно делать открытия, которые лишь впоследствии могут быть подтверждены опытным путем.
Слайд 81
Наибольший вклад в разработку рационализма внесли:
Р.Декарт
Б.Спиноза
Г.В. Лейбниц
Слайд 82
Рене Декарт (René Descartes)
(1596-1650)
французский философ, математик, механик, физик
и физиолог, создатель аналитической геометрии и алгебраической символики, автор
метода сомнения в философии, механицизма в физике и афоризма:«COGITO, ERGO SUM» - «Я МЫСЛЮ, СЛЕДОВАТЕЛЬНО,СУЩЕСТВУЮ»
Слайд 84
Основные труды Р.Деката:
«Рассуждение о методе…» (1637);
«Размышления
о первой философии…» (1641);
«Первоначала философии» (1644).
Слайд 85
Заслуга Р. ДЕКАРТА перед философией в том, что
он:
обосновал ведущую роль разума в познании;
обосновал учение о субстанции,
ее атрибутах и модусах;
стал автором теории дуализма (попытка примирения материализма и идеализма);
выдвинул теорию о научном методе познания и о «врожденных идеях».
Слайд 86
СУБСТАНЦИЯ- это все, что существует, не нуждаясь для
своего существования ни в чем, кроме самого себя.
Два
рода субстанций: 1. материальные (вещи); 2.духовные (идеи)
Слайд 87
Научный метод Р. Декарта – ДЕДУКЦИЯ - опора
только на достоверные знания и с помощью разума и
логических приемов получение новых достоверных знаний.
Слайд 88
ПРИЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:
1) Допускать в качестве исходных положений только достоверное
знание;
2) Сложную проблему расчленять на отдельные, более простые задачи;
3) Последовательно переходить
от известных и доказанных вопросов к неизвестным и недоказанным;
4) Строго соблюдать последовательность, логическую цепь исследования, не пропуская ни единого звена.
Слайд 89
Суть учения о врожденных идеях – существует особый
род знаний, не нуждающихся в доказательствах. Эти истины (аксиомы)
изначально очевидны и достоверны.
Слайд 90
Идеи могут быть двух видов:
ПОНЯТИЯ: Бог, число,
тело, душа, воля и т.д.;
СУЖДЕНИЯ: «целое больше своей
части», «нельзя одновременно быть и не быть» и т.д.