Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему Кресты — сурэх.

Кресты — сурэх. В музеях Республики Саха хранится большое количество якутских крестов, носимых как нагрудное украшение. Якутские кресты никогда не были предметом пристального исследования: ни в дореволюционное, ни, тем более, в советское время.
Кресты — сурэх. Кресты — сурэх.   В музеях Республики Саха хранится большое Оба вида крестов на якутском языке назывались совершенно одинаково По форме и конструкции они близки к славянским крестам .   Основной техникой их изготовления было литье. Иногда они украшались Искусство этого периода отразило существенные стороны характера складывающейся великорусской На лицевой стороне таких крестов обычно изображалось Распятие. В Источники информации:http://www.yakutskhistory.net/культура/якутское-декоративное-искусство/ СПАСИБО
Слайды презентации

Слайд 2 Кресты — сурэх.
В музеях

Кресты — сурэх.  В музеях Республики Саха хранится большое

Республики Саха хранится большое количество якутских крестов, носимых как

нагрудное украшение. Якутские кресты никогда не были предметом пристального исследования: ни в дореволюционное, ни, тем более, в советское время. Единственным исключением является книга Ф.М.Зыкова "Ювелирные изделия якутов", где в главе "Описание ювелирных изделий" из общего комплекса украшений якутов автор выделяет предметы культового назначения. Из них наиболее распространенными и разнообразными были кресты, которые носили как украшения. Кресты-сурэх можно условно разделить на два больших вида: 1) нательные кресты — тельники; 2) кресты нагрудные, носимые как украшения.

Слайд 3 Оба вида крестов на якутском

Оба вида крестов на якутском языке назывались совершенно одинаково

языке назывались совершенно одинаково — словом "сурэх". Обряд крещения

по-якутски называется "сурэхтэнии". Нательные кресты якуты получали при совершении обряда крещения и получении ресты-тельники из Центральной России, где они и производились. Одним из центров ювелирного промысла в России было село Красное-на-Волге (Костромская губерния). "Красносельские крестечники снабжали почти всю Россию медными и серебряными литыми крестами. На Ирбитскую ярмарку отправляли их возами, Макарьевская была постоянным местом сбыта". Кроме нательных крестов в мастерских ювелиров-кустарей Серовых, Гольцовых и других отливали медные иконки, кресты-распятия, наугольники к Евангелиям, застежки к книгам и многое другое. Нагрудные кресты, носимые как украшения, предположительно, появились в Якутии в первой половине XIXвека. Предстоит выяснить историю их возникновения у якутов, с чем это связано. Носили их и мужчины, и женщины как украшение и как символ принадлежности к православному вероисповеданию. В собраниях музеев республики нагрудные кресты, как это ни странно, встречаются чаще, чем нательные кресты. христианского имени. Были они из серебра, меди, латуни.

Слайд 5 По форме и конструкции они

По форме и конструкции они близки к славянским крестам

близки к славянским крестам — энколпионам и крестам —

мощевикам. Кресты — энколпионы на Руси были широко распространены в X — XIV вв., служили вместилищем святых мощей и носились поверх одежды, являясь символом принадлежности к христианской религии. X — XIV вв. на Руси — это время активного принятия православия, время приживания новой веры, в то же время шел процесс обрусения христианства, время христианизирования связанного с язычеством народного быта, народного сознания. В домонгольский период энколпионы были самой распространенной формой нагрудного креста, делались они из серебра, меди и медных сплавов.

Слайд 6 . Основной техникой их изготовления было

.  Основной техникой их изготовления было литье. Иногда они украшались

литье. Иногда они украшались гравировкой, чернью, эмалью. Местом их

массового производства был древний Киев. Изображения на энколпионах, изготовлявшихся в массовом количестве в одних и тех же литейных формах, были довольно ограничены в своих вариантах. Это, чаще всего, — изображения Богоматери, Николы, архангелов, распятия, евангелистов. В XIV в. особую роль в развитии русского искусства сыграл Великий Новгород. XIV век был для Новгорода временем большого подъема культуры. В это время здесь был построен ряд каменных церквей, значительных по размеру, создаются замечательные произведения живописи, развиваются художественные ремесла. При этом в новгородском искусстве более отчетливо отражено своеобразное переплетение языческих и христианских мотивов. В конце XIV – XV вв. русская культура испытывала необычайный подъем. Этот подъем явился результатом крупных социально-экономических и политических сдвигов внутри государства и укрепления его международного авторитета. Главные усилия русского народа в это время были направлены на создание централизованного единого государства.

Слайд 7 Искусство этого периода отразило существенные

Искусство этого периода отразило существенные стороны характера складывающейся великорусской

стороны характера складывающейся великорусской народности: стойкость, героизм, умение преодолевать

невзгоды, трудности, чувство ответственности за судьбу Родины. В борьбе за укрепление централизованного государства активно участвовала православная церковь, которая в 1448 г. объявила себя автокефальной, т.е. независимой от власти константинопольского партриарха. XIV — XV вв. кресты-мощевики постепенно сменили кресты-энколпионы домонгольского типа. Кресты — мощевики представляли собой довольно глубокий крестообразный ковчег, прикрываемый литой или гравированной крышкой.

Слайд 8 На лицевой стороне таких крестов

На лицевой стороне таких крестов обычно изображалось Распятие. В

обычно изображалось Распятие. В XVI — XVII вв. встречаются

отдельные экземпляры крестов-энколпионов и крестов-мощевиков из серебра. В это же время начинается активное освоение Сибири русскими землепроходцами, казаками, миссионерами, которые брали с собой в далекий край свои реликвии — иконы, кресты и т.д. Предположительно, что именно таким образом могли попасть в Сибирь, а в дальнейшем и в Якутию, прекрасные образцы русского ювелирного дела — серебряные кресты-энколпионы и кресты-мощевики. Возможно что именно эти кресты послужили образцами для якутских мастеров — ювелиров при изготовлении нагрудных украшений в виде крестов. Нагрудные кресты у якутов обогатились новыми элементами: носили их на груди на широких цепочках довольно сложной конструкции, появилось множество различных подвесок, дополнялись щипчиками, копоушками и т.д. У казанских татар в комплексе женских украшений также встречается украшение с крестом.

Слайд 9 Источники информации:
http://www.yakutskhistory.net/культура/якутское-декоративное-искусство/

Источники информации:http://www.yakutskhistory.net/культура/якутское-декоративное-искусство/

  • Имя файла: kresty-sureh.pptx
  • Количество просмотров: 110
  • Количество скачиваний: 0