Слайд 2
Дебют
начало шахматной партии, имеющее целью скорейшую мобилизацию (развитие,
развёртывание) сил.
начало шахматной партии
Слайд 3
Миттельшпиль
от нем. Mittelspiel
— середина игры
— следующая за дебютом стадия шахматной партии, в которой развиваются
основные события в шахматной борьбе — атака и защита, позиционное маневрирование,
комбинации и жертвы. Характеризуется большим количеством фигур и разнообразием планов игры.
Слайд 4
ЭНДШПИЛЬ
нем. Endspiel
заключительная стадия партии;
различают ферзевые, ладейные, легкофигурные
и пешечные эндшпили.
Эндшпиль начинается тогда, когда на доске остается
сравнительно небольшое количество фигур и прямые атаки на короля с характерными для середины игры комбинационными осложнениями, за редким исключением, невозможны.
Слайд 5
Виды эндшпилей
Пешечные;
Коневые;
Слоновые;
Ладейные;
Ферзевые.
Слайд 6
Материал
фигуры и пешки, которыми располагает игрок в шахматной
партии. Обладание лишним материалом предопределяет материальное преимущество. Отдача материала
для получения решающего преимущества — комбинация, жертва.
Слайд 7
Связка
положение, когда фигура не может сделать ход из-за
того, что после её хода поле, на котором стоит
король, будет атаковано. Связанной может также быть фигура, ход которой приведет к потере ферзя или проигрышу качества.
Слайд 8
Шах
— позиция, в которой король атакован вражеской фигурой
или пешкой.
Обозначается при записи
+
Слайд 9
Двойной шах
— позиция, в которой королю объявляют
шах сразу две фигуры.
Слайд 10
Вскрытый шах
разновидность открытого нападения, при которой шахматная фигура,
делая ход, открывает линию действия другой фигуры, под ударом
которой оказывается король, тем самым объявляется шах.
Слайд 11
Вилка
ход, после которого под боем оказываются две (и
более) шахматные фигуры противника.
Слайд 12
Пат
позиция, в которой какой-либо стороне не объявлен шах,
но она не имеет возможности сделать ход.
Слайд 13
Полуход
один ход белых или один ход чёрных, единица
измерения и минимальная единица изменения позиции на шахматной доске.
Два полухода составляют ход, представляющий собой одну строку в записи шахматной партии на бумаге.
Слайд 14
Поле
единица шахматного пространства, то же, что и «пункт»,
«клетка шахматной доски».
Обладание ключевыми полями в данной конкретной
позиции предопределяет позиционное преимущество.
Слайд 15
Превращение
замена пешки при достижении последней горизонтали на любую
фигуру своего цвета (кроме короля).
Слайд 16
Превращение «слабое»
превращение пешки не в самую сильную фигуру
(то есть не в ферзя, как обычно), а, например,
в коня, слона или ладью. При этом «слабое» превращение может быть сильнейшим ходом (!).
Слайд 17
Размен
ход (серия ходов), при котором (которых) стороны осуществляют
обмен примерно равноценным материалом
Слайд 18
Рокировка
ход в шахматной партии, имеющий целью увести короля
из центра; при короткой рокировке король эвакуируется на королевский
фланг, при длинной — на ферзевый.
Слайд 19
Как производится рокировка
При осуществлении рокировки король переносится через
одно поле, ладья ставится на то поле, через которое
«перепрыгнул» король.