Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему Лекция 4. Типология культур

Содержание

Типология культур – это выделение и классификация основных типов культур на основании их сходства
Лекция 4. Типология культур4.1. Глобальная культура – локальные культуры; мировая культура – Типология культур – это выделение и классификация основных типов культур на основании их сходства 4.1. Глобальная культура – локальные культуры; мировая культура – этнические и национальные Компоненты мировой культурыВысокая художественная культураПродукция массовой культурыЭлементы социального поведенияМеждународное право, в котором Этническая культура – это культура в основе которой лежат ценности, принадлежащие Этнические (народные) культурыЭтнос (греч. племя, народ) – исторически сложившаяся на определенной территории Этническая культураВ рамках этнической культуры люди связаны общностью происхождения (кровным родством), совместно Национальная культура объединяет людей, живущих на больших пространствах и не обязательно связанных Признаки национальной культурыПисьменностьСформировавшийся литературный языкСпециализированные области культурыСистема образованияСистема культурных учреждений (театры, музеи, библиотеки и т.д.). 4.2. Региональная типологизация: культуры Востока, Запада и ЮгаТрадиционно под «Востоком» понимают Азию, Запад – это целостный культурно-цивилизационный комплекс, который характеризуется господством принципов и ценностей Признаки западной культуры:Основа западной культуры – ускоренный технический прогресс, приоритет экономики, бизнеса Восток – это альтернативный «Западу» культурно-цивилизационный комплекс, для которого характерны духовность, идеализм, Признаки восточной культуры:Консервативность, отсутствие исторической динамикиОснова восточной культуры – традицииЧеловек связан с Восток и Запад в диалоге культур Восток и Запад в диалоге культур У-вей – термин китайской философии, особенно даосизма. Означает созерцательную пассивность, недеяние, «не-влияние». Культура Юга – это культура народов субтропического пояса – Африки, Океании, Меланезии (около миллиарда человек) Признаки культуры Юга:Формы материального производства примитивныеЗастойность культурной жизни, колонии европейских государствРазнообразие этнического Формы материального производства примитивные Застойность культурной жизни, это бывшие колонии европейских государств Разнообразие этнического состава Языческие верования, ритуалы, обычаи: вера в духов, магия, шаманство, колдовство, идолы, фетиши Языческие верования, ритуалы, обычаи: вера в духов, магия, шаманство, колдовство, идолы, фетиши Искусство экспрессивно: музыка, танцы выражают бурные эмоции Для изобразительного искусства характерны яркие краски, острые угловатые формы, гротеск 4.3. Исторические типологии культурАрхеологическия типология: культура каменного века:Культура палеолита – древнего каменного Типология культуры, построенная на основе европейской историиПервобытная культураАнтичная культураСредневековая культураКультура эпохи ВозрожденияКультура Нового времениСовременная культура Типология культуры Э. Тайлора и Л. МорганаДикость – период от появления человека Типология культур по их отношению к традициям: выделяют традиционные культуры и инновационные Типология культур Маргарет Мид 4.4. Формационные и цивилизационные типологии культур Формационный подход к типологии культуры  (К. Маркс и Ф. Энгельс)Ключевое понятие, Механизм перехода от одной общественно-экономической формации к другой 4.5. Теория культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского. Основной труд – «Россия и Европа» Основные идеи теории культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского (продолжение):Данилевский выделяет преемственные и Славянский тип культуры в теории Н.Я. ДанилевскогоЧетырёхосновных культур, проявивших себя в четырех 4.6. Культурологическая концепция немецкого философа, историка, теоретика культуры Освальда Шпенглера Основной труд Основные идеи концепции О. Шпенглера В основе любой культуры лежит прасимвол, который Соотнесенность понятий «культура» и «жизнь». Культура – особый сверхорганизм. Как любой живой 4.7. Концепция локальных цивилизаций А. Тойнби (1889-1975). Изложена в 12-томном труде «Исследование Общество состоит из двух взаимодействующих частей: творческого меньшинства и пассивного инертного большинства. А. Тойнби разработал теорию «вызова – ответа». Возникновение и развитие цивилизации определяется Генезис цивилизации Тойнби воспроизводит в концепции «Вызова-и-Ответа». Импульсом для возникновения цивилизации становится Теория «Ухода-и -Возврата» творческого меньшинства: когда новые идеи не воспринимаются инертным большинством, Механизм мимезисаОтветы творческого меньшинства на Вызов среды принимает форму, понятную нетворческому большинству, 4.8. Теория культурных суперсистем П. Сорокина (1889-1968) изложена в 4-томном труде «Социальная Идеациональная (идеационная) культура существовала в Европе в Средние века. Её главная ценность Чувственная (сенситивная) культура появилась в конце XI в. в Европе. Она утверждала Идеалистическая культура означает органическое слияние идеациональной и чувственной культур, основана на их В любую эпоху существуют все три типа культуры, но один из них Понятие цивилизации в современной культурологической мысли Этапы взаимодействия цивилизаций по С. Хантингтону1. До 1500 г. – «случайные встречи»:
Слайды презентации

Слайд 2 Типология культур – это выделение и классификация основных

Типология культур – это выделение и классификация основных типов культур на основании их сходства

типов культур на основании их сходства


Слайд 3 4.1. Глобальная культура – локальные культуры; мировая культура

4.1. Глобальная культура – локальные культуры; мировая культура – этнические и

– этнические и национальные культуры
Мировая культура – это синтез

лучших достижений национальных культур всех народов, отражающий общеродовые связи человечества.
Основой современной мировой культуры считается европейская культура городского типа. Мировая культура современности носит глобальный характер.

Слайд 4 Компоненты мировой культуры
Высокая художественная культура
Продукция массовой культуры
Элементы социального

Компоненты мировой культурыВысокая художественная культураПродукция массовой культурыЭлементы социального поведенияМеждународное право, в

поведения
Международное право, в котором фиксируется признание культурной самобытности народов
Наука

как всеобщее достояние
Мировая культура включает множество локальных культур – этнических и национальных


Слайд 5 Этническая культура – это культура в основе которой

Этническая культура – это культура в основе которой лежат ценности,

лежат ценности, принадлежащие той или иной этнической группе. Этнические

культуры возникли в древности в форме племенной культуры; её формируют этносы.

Слайд 6 Этнические (народные) культуры

Этнос (греч. племя, народ) – исторически

Этнические (народные) культурыЭтнос (греч. племя, народ) – исторически сложившаяся на определенной

сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими

чертами, единой культурой, языком, сознанием своего единства и отличия от других образований, самоназванием (этнонимом).
Исторические формы этнических общностей: род, племя, народность, нация.

Слайд 7 Этническая культура
В рамках этнической культуры люди связаны общностью

Этническая культураВ рамках этнической культуры люди связаны общностью происхождения (кровным родством),

происхождения (кровным родством), совместно осуществляемой деятельностью.
Черты этнической культуры: местная

ограниченность (локализация), узкое социальное пространство (племя, община, этническая группа), консерватизм, преемственность, господство традиций, привычек.

Слайд 8 Национальная культура объединяет людей, живущих на больших пространствах

Национальная культура объединяет людей, живущих на больших пространствах и не обязательно

и не обязательно связанных кровнородственными связями. Национальная культура является

фактором и результатом формирования нации.

Слайд 9 Признаки национальной культуры
Письменность
Сформировавшийся литературный язык
Специализированные области культуры
Система образования
Система

Признаки национальной культурыПисьменностьСформировавшийся литературный языкСпециализированные области культурыСистема образованияСистема культурных учреждений (театры, музеи, библиотеки и т.д.).

культурных учреждений (театры, музеи, библиотеки и т.д.).


Слайд 10 4.2. Региональная типологизация: культуры Востока, Запада и Юга
Традиционно

4.2. Региональная типологизация: культуры Востока, Запада и ЮгаТрадиционно под «Востоком» понимают

под «Востоком» понимают Азию, а под «Западом» – Европу

и Северную Америку.

Слайд 14 Запад – это целостный культурно-цивилизационный комплекс, который характеризуется

Запад – это целостный культурно-цивилизационный комплекс, который характеризуется господством принципов и

господством принципов и ценностей материализма, практицизма, рационализма, индивидуализма, свободы

и демократии

Слайд 16 Признаки западной культуры:
Основа западной культуры – ускоренный технический

Признаки западной культуры:Основа западной культуры – ускоренный технический прогресс, приоритет экономики,

прогресс, приоритет экономики, бизнеса в решении проблем.
Потребительское отношение

к природе
Склад ума логический
В социальной сфере – большое разнообразие норм, динамизм, ускоренный темп жизни, предприимчивость
Инновационность, расшатывание традиций

Слайд 17 Восток – это альтернативный «Западу» культурно-цивилизационный комплекс, для

Восток – это альтернативный «Западу» культурно-цивилизационный комплекс, для которого характерны духовность,

которого характерны духовность, идеализм, иррационализм, общинное начало, коллективизм, тоталитаризм


Слайд 19 Признаки восточной культуры:
Консервативность, отсутствие исторической динамики
Основа восточной культуры

Признаки восточной культуры:Консервативность, отсутствие исторической динамикиОснова восточной культуры – традицииЧеловек связан

– традиции
Человек связан с социальной группой, подчинен ей
Неотделимость человека

от окружающей природы, созерцательность
Консерватизм, аскетизм, конформизм
Церемониальность социальных контактов
Искусство возвышенное, изящное, условное, декоративное, утонченное
Символ восточной культуры – человек в лодке без вёсел.

Слайд 20 Восток и Запад в диалоге культур

Восток и Запад в диалоге культур

Слайд 21 Восток и Запад в диалоге культур

Восток и Запад в диалоге культур

Слайд 32 У-вей – термин китайской философии, особенно даосизма. Означает

У-вей – термин китайской философии, особенно даосизма. Означает созерцательную пассивность, недеяние,

созерцательную пассивность, недеяние, «не-влияние». Мир – священный сосуд, которым

нельзя манипулировать, он не нуждается в поправках, вмешательстве. Энергия из реальности должна быть перенаправлена на духовный рост.
Мудрый человек предпочитает «недеяние», то есть делает только то, что требует от него Природа, следовать внутренней природе, не совершать насилия над собой.
Символом восточной культуры является человек в лодке без весел.

Слайд 39 Культура Юга – это культура народов субтропического пояса

Культура Юга – это культура народов субтропического пояса – Африки, Океании, Меланезии (около миллиарда человек)

– Африки, Океании, Меланезии (около миллиарда человек)


Слайд 40 Признаки культуры Юга:
Формы материального производства примитивные
Застойность культурной жизни,

Признаки культуры Юга:Формы материального производства примитивныеЗастойность культурной жизни, колонии европейских государствРазнообразие

колонии европейских государств
Разнообразие этнического состава
Языческие верования, ритуалы, обычаи: вера

в духов, магия, шаманство, колдовство, идолы, фетиши
Искусство экспрессивно: музыка, танцы выражают бурные эмоции
Для изобразительного искусства характерны яркие краски, острые угловатые формы, гротеск.




Слайд 41 Формы материального производства примитивные Застойность культурной жизни, это бывшие

Формы материального производства примитивные Застойность культурной жизни, это бывшие колонии европейских государств

колонии европейских государств


Слайд 42 Разнообразие этнического состава

Разнообразие этнического состава

Слайд 43 Языческие верования, ритуалы, обычаи: вера в духов, магия,

Языческие верования, ритуалы, обычаи: вера в духов, магия, шаманство, колдовство, идолы, фетиши

шаманство, колдовство, идолы, фетиши


Слайд 44 Языческие верования, ритуалы, обычаи: вера в духов, магия,

Языческие верования, ритуалы, обычаи: вера в духов, магия, шаманство, колдовство, идолы, фетиши

шаманство, колдовство, идолы, фетиши


Слайд 45 Искусство экспрессивно: музыка, танцы выражают бурные эмоции

Искусство экспрессивно: музыка, танцы выражают бурные эмоции

Слайд 46 Для изобразительного искусства характерны яркие краски, острые угловатые

Для изобразительного искусства характерны яркие краски, острые угловатые формы, гротеск

формы, гротеск


Слайд 47 4.3. Исторические типологии культур
Археологическия типология:
культура каменного века:
Культура

4.3. Исторические типологии культурАрхеологическия типология: культура каменного века:Культура палеолита – древнего

палеолита – древнего каменного века
Культура мезолита – среднего каменного

века
Культура неолита нового каменного века
Культура века металлов (медного, бронзового и железного веков)

Слайд 48 Типология культуры, построенная на основе европейской истории
Первобытная культура
Античная

Типология культуры, построенная на основе европейской историиПервобытная культураАнтичная культураСредневековая культураКультура эпохи ВозрожденияКультура Нового времениСовременная культура

культура
Средневековая культура
Культура эпохи Возрождения
Культура Нового времени
Современная культура


Слайд 49 Типология культуры Э. Тайлора и Л. Моргана
Дикость –

Типология культуры Э. Тайлора и Л. МорганаДикость – период от появления

период от появления человека до становления гончарства
Варварство – от

изобретения гончарного производства до появления письменности
Цивилизация – после появления письменности

Слайд 50 Типология культур по их отношению к традициям: выделяют

Типология культур по их отношению к традициям: выделяют традиционные культуры и

традиционные культуры и инновационные (современные) культуры. Инновационный (современный) тип

складывается в европейской культуре Нового времени начиная с XVII века.

Слайд 51 Типология культур Маргарет Мид

Типология культур Маргарет Мид

Слайд 52 4.4. Формационные и цивилизационные типологии культур

4.4. Формационные и цивилизационные типологии культур

Слайд 53 Формационный подход к типологии культуры (К. Маркс и

Формационный подход к типологии культуры (К. Маркс и Ф. Энгельс)Ключевое понятие,

Ф. Энгельс)
Ключевое понятие, используемое при формационном подходе – общественно-политическая

формация.
Общественно-политическая формация – совокупность уровня развития производительных сил и производственных отношений, общественных связей, политического строя на определенном этапе исторического развития. История рассматривается как общечеловеческая и как смена общественно-экономических формаций: первобытной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической.
Каждая новая формация вызревает в недрах предыдущей, отрицает её и затем сама отрицается ещё более новой формацией. Каждая формация – более высокий тип организации общества.
Тип культуры совпадает с типом формации (первобытная культура, феодальная культура и т.д.)

Слайд 55 Механизм перехода от одной общественно-экономической формации к другой

Механизм перехода от одной общественно-экономической формации к другой

Слайд 56 4.5. Теория культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского. Основной труд

4.5. Теория культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского. Основной труд – «Россия и

– «Россия и Европа» (1870). Основные идеи:
Нет единой для

всего человечества непрерывной мировой истории, имеются уникальные культуры с неповторимым содержанием.
Центральное понятие – «культурно-исторический тип» – это самобытная цивилизация, создавшая неповторимую культуру. В мировой истории Данилевский насчитывал 10 культурно-исторических типов: египетский, китайский – уединенный, ассиро-вавилоно-финикийский (древнесемитический), индийский – уединенный, иранский, еврейский, греческий, римский, новосемитический или аравийский, германо-романский, или европейский. Кроме того Данилевский выделяет два погибших американских типа – мексиканский и перуанский, и два формирующихся типа – славянский и «новоамериканский».


Слайд 57 Основные идеи теории культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского (продолжение):
Данилевский

Основные идеи теории культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского (продолжение):Данилевский выделяет преемственные

выделяет преемственные и уединенные типы. Преемственные типы успевают больше

и превосходят уединенные цивилизации. В этом заключается объяснение западного прогресса и восточного застоя: преемственные строятся не заново, а на основе пересмотра прежнего культурно-исторического типа.
В развитии каждого культурно-исторического типа выделяется 3 этапа: этнографический, политический, цивилизация.
Цивилизация – это этап расцвета культуры, на котором она проявляет себя в основных 4-х творческих сферах: религиозной, государственной (политической), сфере искусств и технической сфере. На основе творческих сфер Данилевский выделяет 4 типа культуры: первичные, одноосновные (еврейская культура – религиозная, римская – политическая), двухосновные (европейская культура – научная и промышленная), четырехосновные.

Слайд 58 Славянский тип культуры в теории Н.Я. Данилевского
Четырёхосновных культур,

Славянский тип культуры в теории Н.Я. ДанилевскогоЧетырёхосновных культур, проявивших себя в

проявивших себя в четырех разрядах деятельности (религиозной, культурной, политической,

общественно-экономической) пока нет, однако он предполагал, что это будет славянский тип: «Этот тип в первый раз представит синтез всех сторон культурной деятельности, которые разрабатываются его предшественниками. Это будет первый полный четырёхосновный культурно-исторический тип».

Слайд 59 4.6. Культурологическая концепция немецкого философа, историка, теоретика культуры

4.6. Культурологическая концепция немецкого философа, историка, теоретика культуры Освальда Шпенглера Основной

Освальда Шпенглера Основной труд – «Закат Европы» (1918). Основные идеи:
Отрицание

единого всемирно-исторического развития человечества. Как и Данилевский, он полагал, что всемирную историю составляют независимые, неповторимые культуры, со своей логикой развития. Всего Шпенглер насчитывал 8 таких культур: египетскую, античную, индийскую, вавилонскую, китайскую, арабскую, западную и мексиканскую.
Поскольку культуры оригинальны, непохожи, Шпенглер отрицал возможность продуктивного диалога между разными культурами.


Слайд 60 Основные идеи концепции О. Шпенглера В основе любой культуры

Основные идеи концепции О. Шпенглера В основе любой культуры лежит прасимвол,

лежит прасимвол, который является источником её своеобразия, формирует то,

что Шпенглер назвал «душой культуры». Я

Слайд 61 Соотнесенность понятий «культура» и «жизнь». Культура – особый

Соотнесенность понятий «культура» и «жизнь». Культура – особый сверхорганизм. Как любой

сверхорганизм. Как любой живой организм, она имеет индивидуальную судьбу,

проходит в своём развитии жизненный цикл, длящийся около тысячелетия, и имеющий:
Фазу детства (мифологический этап);
Фазу зрелости (метафизико-религиозный этап);
Фазу старости (цивилизация).
Неизбежность гибели культур.
Цивилизация – это заключительный этап в развитии культуры, на котором она деградирует и погибает. Для цивилизации характерны кризис духовной культуры (морали, искусства, литературы) и развитие материальной составляющей (техника, индустрия). В результате культура как «душа народа» погибает.

Слайд 62 4.7. Концепция локальных цивилизаций А. Тойнби (1889-1975). Изложена в

4.7. Концепция локальных цивилизаций А. Тойнби (1889-1975). Изложена в 12-томном труде

12-томном труде «Исследование истории». Единица исторического исследования должна быть

больше во времени и пространстве, чем национальное государство. Тойнби вводит понятие «локальная цивилизация» – обособленный и замкнутый социокультурный мир.

Слайд 67 Общество состоит из двух взаимодействующих частей: творческого меньшинства

Общество состоит из двух взаимодействующих частей: творческого меньшинства и пассивного инертного

и пассивного инертного большинства. Выработка необходимого адекватного ответа на

вызов среды – это функция творческого меньшинства, которое выдвигает новые идеи, претворяет их в жизнь, увлекает за собой остальных. Механизм взаимодействия между ними Тойнби называет мимезисом.


Слайд 68 А. Тойнби разработал теорию «вызова – ответа». Возникновение

А. Тойнби разработал теорию «вызова – ответа». Возникновение и развитие цивилизации

и развитие цивилизации определяется способностью творческого меньшинства найти и

дать правильный ответ на вызов природной или исторической ситуации.

Слайд 69 Генезис цивилизации Тойнби воспроизводит в концепции «Вызова-и-Ответа». Импульсом

Генезис цивилизации Тойнби воспроизводит в концепции «Вызова-и-Ответа». Импульсом для возникновения цивилизации

для возникновения цивилизации становится Вызов среды обитания, на которое

творческое меньшинство дает адекватный Ответ. Вызовы, стимулы могут быть как природные так и социальные.

Слайд 70 Теория «Ухода-и -Возврата» творческого меньшинства: когда новые идеи

Теория «Ухода-и -Возврата» творческого меньшинства: когда новые идеи не воспринимаются инертным

не воспринимаются инертным большинством, творческие личности, добровольно или по

принуждению, удаляются, происходит вынужденный Уход. Когда большинство обращается за помощью для выхода из кризиса, происходит Возврат творческого меньшинства, который дает успешный Ответ на Вызов среды.



Слайд 71 Механизм мимезиса
Ответы творческого меньшинства на Вызов среды принимает

Механизм мимезисаОтветы творческого меньшинства на Вызов среды принимает форму, понятную нетворческому

форму, понятную нетворческому большинству, оно стремится подражать меньшинству и

возникает мимесис – добровольное подражание.
Когда власть сосредоточена в руках людей, обладающих дарованиями и моральным авторитетом в обществе, это способствует возникновению и расцвету цивилизации. В период расцвета цивилизации массы подражают элите.
Однако постепенно силы творческого меньшинства иссякают, оно оказывается неспособным справиться с новыми проблемами, не может дать адекватный Ответ на Вызов среды. Элита захватывает власть, превращается в замкнутую касту, опирается не на дарования и авторитет, а на силу оружия.
Значительная часть населения превращается в «пролетариат», главным признаком которого является не бедность и низкое происхождение, а чувство неудовлетворенности. Это деструктивная часть общества способствует разрушению и гибели цивилизации.

Слайд 73 4.8. Теория культурных суперсистем П. Сорокина (1889-1968) изложена в

4.8. Теория культурных суперсистем П. Сорокина (1889-1968) изложена в 4-томном труде

4-томном труде «Социальная и культурная динамика» (1937–1941). П.А. Сорокин

выделял идеациональную, чувственную и идеалистическую культуры, которые представляют собой культурные суперсистемы.

Слайд 74 Идеациональная (идеационная) культура существовала в Европе в Средние

Идеациональная (идеационная) культура существовала в Европе в Средние века. Её главная

века. Её главная ценность – Бог. Тема идеацонального искусства

– сверхчувственное царство Божие; его герои – Бог, его окружение, ангелы, святые, грешники. Её темы – тайны мироздания, воплощения, искупления, спасения. Стиль искусства символичен. Его цель – не развлекать, не веселить, а приблизить верующего к Богу. Мир – это временное прибежище человека, отношение к нему отрицательное или безразличное.

Слайд 75 Чувственная (сенситивная) культура появилась в конце XI в.

Чувственная (сенситивная) культура появилась в конце XI в. в Европе. Она

в Европе. Она утверждала познание объективной действительности сенсорно, чувственно.

Эта культура светская и утилитарная. Темы чувственной культуры – природа, человек, реальные события, его герои – фермеры, крестьянки, рабочие. Её идеалы – комфорт, благополучие, личное счастье, эпикуреизм (склонность к удовольствиям, к изнеженной жизни).

Слайд 76 Идеалистическая культура означает органическое слияние идеациональной и чувственной

Идеалистическая культура означает органическое слияние идеациональной и чувственной культур, основана на

культур, основана на их синтезе: чувства уравновешиваются интеллектом, вера

– наукой, опытное познание – интуицией. Человек стремится удовлетворять как духовные, так и материальные потребности, хотя духовные рассматриваются как более высокие.

Слайд 77 В любую эпоху существуют все три типа культуры,

В любую эпоху существуют все три типа культуры, но один из

но один из них доминирует. Сорокин сделал вывод о

циклической смене культурных суперсистем. Причину кризиса современной культуры он видел в разрушении чувственной формы культуры западного общества, за которой последует новая интеграция

Слайд 79 Понятие цивилизации в современной культурологической мысли

Понятие цивилизации в современной культурологической мысли

  • Имя файла: lektsiya-4-tipologiya-kultur.pptx
  • Количество просмотров: 124
  • Количество скачиваний: 1
- Предыдущая Зелёная аптека