Слайд 2
Застучали наши ложки
Уважаемые
родители и педагоги!
Каждый год в нашем детском саду
я провожу фольклорные досуги и праздники. Особое внимание уделяю игре на деревянных ложках. Родители всегда удивляются, как дети легко справляются с этим народным инструментом. На самом деле не так уж это и просто. Поэтому я предлагаю мастер – класс, который поможет Вам вместе с нами играть на ложках.
Слайд 3
Приемы игры на ложках
I. Игра двумя ложками
Самый простой прием игры на ложках. Черенки ложек находятся
в обеих руках, в каждой руке по ложке. Черпаки ложек обращены друг к другу тыльными сторонами, которые при ударе образуют характерный сухой звук. С освоения этого простейшего приема начинается обучение игре на ложках. Возможность без особого навыка выполнять самые сложные ритмические рисунки позволяет ребенку сразу включиться в процесс творчества.
Слайд 4
II. Игра двумя ложками
Полость черпака одной ложки
зажата в ладони (обычно левой руки). Удар производится другой
ложкой. Приоткрывание полости между ложкой и ладонью, которая выполняет роль резонатора, позволяет извлекать звуки различной высоты. Дети этому приему игры придумали название – «Лошадка», так как при последовательном чередовании звуков различной высоты создается имитация цоканья копыт лошади.
Высокий или низкий, глухой или звонкий - все это ребенок слышит, когда он играет на ложках «Лошадку». Он не просто воспроизводит какие-то звуки, а учится анализировать и сравнивать услышанное.
Слайд 5
Ритм можно выстукивать также следующим образом: зажать черпаки
обеих ложек в ладонях и, разворачивая в разные стороны
кисти рук, производить удары.
Слайд 6
На двух ложках также можно играть следующим образом:
одна ложка находится у немного приоткрытого рта таким образом,
что ее полость (черпак) и полость рта создают своеобразный резонатор. Удар производится другой ложкой. Изменяя величину резонатора (открывая или закрывая рот), образуются звуки разной высоты.
Мастерски владея этим приемом, можно на ложках исполнить даже ритм-мелодию с небольшим диапазоном.
Детей дошкольного возраста этому приему, как правило, обучать следует осторожно, так как повышается опасность приобретения ими различных инфекций. Ведь ложка, находящаяся у рта ребенка, обычно оказывается не у рта, а в нем.
Слайд 7
III. Игра двумя ложками
Ложки держат в правой
руке; между их черенками (посередине) находится указательный палец. Выпуклые
стороны черпаков обращены друг к другу (интервал между ложками 1-3 см), черенки ложек зажаты в ладони руки. Удары осуществляются:
- по ладони левой руки;
- по правой и левой ногам (место немного выше колена);
- по ноге и ладони, которая находится над ногой;
- по плечу и ладони (тремоло).
Слайд 8
IV. Игра тремя ложками
Две ложки зажимаются в
левой руке: их черпаки находятся со стороны ладони, а
черенки (у основания черенка) зажаты между большим-указательным и средним-безымянным пальцами. Черпаки ложек обращены друг к другу выпуклыми сторонами с интервалом между ними 3-5 см. Третья ложка находится в правой руке.
Черпачок ложки, зажатой в правой руке, тремолирует между черпаками, черенками ложек, которые находятся в левой руке, а также наносит всевозможные прямые и скользящие (глиссандирующие) удары.
Слайд 9
V. Игра на четырех ложках
В каждой руке
находится по две ложки, которые закреплены в руках так,
как в четвертом приеме пара ложек в левой руке. Прямые удары чередуются в этом приеме с глиссандирующими.
Слайд 10
Помимо описанных выше шести приемов, которые являются основными,
существует еще много разновидностей игры на ложках.
Например, в
каждой руке создается своеобразный веер: по четыре ложки за черенки зажимаются между пальцев рук таким образом, чтобы черпаки ложек были обращены друг к другу выпуклыми сторонами.
Когда исполнитель ударяет ложками друг о друга или совершает ими глиссандирующие удары, то они не только самобытно звучат, но и очень зрелищно смотрятся в процессе игры.