всегда стоит цель: создать условия для формирования личности, способной
к творчеству и готовой обслуживать современное производство. Поэтому начальная школа, работающая на будущее, должна быть сориентирована на развитие творческих способностей личности.
Слайд 3
Креативные способности учащихся
Под творческими
(креативными) способностями учащихся понимают “…комплексные возможности ученика в совершении
деятельности и действия, направленные на созидание”.
Креативность охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, определяющую способность к творчеству. Одним из компонентов креативности является способность личности.
Слайд 4
ТРИЗ (теория изобретательских задач)
дает
уникальные возможности, позволяя улучшать старое и создавать новое. Фундаментом творческих способностей является развитое, хорошо управляемое творческое воображение.
«Воображение важнее знания..» - говорил А.Эйнштейн. И слова эти относятся не к «природному» воображению, а к культурному, управляемому воображению мыслителя.
Генрих Саулович Альтшуллер, автор разработанной в нашей стране ТРИЗ утверждает, что творческое воображение возможно нужно развивать, особенно у детей
Слайд 5
Игра
– самый эффективный способ обучения детей младшего возраста.
Через специальные игры, задания можно ознакомить детей с тризовскими
приемами, методами и инструментами творчества. В качестве обязательных элементов эти игры должны содержать изобретательские задачи. Их можно использовать на всех уроках.
Слайд 6
Плюсами игровой формы являются
1.Реальность ситуации
2. Вовлеченность участников. Дух
соревнования
3. Возможность погрузиться в детали и один и тот
же инструмент посмотреть в разных ситуациях и с разных сторон (поиграть им).
4. Высокая мотивация и концентрация внимания к процессу обучения
Слайд 7
Развивать ассоциативное мышление
Адаптировать основные модели составления загадок по
Нестеренко для детей младшего школьного возраста..
Побуждать детей находить
противоречия в том или ином явлении и разрешать их.
Пути решения
Слайд 8
Развитие ассоциативного мышления.
Цель:
-приобретение навыков выхода за рамки
привычных цепочек рассуждений;
-развивать связную речь, воображение.
Слайд 9
ЗАДАНИЕ: построить ассоциативную цепочку,
связывающую понятия
«компьютерная мышь»
и «солнце».
ПРИМЕР: Компьютерная мышь напоминает живую,
мышей ловят в
мышеловки, для этого туда кладут сыр,
по своей форме сыр напоминает солнце.
Слайд 10
ЗАДАНИЕ: построить ассоциативную цепочку,
связывающую понятия
«огонь» и
«заяц».
ПРИМЕР: Огонь горит в камине, для
этого необходимы дрова, которые берут в лесу, в лесу много животных, к примеру зайцев.
Слайд 11
Алгоритм составления загадок
Выбрать объект
На что похож объект?
Какой?(2-3 сравнения)
Что такое же? Что делает? Кто делает
так же?
Чем отличается?
Вставить слова «Как», « но не», «а не»
Прочитать загадку
Слайд 12
репейник
Как
Но не
Колючий,как ёж,
Лохматый, как собака,
Приставучий, но не
смола.
еж
собака
смола
колючий
лохматый
приставучий
Слайд 13
НО НЕ
Свеча
тает
Светит
капает
лампа
снег
дождь
Светит, но не лампа,
Тает, но не
снег,
Капает, но не дождь.
Слайд 14
Метафора - это перенесение свойств одного предмета (явления)
на другой на основании признака, общего для обоих сопоставляемых
объектов.
Слайд 16
1. Выбрать объект
2.Что делает?
3. На что похож?(
выбрать другой объект, совершающий такое же действие)
4. Где? (назвать
место, где обычно находится первый объект или происходит действие)
5. Пункт 4 (Прилагательное) + Пункт 3 (существительное)= метафора
1. холодильник
2.морозит
3.айсберг
4.в доме
5.холодильник- домашний айсберг
Слайд 17
Следующее направление ТРИЗа — знакомство детей с противоречиями
На
тризовском языке это звучит так: противоречие-наличие двух противоречивых качеств
в одном объекте, когда наличие одного свойства исключает возможность другого, например: солнце-это хорошо, потому что оно светит, греет, радует, но солнце-это плохо потому, сушит, жжёт, испепеляет. Или один говорит: «драться плохо - сделаешь больно», другой возражает; «дерись - ты защищаешь слабого младшего товарища». От противоречий нельзя уйти, их надо решать или разрешать.
Как? Например « Как перенести воду в решете?»
Слайд 18
Постоянно открывать перед детьми «тайну двойного» во всем:
в каждом предмете, каждом веществе, явлении, событии, факте. «Тайна
двойного» - это наличие противоречия в объекте, когда что-то полезно, а что-то вредно. Здесь используются такие игры, как: «Суд», «Спор», «Сумей в плохом найти хорошее», и т.д.
Постоянно открывать перед детьми «тайну двойного» во всем: в каждом предмете, каждом веществе, явлении, событии, факте. «Тайна двойного» - это наличие противоречия в объекте, когда что-то полезно, а что-то вредно. Здесь используются такие игры, как: «Суд», «Спор», «Сумей в плохом найти хорошее», и т.д.
Слайд 19
Понятие «Противоречие»
Цель:
-Учить видеть хорошие
и плохие качества предмета, полезные и вредные явления, их
взаимосвязь;
-Развивать связную речь, воображение.
Слайд 20
Работа в группах
-Составление ассоциативной цепочки « Лифт и
строительная каска»
-Составление загадки
-Составление метафоры «Люстра»
-Игра «Суд»
Слайд 21
Заключение
На основе приемов ТРИЗа можно использовать стандартный учебный
материал для формирования нестандартного творческого мышления.
Элементы этих приемов можно
использовать на уроках литературного чтения, русского языка, окружающего мира.
Такой подход к обучению повышает интерес ученика, формирует творческие способности, уверенность в себе.
Слайд 22
- Азарова Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших
школьников // Начальная школа.- 1998 г.-№4.-с.80-81.
- Сидoрчук Т.А. Фoрмирoвaниe
крeaтивнoсти личнoсти нa нaчaльнoм этaпe ee стaнoвлeния нa oснoвe систeмы твoрчeских зaдaний: Дис. … кaнд. пeд. нaук. - М., 1998. - 150 с.
Информационные источники
Слайд 23
- Пeдaгoгикa: Учeб. пoсoбиe для студ. пeд. вузoв
и пeд. кoллeджeй / Пoд рeд. П.И. Пидкaсистoгo. -
М.: Пeд. o-вo Рoссии, 2000. - 640 с.
- Слoвaрь-спрaвoчник пeдaгoгичeских иннoвaций в oбрaзoвaтeльнoм прoцeссe / Сoст. Л.В. Трубaйчук. - М.: Изд. дoм "Вoстoк", 2001. - 81 с.