Слайд 2
Учение без мысли - напрасный труд.
Конфуций
Мышление -
это новое сотворение мира.
Альбер Камю
Если вы мыслите
ясно, вы и писать будете ясно,
если ваша мысль ценна, будет ценным и ваше сочинение.
Джек Лондон
Слайд 3
Авторы: Стил, Мередит, Темпл, Уолтер, - являются членами
консорциума «За демократическое образование».
В России ТРКМ появилась в
1997 году.
Слайд 4
Критическое мышление — это поиск здравого смысла: как
рассудить объективно и поступить логично, с учетом как своей
точки зрения, так и других мнений, умение отказаться от собственных предубеждений.
Слайд 5
Результаты ТРКМ
формирование нового стиля мышления;
развитие базовых качеств
личности;
формирование культуры чтения и письма;
формирование умения задавать вопросы, формулировать
гипотезу;
стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности;
запуск механизмов самообразования и самоорганизации.
Слайд 7
КЛАСТЕР- выделение смысловых единиц текста и графическое оформление
в определенном порядке в виде грозди.
Грозди – графический
прием в систематизации материала
Слайд 8
В начале, посередине чистого листа (классной доски), документа
Word, слайде написать ключевое слово или предложение, которое является
«сердцем» идеи, темы.
ЗАЯЦ
ЗАЯЦ
Слайд 9
Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты,
образы, подходящие для данной темы.
виды
враги
среда
обитания
питание
окраска
ЗАЯЦ
размножение
Слайд 10
По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями
с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою
очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.
Слайд 11
виды
враги
среда
обитания
питание
окраска
ЗАЯЦ
размножение
степь
зоопарк
лес
грызуны
белая
серая
лисы
охотники
волки
беляк
русак
млекопитающий
Слайд 13
В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:
не
бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю
воображению и интуиции;
продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут;
постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.
Слайд 14
Советы преподавателю
Записывайте все идеи учащихся.
Не судите о
качестве идей (не комментируйте) .
Не обращайте внимания на орфографию
и другие факторы, сдерживающие письмо.
Не переставайте писать, пока не закончится отведенное время. При необходимости можно помочь с идеями учащимся, задавая наводящие вопросы.
Постарайтесь построить как можно больше связей. Не ограничивайте количество идей, их поток и связи между ними.
Помните о том, что групповое составление кластера служит в качестве стержня для идей группы.
Слайд 15
"Верные и неверные утверждения"
Заяц Беляк встретил молодого
Русака.
Лиса гналась за Беляком.
Беляк выскочил, лиса погналась за ними
обоими и не догнала.
Русак больше не пришел на поляну.
Слайд 16
Инсерт
Поставьте на полях «v» - уже знал
«+» - новое
«-» - думал иначе «?» -
не понял, есть вопросы
Слайд 18
Дерево предсказаний
Что будет
дальше?
Чем закончится
рассказ?
Лиса не догонит
зайцев
догнала
Слайд 19
РОМАШКА «БЛУМА»
Уточняющие вопросы. Обычно они начинаются со слов:
То
есть ты говоришь, что... ?;
Если я правильно понял, то...
?.
Объясняющие вопросы. Обычно начинаются со слова
Почему?. Они направлены на установление причинно-следственных связей.
Творческие вопросы. Тот случай, когда в вопросе есть частица бы, а в его
формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии, прогноза: Что бы изменилось…, если бы... ?; Как вы думаете, как будут развиваться события дальше?.
Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. Почему что-то хорошо, а что-то плохо?, Чем один герой отличается от другого?.
Практические вопросы. Они направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой.
Слайд 20
Творческие вопросы. Тот случай, когда в вопросе есть
частица бы, а в его формулировке есть элементы условности,
предположения, фантазии, прогноза: Что бы…изменилось…, если бы... ?; Как вы думаете, как будут развиваться события дальше?.
Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. Почему что-то хорошо, а что-то плохо?, Чем один герой отличается от другого?.
Практические вопросы. Они направлены на установление взаимосвязи между
теорией и практикой.
Слайд 22
СИНКВЕЙН– это стихотворение, которое требует синтеза информации и
материала,
излагаемого в предельно кратких выражениях.
Слайд 23
КАК СОСТАВИТЬ СИНКВЕЙН
В первой строчке тема называется одним
словом (обычно существительным).
Вторая строчка – это описание темы в
двух словах (двумя прилагательными).
Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами
(глаголы).
Четвертая строка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к
теме (чувства одной фразой).
Последняя строка – это синоним из одного слова, который выражает суть
темы.
Слайд 24
БЕЛЯК
трусливый, веселый
бегал, играл, ждал
Так и не увидел
друг
трусишка
Слайд 25
Прием «шести шляп»
Красная шляпа – это то, что
мы чувствуем по отношению к герою, к поступкам, к
природе и т.д.
Желтая шляпа отвечает за оптимизм, подсказывает, что хорошего можно взять из произведения для себя.
Зеленая шляпа дает советы герою, читателю.
Черная шляпа все, что в поступках героев плохого, найдет.
Белый цвет учит, чему следует поучиться у героя.
Синий цвет – продолжение сюжета.
Слайд 26
Результаты работы
Изменилось отношение детей к урокам литературного чтения,
русского языка, окружающего мира.
Изменилось отношение к собственным ошибкам и
затруднениям, возникающим в ходе учебной деятельности.
Изменилось отношение учеников к индивидуальной, групповой и коллективной работе.
Повысился уровень интеллектуальных способностей учащихся.
Формируется умение высказываться логично, задавать вопросы.
Повысились активность детей на уроках, оживился интерес учащихся к познанию.