Слайд 2
План:
Понятие «мультимедиа»
Аппаратные и программные средства технологии мультимедиа
Использование технологии
мультимедиа в учебном процессе
Литература
Слайд 3
Литература
Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический
и технологический аспекты). М.: ИИО РАО, 2008.
Новые педагогические
и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для вузов / [авт. : Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров] ; под ред. Е. С. Полат.-3 -е изд., испр. и доп. - М.: Академия, 2008.
Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования – М.: ИИО РАО, 2009. - 96 с. (http://www.iiorao.ru/iio/pages/fonds/).
План
Слайд 4
Понятие «мультимедиа»
Сергей Новосельцев дает следующее определение:
«Мультимедиа (англ. multimedia
от лат. multum – много и media, medium –
средоточие, средства) – это комплекс аппаратных и программных средств, позволяющих пользователю работать в диалоговом режиме с разнородными данными (графикой, текстом, звуком, видео и анимацией), организованными в виде единой информационной среды».
Слайд 5
Понятие «мультимедиа»
Т.о. мультимедиа – это:
новый подход к хранению
информации различного типа в единой цифровой форме;
оборудование, с помощью
которого становится возможной работа с информацией разных типов;
программное обеспечение, функционирование которого связано с обработкой и представлением информации разных типов;
технология, описывающая порядок разработки, функционирования и применения средств обработки информации разных типов;
информационный ресурс, созданный на основе технологий обработки и представления информации разных типов.
Слайд 6
Понятие «мультимедиа»
Технология мультимедиа – это информационная технология, основанная
на одновременном использовании различных средств представления информации и представляющая
совокупность приемов, методов, способов и средств сбора, накопления, обработки, хранения, передачи, продуцирования аудиовизуальной, текстовой, графической информации в условиях интерактивного взаимодействия пользователя с информационной системой, реализующей возможности мультимедиа-операционных сред.
Слайд 7
Понятие «мультимедиа»
Идейной предпосылкой возникновения технологии мультимедиа считают концепцию
организации памяти «МЕМЕХ», предложенную в 1945 году американским ученым
Ваннивером Бушем.
Она предусматривала поиск информации в соответствии с ее смысловым содержанием, а не по формальным признакам (по порядку номеров, индексов или по алфавиту).
Эта идея нашла свое выражение и компьютерную реализацию сначала в виде системы гипертекста (система работы с комбинациями текстовых материалов), а затем и гипермедиа (система, работающая с комбинацией графики, звука, видео и анимации), и, наконец, в мультимедиа, соединившей в себе обе эти системы.
Слайд 8
Понятие «мультимедиа»
Всплеск интереса к применению технологии мультимедиа в
гуманитарной области отмечается в конце 80-х годов XX в.,
он связан с именем Билла Гейтса, которому принадлежит идея создания и успешной реализации на практике мультимедийного продукта «National Art Gallery London» на основе музейной базы данных с использованием различных видов информации: изображений, звука, анимации, гипертекстовой системы.
Слайд 9
Понятие «мультимедиа»
Именно этот продукт аккумулировал в себе три
основные принципа мультимедиа:
представление информации с помощью комбинации различных сред,
воспринимаемых человеком;
наличие нескольких сюжетных линий в содержании продукта;
художественный дизайн интерфейса и средств навигации.
План
Слайд 10
Аппаратные средства мультимедиа
средства звукозаписи (звуковые платы, микрофоны);
средства звуковоспроизведения
(усилитель, колонки, акустические системы, наушники и гарнитуры);
манипуляторы (компьютерные мыши,
джойстики и др.);
средства «виртуальной реальности» (перчатки, очки, шлемы виртуальной реальности, используемые в играх);
носители информации (CD, DVD, Blu-Ray);
средства видео и фотосъемки (видеокамеры, цифровые фотоаппараты);
средства записи (приводы CD-RW, DVD-RW, TV- и FM-тюнеры и др.);
средства обработки изображения (платы видеомонтажа, графические акселераторы).
компьютер, телевизор, средства для получения и удобного восприятия информации и др.
Слайд 11
Программные средства мультимедиа
Системные программные средства.
Инструментальные программные средства.
Слайд 12
Системные программные средства
Системные программные средства – это набор
программ, входящих в состав операционной системы компьютера и осуществляющих
управление устройствами мультимедиа.
Управление происходит на двух уровнях:
управление вводом-выводом информации на низком уровне с помощью драйверов устройств;
управление характеристиками устройств пользователем с помощью графического интерфейса, например регулировки громкости звука, тембра, стереобаланса и др.
Слайд 13
Инструментальные программные средства
Инструментальные программные средства – программы, позволяющие
модифицировать мультимедийные файлы и создавать мультимедийные приложения:
редакторы неподвижных графических
изображений,
средства создания анимированных GIF-файлов,
средства аудио- и видеомонтажа,
средства создания презентаций,
средства распознавания текстов, введенных со сканера,
средства создания обучающих программ,
системы распознавания голоса и преобразования звуковых файлов в текстовые,
системы создания приложений виртуальной реальности и др.
План
Слайд 14
Использование технологии мультимедиа в учебном процессе
Технология мультимедиа обеспечивает
возможность интенсификации обучения и повышение мотивации школьников к учению
за счет применения современных способов обработки информации, таких как:
смешение различной аудиовизуальной информации;
дискретная подача аудиовизуальной информации;
многооконное представление аудиовизуальной информации на одном экране с возможностью активизировать любую часть экрана (например, в одном «окне» - видеофильм, в другом - текст);
«манипулирование» (наложение, перемещение) визуальной информацией;
далее…
Слайд 15
Использование технологии мультимедиа в учебном процессе
реализация анимационных эффектов;
деформирование визуальной информации (увеличение или уменьшение определенного линейного параметра,
растягивание или сжатие изображения);
тонирование изображения;
фиксирование выбранной части визуальной информации для ее последующего перемещения или рассмотрения «под лупой»;
демонстрация реально протекающих процессов, событий в реальном времени (видеофильм).
Слайд 16
Качества технологии мультимедиа
Мультимедиа является эффективной образовательной технологией благодаря
следующим качествам:
интерактивности;
гибкости;
интеграции различных видов учебной информации.
Слайд 17
Интерактивность и гибкость
Интерактивность означает наличие условий для учебного
диалога, одним из участников которого является средство мультимедиа.
Интерактивность
позволяет в определенных пределах управлять представлением информации: школьники могут индивидуально менять настройки, изучать результаты, а также отвечать на запросы программы о конкретных предпочтениях пользователя.
Обучающиеся могут устанавливать скорость подачи материала, число повторений и другие параметры, удовлетворяющие индивидуальным образовательным потребностям. Это позволяет сделать вывод о гибкости мультимедиа технологий.
Слайд 18
Интеграция различных видов информации
Технология мультимедиа позволяет осмысленно и
гармонично интегрировать многие виды информации. Это позволяет с помощью
компьютера представлять информацию в различных формах, часто используемых в школьном обучении, таких как:
изображения, включая отсканированные фотографии, чертежи, карты и слайды;
звукозаписи голоса, звуковые эффекты и музыка;
видео, сложные видеоэффекты;
анимации и анимационное имитирование.
Слайд 19
Гипертекст, гипермедиа
Как правило, любой современный мультимедиа-ресурс имеет систему
навигации по содержательному наполнению, основанную на механизме ссылок. В
связи с этим оказываются тесно связанными такие понятия как мультимедиа, гипертекст и гипермедиа.
Слайд 20
Гипертекст
Гипертекст – технология обработки информации, обладающая методом организации
данных, который характеризуется следующим: в иерархическую базу данных помещены
участки обычного текста (объекты) с возможными иллюстрациями; между объектами установлены именованные связи, являющиеся указателями; на экране компьютера помещается участок текста, где объекту соответствует визуальная пометка, которой могут служить специально выделенные в тексте слова и окна, содержащие всю или часть информации о данном объекте; эта информация, в свою очередь, может содержать текст, в котором имеются слова, относящиеся к тем или иным объектам, и указатели на другие объекты и (или) соответствующие окна.
Слайд 21
Гипермедиа
Гипертекст появился в начале 60-х гг. ХХ в.
и описывал систему, позволяющую получить доступ к любым зафиксированным
в системе текстовым данным. При этом в таких системах имелась возможность создания собственной взаимосвязи между различными частями данных. Распространение этого подхода с текстовых данных на доступные ныне в ПЭВМ другие виды данных – графические, звуковые, видео и т.п. – определяет современное представление системы Гипермедиа.
Гипермедиа – гипертекст, в состав которого входит структурированная информация разных типов (текст, иллюстрации, звук, видео и др.).
Слайд 22
Целесообразность применения мультимедиа в образовании
Целесообразность применения мультимедиа в
образовании определяется следующим:
Как правило, презентации, сопровождаемые красивыми изображениями или
анимацией, являются визуально более привлекательными, нежели статический текст, и они могут поддерживать должный эмоциональный уровень, дополняющий представляемый материал, способствуя повышению эффективности обучения.
Использование мультимедиа позволяет продемонстрировать ученикам ряд опытов по физике или химии, выполнение которых невозможно в школьных условиях.
далее…
Слайд 23
Целесообразность применения мультимедиа в образовании
С помощью мультимедиа можно
«переместиться в пространстве» и показать школьникам изучаемые в курсе
истории экспонаты музеев или памятники археологии, не покидая класса.
В процессе обучения возможно проведение занятий на специальных мультимедийных тренажерах, моделирующих реальные ситуации и др.
Слайд 24
Преимущества использования технологии мультимедиа в образовании
К числу преимуществ
использования мультимедиа в образовании можно отнести:
одновременное использование нескольких
каналов восприятия информации учащимся в процессе обучения, за счет чего достигается интеграция информации, доставляемой несколькими различными органами чувств;
возможность моделировать сложные, дорогие или опасные реальные эксперименты, проведение которых в школе затруднительно или невозможно;
визуализация абстрактной информации за счет динамического представления процессов;
визуализация объектов и процессов микро- и макромиров;
возможность развить когнитивные структуры и интерпретации учащихся, обрамляя изучаемый материал в широкий учебный, общественный, исторический контекст, и связывая учебный материал с интерпретацией школьников.
Слайд 25
Направления внедрения средств мультимедиа в учебный процесс
Педагоги должны
учитывать два возможных направления внедрения средств мультимедиа в учебный
процесс:
Первое из них связано с тем, что такие средства включаются в учебный процесс в качестве «поддерживающих» средств в рамках традиционных методов обучения. В этом случае мультимедиа-ресурсы выступают как средство интенсификации учебного процесса, индивидуализации обучения и частичной автоматизации рутинной работы учителей, связанной с учетом, измерением и оценкой знаний школьников.