Слайд 2
В основе программы лежит:
-интеграция
-системность
-инновации
Авторская Программа художественного воспитания, обучения
и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» создана кандидатом
педагогических наук Ириной Александровной Лыковой.
Слайд 3
Программа решает целый комплекс задач:
1. Развитие эстетического восприятия
художественных образов, предметов окружающего мира как эстетических объектов.
2.Создание условий
для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.
3.Ознакомление со средствами художественно-образной выразительности.
4.Обогащение индивидуального художественно-эстетического опыта: «осмысленное чтение» - распредмечивание и опредмечивание художественно-эстетических объектов с помощью воображения, интерпретация художественного образа и содержания, заключённого в художественную форму.
5.Развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности.
6.Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии.
7.Создание условий для многоаспектной и увлекательной активности детей в художественно-эстетическом освоении окружающего мира.
8.Формирование эстетической картины мира и основных элементов «Я-концепции-творца».
9.Опирается на общепедагогические и специфические дидактические принципы.
Слайд 4
В программе представлены приложения:
- педагогическая диагностика (показатели художественно-творческого
развития и занятия диагностического характера);
- примерный перечень репродукций и
предметов искусства;
- примерный список детских книг с иллюстрациями;
- примерный комплект художественных материалов, инструментов и оборудования;
- список авторских публикаций;
- список рекомендуемой научной и методической литературы.
Слайд 5
наглядно-методические издания:
- тематические плакаты для обогащения восприятия
детей, уточнения их представлений об окружающем мире («Осень», «Зима»,
«Весна», «Лето»; «Фрукты», «Овощи»; «Наш луг», «Еловый лес» и пр.);
- дидактические плакаты для развития чувства формы, цвета, композиции и т.д. («Радуга», «Цветные пейзажи», «Цветные натюрморты» и т.д.);
- незавершённые композиции для выставочных коллективных работ по сюжетной аппликации и рисованию («Заюшкин огород», «Кошки на окошке», «Праздничная ёлочка», «Витрина магазина» и т.д.);
- технологические карты по аппликации, лепке, конструированию из природного материала для создания детьми технологически сложных образов (по методу «шаг за шагом») и обучения планированию работы («Цветы», «Насекомые», «Зоопарк», «Космос», «Динозавры» и т.д.);
- серия альбомов для детского художественного творчества «Наш вернисаж» («Дымковская игрушка», «Филимоновская игрушка», «Изразцы», «Писанки»).
Слайд 6
Вывод:
Таким образом, Программа художественного воспитания, обучения и развития
детей 2-7 лет «Цветные ладошки» комплексно направлена на практическое
воплощение новых идей и подходов, связанных с интеграцией разных видов изобразительных искусств и художественной деятельности детей разных возрастных групп, содержания художественно-эстетической деятельности детей, придания ей развивающего и творческого характера.
В основу программы положены многолетние экспериментальные исследования автора, направленные на изучение проблем художественно-эстетического воспитания детей раннего и дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности как на специальных занятиях, так и в самостоятельной художественной деятельности и в условиях семейного воспитания.
Слайд 7
Формы, методы и приемы ознакомления детей с искусством
Метод - методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности
преподавателя и обучаемых, деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения.
Слайд 8
Методы, используемые при ознакомлении дошкольников с живописью:
- Словесные
-
Наглядные
- Практические.
Слайд 9
Словесные методы:
1. Вопросы
2. Беседа
3. Пояснение.
4. Рассказ воспитателя (ребенка).
5.
Указание (обратите внимание на...)
Слайд 10
Наглядные методы:
1. Экскурсии.
2. Рассматривание репродукций, альбомов.
3. Наблюдение.
4. Сравнение
(иллюстраций и т.п. по настроению, средствам выразительности и др.).
5.
Организация выставок.
6. Упражнения.
8. Дидактические игры.
Слайд 11
Практические методы:
1. Упражнения.
2. Дидактические игры (например, с раздаточным
материалом).
3. Изобразительная деятельность.
4. Повтор за воспитателем (навыков, приемов).
5. Задания
на дом.
Слайд 12
Искусствоведческий рассказ:
Структура искусствоведческого занятия состоит из вводной части,
когда необходимо настраивать детей на дальнейшее восприятие художественных произведений.
Это могут быть интересные игровые ситуации («Почему ошибся художник?», «Найди ошибку в картине», ситуации, где дети организовывают и «посещают» выставки художественных произведений, вернисажи).
Слайд 13
Экскурсии. Выставки:
Особый эмоциональный заряд дети получают во время
экскурсий, где дети приобретают навык культурного общения с художественными
произведениями, навыки посещения музеев, который в дальнейшем они будут посещать без взрослых. Тем самым у детей формируется умение обмениваться впечатлениями при просмотре картины.
Слайд 14
Развлечения:
Одной из форм приобщения дошкольников к пейзажной живописи
являются развлечения. Структура может быть следующей (разберем на примере
одного из них). Развлечение «Как прекрасен наш мир» может состоять из следующих моментов:
1. эмоциональный рассказ воспитателя о картинах одного или нескольких художников, о волшебном мире красок.
2. выставка репродукций картин;
3. конкурс на лучший рассказ ребенка о понравившейся картине;
4.проведение игры «Музыка и картина», в которой дошкольники упражняются в соотношении музыкального произведения с настроением, выраженным в картине;
5. викторина о картинах и их художниках;
6.мысленное создание детьми собственной картины по названию, данному картине художника.
Слайд 15
Индивидуальная работа:
Проводится с детьми, которые на занятиях по
изобразительному искусству не усвоили знания о новых произведениях, а
также с замкнутыми, застенчивыми ребятами, с рассеянным вниманием, не проявившими никакого интереса в пейзажной живописи, со слаборазвитой эмоциональной сферой. Индивидуальная работа осуществляется и с детьми одаренными, у которых ярко выражен устойчивый интерес к произведениям пейзажной живописи и изобразительной деятельности, отличающимися высокой активностью, развитой эмоциональной речью.