Слайд 2
Тематический план:
Значение рушника в поминально-похоронном обряде.
Функции поминально-похоронном рушника.
Значение
рушника в ситуативной обрядности.
Функции рушника в ситуативном обряде.
Слайд 3
Рекомендуемая литература:
1. Лобачевская, О. А., Зимина, З.Н. Белорусский
народный костюм: крой, вышивка и декоративные швы / О.
А. Лобачевская, 3. И. Зимина. - Минск , 2013. - 279 с: ил.
2.Фадзеева В., Дзямкоўскі, І.А. Беларускі ручнік/ В. Фадзеева., І.А. Дзямкоўскі – Минск,1994г.
Слайд 4
1. Значение рушника в поминально-похоронном обряде.
Рушник употреблялся в
течение всего цикла обрядовых действий.
Слайд 5
Согласно верованиям сорок дней после смерти – душа
покойника “ходит”.В течение этого времени для ее оставляли на
окне хлеб, воду, рушник.
Слайд 6
2. Применение рушника в поминально-похоронном обряде
На Витебщине, когда
тело умершего ложили на угловое место, за окно, перед
которым лежал покойник вывешивали рушник.
В Гомельском уезде на окне устанавливали стакан из водой и вешали рушник, чтобы душа умершего имела возможность вымыться и чистой отойти на тот свет.
Слайд 7
В Себежском уезде рушник вывешивали после похорон
в течение шести недель. Он служил признаком траура в
доме.
На Лепельщине вывешивали с момента похорон до сорока дней “наилучший по узору ” рушник.
Слайд 8
Окно и рушник рассматривались своеобразной лестницей, по которой
подымались в дом и спускались души покойников.
Слайд 9
Обычно ограничивались одним рушником, который ложили по правую,
а другой раз па левую руку (будто правой покойник
должен креститься).
Слайд 10
Когда умирала девушка невеста, ее одевали в праздничный
строй, голову вбирали венцом, на левую руку надевали перстень,
а правую обвязывали рушником, как на браке.
Слайд 11
Рушником, повойником, скатертями холстом покрывали и самого
умершего.
Употребляли рушник и для ритуального мытья покойника.
Слайд 12
Рушниками на Беларуси издавна обвязывали надгробные кресты.
В некоторых
обителях, например, в Ганцевичах, рушниками метили похороны мужчин, фартучками
женщин.
Слайд 13
Активно употреблялся рушник в общие поминальные дни –
“деды”.
После обеда хозяин брал в правую руку рушник
и стакан пива, в левую – тарелку, в которую за обедом вливали по ложке каждого блюда для “души”.
Слайд 14
Все загаданные выше функции похоронно – поминального
рушника впечатляют своим разнообразием, и тем, что за ними
видяться глубинные слои величественной символики, настоящий смысл которой пока что остается таинственным.
Слайд 15
3. Значение рушника в ситуативной обрядности
Охранная функция
рушника с наибольшей выразительностью выявилась в обрядности с обыденником
(абудзённікам), вызванной кризисными ситуациями, эпизоотией, эпидемией, засухой, градобитием и другими несчастьями.
Слайд 16
4. Функции рушника в ситуативном обряде
На Полесье в
случае холеры “соберутся бабы со всей деревни в один
день напрядут, изоткут такой холст или рушник, что им опояшут всю церковь”.
Слайд 17
В Слонимском уезде на места прогона животного устанавливали
деревянный десяти концевой крест, собирали из всей деревни нити,
ткали из их к востоку солнца холст, обносили его кругом деревни и вешали на крест.
Слайд 18
На Пружанщине, когда падала от холеры скотина, надо
было, чтобы за одну ночь женщины и напряли нитей
и изоткали из их рушник (утиральник).
Слайд 19
В деревне Невель, что на Пинщине, в 70-ые
годы, когда случилось несколько случаев смерти от пьянства, поставили
посредине поселения большой крест, сделанный мужчинами за ночь, и повесили на его “протканный” обыденник.
Слайд 20
Когда рассматривать сложную семантику обыденника, то именно
с этой стороны, сразу бросается в глаза незначительная вариантость
в разных обителях первой половины обрядности, и довольно строгая регламентация ее внешних проявлений, необходимых для осуществления охранной силы рушника.
Слайд 21
Глубинное понимание силы рушника, отношение к нему как
к магическому трофиму определили и дальнейший ход событий, закрепленных
с течением времени в традицию.
Слайд 22
В некоторых случаях, составной частью обряда с обыденником
являлось опоясывание храма.
Слайд 23
В традициях беларусов было устанавливать на “растаньках” (пересечениях)
кресты, обязательным дополнением которых были икона и рушник.
Слайд 24
“Обрехались” самым лучшим, наикрасивейшим рушником, чтобы совершилась желательное,
чтобы отошло бедствие, чтобы улучшилось здоровье, - все то,
что требовалось каждой семье для спокойствия и счастья.