Слайд 2
4 модели:
Бронислава Малиновского
Ролана Барта
Карла Юнга
Клода Леви-Строса
Слайд 3
Миф не повествует о чуждых человеку событиях, он
рассказывает о событиях, в которых человек задействован самым активным
способом.
Слайд 6
«Почему миф нельзя уничтожить даже самым плохим переводом?»
«Миф
— это язык, но этот язык работает на самом
высоком уровне, на котором смыслу удается, если можно так выразиться отделиться от языковой основы, на которой он сложился»
Слайд 7
Сутью мифа являются пучки отношений и в результате
комбинаций этих пучков образуются составляющие единицы мифа.
"Повторение несет специальную
функцию, а именно выявляет структуру мифа. Таким образом, всякий миф обладает слоистой структурой, которая на поверхности, если так можно выразиться, выявляется в самом приеме повторения и благодаря ему"
Слайд 8
"Структура не имеет обособленного содержания: она сама является
содержанием, заключенным в логическую форму, понимаемую как свойство реальности".
Слайд 9
"Мифы и сказки как разновидности языка используют его
"гиперструктурно". Они образуют, так сказать, метаязык, структура которого действенна
на всех уровнях.
Благодаря этому свойству они, конечно, должны быть прямо признаны сказками или мифами, а не историческими или художественными повествованиями. Будучи речью, они, несомненно, используют грамматические правила и слова из лексического набора.
Слайд 10
Но к привычному прибавляется и другой параметр, поскольку
правила и слова служат здесь для построения образов и
действий, являющихся "нормальными" обозначающими для обозначаемых речи и одновременно значащими элементами по отношению к дополнительной системе значений, которая развертывается в другом плане».
Слайд 12
«Миф — это двойная система; в нем обнаруживается
своего рода вездесущность: пункт прибытия смысла образует отправную точку
мифа»
Императивность!
"Миф носит императивный, побудительный характер, отталкиваясь от конкретного понятия, возникая в совершенно определенных обстоятельствах, он обращается непосредственно ко мне, стремится добраться до меня, я испытываю на себе силу его интенции, он навязывает мне свою агрессивную двусмысленность».
Слайд 13
Два аспекта функционирования современного мифа
С одной стороны, миф
стараются построить на достаточно бедном означающем, чтобы заполнить его
значением. Это карикатуры, стилизации, символы.
С другой стороны, сам миф может быть раскрыт любым иным означающим.
Слайд 14
Варианты прочтения мифа
Если сосредоточиться на одном означающем, то
концепт заполняет все, и перед нами как бы буквальное
прочтение.
Означающее уже заполнено содержанием, и в нем следует различить смысл и форму, в результате чего будет ощущаться деформирующее влияние формы на смысл.
Если означающее рассматривать как неразрывное единство смысла и формы, мы становимся читателями мифа.
Слайд 15
Суть мифа – «похищение им языка»
«Задача мифа заключается
в том, чтобы придать исторически обусловленным интенциям статус природных,
возвести исторически преходящие факты в ранг вечных«
"Миф есть деполитизированное слово"
Слайд 17
Юнг пытался анализировать иррациональное рациональными методами. Этим путем
он приходит к понятию архетипа как явлению коллективного бессознательного.
Слайд 19
"Архетипы являются поэтому в высшей степени важными вещами,
оказывающими значительное воздействие, и к ним надо относиться со
всей внимательностью. Их не следовало бы просто подавлять, напротив, они достойны того, чтобы самым тщательным образом принимать их в расчет, ибо они несут в себе опасность психического заражения"
Слайд 20
"Символ Христа" для психологии — предмет наиважнейший, поскольку
наряду с образом Будды является, может быть, наиболее развитым
и дифференцированным символом самости. Мы определяем это по масштабам и содержанию имеющихся высказываний о Христе, которые в удивительно высокой степени соответствуют психологической феноменологии самости, хотя и не заключают в себе всех аспектов этого архетипа"
Слайд 21
"Прообраз, или архетип, есть фигура — будь то
демона, человека или события, - повторяющаяся на протяжении истории
везде, где свободно действует творческая фантазия. Соответственно мы имеем здесь в первую очередь мифологическую фигуру»
Слайд 23
"Ритуалы, связанные с рождением человека, обряды инициации, дань
почестей умершему во время оплакивания, похорон и поминовения, обряды
жертвоприношения и тотемические ритуалы — все до единого предполагают публичность и коллективность, зачастую объединяя все племя в целом и требуя на определенное время мобилизации всей его энергии"
Общество должно было выработать стандартные пути реагирования на кризисные явления, чтобы не допустить разрушения коллективной идентичности. Тем более в социальной психологии зафиксировано, что совместное прохождение трудных ситуаций серьезным образом скрепляет группу.
Слайд 24
Функция мифа – социальна.
"В примитивной культуре миф выполняет
незаменимую функцию: он выражает, укрепляет и кодифицирует веру; он
оправдывает и проводит в жизнь моральные принципы; он подтверждает действенность обряда и содержит практические правила, направляющие человека. Таким образом, миф является существенной составной частью человеческой цивилизации; это не праздная сказка, а активно действующая сила, не интеллектуальное объяснение или художественная фантазия, а прагматический устав примитивной веры и нравственной мудрости"
Слайд 25
Миф реализуется, выходит на поверхность в процессе повествования.
Рассказывание просто наращивает плоть на абстрактные правила устройства мира,
что облегчает их запоминание и трансляцию последующим поколениям.