Слайд 2
Собор Покрова Пресвятой Богородицы
Собор Покрова
Пресвятой Богородицы, что на Рву, также называемый Собор Василия
Блаженного — православный храм, расположенный на Красной площади в Москве. Широко известный памятник русской архитектуры. До XVII века обычно назывался Троицким, так как первоначальный деревянный храм был посвящён Святой Троице
Слайд 3
Покровский собор был построен
в 1555—1561 годах по приказу Ивана Грозного в память
о взятии Казани и победе над Казанским ханством. Существует несколько версий о создателях собора. По одной из версий, архитектором был известный псковский мастер Постник Яковлев по прозвищу Барма. По другой, широко известной версии Барма и Постник — два разных архитектора, оба участвовавших в строительстве, эта версия ныне устарела. По третьей версии, собор был построен неизвестным западноевропейским мастером (предположительно итальянцем, как и ранее — значительная часть сооружений Московского Кремля), отсюда и столь неповторимый стиль, сочетающий в себе традиции как русского зодчества, так и европейского зодчества эпохи Возрождения, но эта версия пока так и не нашла никакого чёткого документального подтверждения.
Слайд 4
Собор в конце XVI — XIX вв.
В 1588 году к храму была пристроена церковь Василия
Блаженного, для устройства которой в северо-восточной части собора были заложены арочные проёмы. В архитектурном отношении церковь представляла собой самостоятельный храм с отдельным входом. В конце XVI века. появились фигурные главы собора – взамен первоначального покрытия, сгоревшего во время очередного пожара. Во второй половине XVII века во внешнем облике собора произошли существенные изменения — окружавшую верхние церкви открытую галерею-гульбище перекрыли сводом, а над белокаменными лестницами возвели крыльца, украшенные шатрами.
Слайд 5
Внешняя и внутренняя галерея, площадки и
парапеты крылец были расписаны травным орнаментом. Эти обновления были
завершены к 1683 году, а сведения о них включены в надписи на керамических изразцах, которыми украсили фасад собора.
Слайд 6
Реставрация
Пожары, бывшие частыми в деревянной
Москве, сильно вредили Покровскому собору, и поэтому уже с
конца XVI в. в нём проводились ремонтные работы. На протяжении более чем четырёхвековой истории памятника подобные работы неизбежно изменяли его облик в соответствии с эстетическими идеалами каждого века.
Слайд 7
Музей
В 1918 году Покровский собор стал
одним из первых памятников культуры, взятых под государственную охрану,
как памятник национального и мирового значения. С этого момента началась его музеефикация. Первым смотрителем стал протоиерей Иоанн Кузнецов. В послереволюционные годы собор находился в бедственном положении. Во многих местах протекала крыша, были выбиты стекла, зимой даже внутри церквей лежал снег. Иоанн Кузнецов в одиночку поддерживал порядок в соборе.
Слайд 8
В 1923 году было принято решение
о создании в соборе историко-архитектурного музея. Его первым заведующим
стал научный сотрудник Исторического музея Е.И. Силин. 21 мая музей открыли для посетителей. Началось активное комплектование фондов.
Слайд 9
Структура храма
Куполов всего 10. Девять куполов
над храмом (по числу престолов):
1) Покрова Богородицы (центр.),
2) Св.
Троицы (вост.),
3) Входа Господня в Иерусалим (зап.),
4) Григория Армянского (сев.-зап.),
5) Александра Свирского (юго-вост.),
6) Варлаама Хутынского (юго-зап.),
7) Иоанна Милостивого (бывш. Иоанна, Павла и Александра Константинопольских) (сев.-вост.),
8) Николая Чудотворца Великорецкого (юж.),
9) Адриана и Наталии (бывш. Киприана и Иустины) (сев.))
10) Василия Блаженного
11) Плюс один купол над колокольней.