Слайд 2
Невербальное поведение и внешний вид выступающего — это
предмет особого внимания со стороны слушателей. Причем не важно,
осознанно они обращают на это внимание или нет. В обоих случаях доверяют они больше невербальным проявлениям, чем тому, что произносит выступающий.
Слайд 3
Начало речи должно производить впечатление уверенности. Старайтесь поддерживать
зрительный контакт со слушателями, говорить четко, ясно, громко, без
торопливости и монотонности, по возможности выразительно и просто. Полезно менять тем и громкость речи . Выдерживайте паузу в следующих случаях:
если ваши слова вызвали шум и бурную реакцию в аудитории;
если вопрос, брошенный вами в аудиторию, вызвал напряженное внимание к нему;
если вам задали вопрос с места, на который отвечают сами слушатели;
если вам нужно привлечь внимание слушателей.
Слайд 4
Именно по невербальному поведению, внешнему виду и манере
себя держать формируется первое впечатление, влияющее на весь дальнейший
ход общения с аудиторией.
Например, замечено, что:
очки обычно воспринимаются как признак начитанности, аккуратности, ума,
неумелая и избыточная косметика — как признак дурного вкуса, не одухотворённости, интеллектуальной недалекости, а также желания выступающего обратить на себя лично особое внимание
зажатая поза («стоит, вытянувшись по струнке») усыпляет внимание,
активная ходьба из угла в угол – внимание отвлекает,
руки в карманах выступающего у многих слушателей вызывает недовольств
руки, прижатые к какой-то части тела, привлекают внимание именно к ней,
переминание с ноги на ногу, почесывания и другие, часто повторяемые движения (отбрасывание челки со лба, касание кончика носа, мочки уха, верчение в руках случайных предметов) — сначала вызывают раздражение, а потом начинают смешить.
Слайд 5
Применительно к организации публичного выступления нам важно сделать
акцент на следующем. Ссылаясь на согласие между большинством исследователей,
А. Пиз отмечает, что если информация передается с помощью слов (а именно это и происходит в публичном выступлении), то жесты показывают различное отношение выступающего к этой информации, иногда даже заменяя собой и сами слова. Приведем в качестве одновременно и иллюстрации, и «рабочего» материала, и предмета житейских наблюдений те жесты из числа описываемых А. Пизом, которые, на наш взгляд, наиболее ярко характеризуют человека, занятого публичным выступлением:
Слайд 6
жест «разрешите мне быть абсолютно честным с вами»
— руки разведены в стороны, ладони открыты,
ладонь вверх —
подчинение, вниз — доминирование; указательный жест — агрессия,
жест «не правда ли, это здорово» — потирание ладоней одна о другую,
скорость потирания ладоней показывает, в чью пользу склоняются текущие переговоры
крепко сжатые руки до побеления пальцев — враждебное отношение или то, что у человека не сбылись мечты,
сжатые руки находятся на разной высоте (перед лицом, на столе, в опущенном положении при позе стоя) — от этого зависит степень негативного отношения данного человека к окружающим
жест «пирамида» (соединены кончики пальцев обеих рук):поднятая — человек уверен, все знает (частый жест начальников, менеджеров, юристов), опущенная — намек на возможность отрицательного результата разговора,
Слайд 7
сжатие кистей рук и запястий за спиной —
обладание властью (этот жест любят полицейские, директора школ, военные,
члены королевской семьи)
прикрытие рта, прикосновение к носу — скрываемая ложь
потирание глаз — неискренность,
потирание уха — человек достаточно наслушался, хочет что-то сказать,
потирание шеи — сомнения и неуверенность,
поглаживание подбородка — человек принимает какое-то решение,
скрещенные на груди руки — несогласие,
обхват рукой постороннего предмета — чувство безопасности,
перекрещенные ноги — человек находится среди незнакомых людей,
перекрещенные руки и ноги — поза обороны,
дужки очков во рту — желание потянуть время.