Слайд 2
Биография
Семья.
Николай Бердяев родился в дворянской семье. Отец
– офицер – кавалергард, позже – председатель банка, мать
– княжна Кудашева, француженка.
Слайд 3
Биография
Образование.
Бердяев учился дома, затем в кадетском корпусе.
Далее поступил на естественный факультет Киевского университета, через год
– на юридический. Но в 1897г. за участие в студ. беспорядках был отчислен и сослан в Вологду.
Слайд 4
Первые публикации
В 1899 г. в марксистском журнале «Neue Zeit»,
напечатана его первая статья «Ф. А. Ланге и критическая философия в
их отношении к социализму».
В 1901 г. вышла его статья «Борьба за идеализм», закрепившая переход от позитивизма к метафизическому идеализму.
Слайд 5
Публикации
В 1913г. написал антиклерикальную статью, в защиту афонских монахов. За это он
был приговорен к депортации в Сибирь, но Первая мировая война и революция помешали
приведению приговора в исполнение.
Слайд 6
Отношение к политике
Отношение к Февральской революции у Бердяева
с самого начала было двойственным: падение монархии он считал
неизбежным и необходимым, но и "вступление в великую неизвестность" послереволюционного будущего воспринималось как чреватое хаосом, падением в "пучину насилия". Последние настроения вскоре возобладали: на первый план в его размышлениях выходит тема роковой опасности революции, приводящей к разрушению органической иерархии общественной жизни, "низвержению расы лучших", уничтожению культурной традиции.
Слайд 7
Отношение к политике
Последовательное неприятие большевизма не помешало Бердяеву
проявлять исключительную активность в послереволюционные годы: он выступал с
публичными лекциями, преподавал в университете, был одним из руководителей Всероссийского союза писателей, организовал Вольную академию духовной культуры, вел семинар о творчестве Достоевского. Вся эта деятельность оборвалась в 1922, когда Бердяев был выслан за границу.
Слайд 8
Эмиграция
Европейскую известность принесла философу его книга «Новое
средневековье. Размышление о судьбе России и Европы» (1924). Осмысляя
трагический опыт русских революций и тенденции европейского развития, Бердяев провозглашает в этой работе завершение "безрелигиозной", "гуманистической эпохи" и вступление человечества в "сакральную" эпоху "нового средневековья", характеризующуюся религиозным возрождением и религиозными конфликтами, столкновением христианских и антихристианских идей.
Слайд 9
Эмиграция
С 1925 по 1940 Бердяев был редактором журнала
"Путь" - ведущего издания религиозно-философской мысли русского зарубежья.
Слайд 10
Основные положения философии
Наиболее выражает мою метафизику книга «Опыт
эсхатологической метафизики». Моя философия есть философия духа. Дух же
для меня есть свобода, творческий акт, личность, общение любви. Я утверждаю примат свободы над бытием. Бытие вторично, есть уже детерминация, необходимость, есть уже объект. Может быть, некоторые мысли Дунса Скота, более всего Я. Беме и Канта, отчасти Мен де Бирана и, конечно, Достоевского как метафизика я считаю предшествующими своей мысли, своей философии свободы. — Самопознание, гл. 11.
Слайд 11
Основные положения философии
Во время ссылки за революционную деятельность
Бердяев перешёл от марксизма («Маркса я считал гениальным человеком и считаю сейчас», —
писал он позднее в «Самопознании») к философии личности и свободы в духе религиозного экзистенциализма и персонализма.
Слайд 12
У Бердяева ключевая роль принадлежала свободе и творчеству
(«Философия свободы» и «Смысл творчества»): единственный механизм творчества — свобода.
В дальнейшем Бердяев ввел и развил важные для него понятия:
царство духа,
царство природы,
объективация — невозможность преодолеть рабские оковы царства природы,
трансцендирование — творческий прорыв, преодоление рабских оков природно-исторического бытия.
Основные положения философии
Слайд 13
Основные положения философии
Но в любом случае внутренней основой
бердяевской философии являются свобода и творчество. Свобода определяет царство
духа. Дуализм в его метафизике — это Бог и свобода. Свобода угодна Богу, но в то же время она — не от Бога. Существует «первичная», «несотворённая» свобода, над которой Бог не властен. Эта же свобода, нарушая «божественную иерархию бытия», порождает зло.
Слайд 14
Основные положения философии
Тема свободы, по Бердяеву, важнейшая в
христианстве — «религии свободы». Иррациональная, «темная» свобода преображается Божественной любовью,
жертвой Христа «изнутри», «без насилия над ней», «не отвергая мира свободы». Богочеловеческие отношения неразрывно связаны с проблемой свободы: человеческая свобода имеет абсолютное значение, судьбы свободы в истории — это не только человеческая, но и божественная трагедия. Судьба «свободного человека» во времени и истории трагична.