Слайд 2
Парадигма в методологии науки
Слайд 3
Основные научные парадигмы в геополитике:
институционально-правовая
геоэкономическая
геоидеологическая
геоцивилизационная
геоинформационная
Слайд 4
Геоцивилизационная парадигма
После окончания «холодной войны» рухнул железный занавес,
и геополитика оказалась перед необходимостью определения новой парадигмы, способной
объяснить геополитическую картину мира - определенное соотношение сил, мощи акторов, субъектов геополитики, каждый из которых владеет и контролирует определенную территорию и акваторию.
Это место заняла геоцивилизационная парадигма
Слайд 5
Цивилизация (от. Лат. Civilis – гражданский, государственный) –
устойчивая развивающаяся система духовных и материальных основ единого общества
(начиная с появления городов и государств), делающая его субъектом всемирной истории.
Ключевое понятие
Слайд 6
Суть цивилизационного подхода
Не существует общих, одинаковых для
всех народов закономерностей, каждая человеческая общность уникальна.
Применительно к геополитике
данный подход означал, что основой, связывающей народы с территориями, являются цивилизациями. Взаимодействие государств и народов в глобальной политике обусловлено их принадлежностью к определенной культуре и религии, являющихся ядром цивилизации.
Слайд 7
В геополитике цивилизационный анализ впервые был использован русским
ученым Н.Я.Данилевским (1822—1885) в работе «Россия и Европа», вышедшей
в свет в 1869 г.
Слайд 8
Данилевский объяснял, что каждая цивилизация основана на какой-то
исходной духовной предпосылке, «большой идее», «сакральной ценности» или первичном
символе, вокруг которых в ходе развития формируются сложные духовные системы, а вслед за этим и материальная оболочка в виде государств, государственных объединений и союзов.
Слайд 9
Последователи Данилевского
А.Тойнби, П.А.Сорокин, О. Шпенглер, подчеркивали особую роль
религии в формировании цивилизационной идентичности.
Они утверждали, что вера, почва
и кровь для народов, принадлежащих к одной цивилизации, являются более значимыми, чем любые экономические или политические выгоды в ситуации геополитического выбора.
Слайд 10
Основные мировые цивилизации:
западное общество, объединенное западным христианством;
православно-христианское, или
византийское общество, расположенное в Юго-Восточной Европе и России;
исламское общество
– от Северной Африки и Среднего Востока до Великой Китайской стены;
индуистское общество в тропической и субконтинентальной Индии;
конфуцианского-буддистское общество стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
Слайд 11
«Столкновение цивилизаций?»
Модель «столкновения цивилизаций» разработана американским политологом Сэмюэлем
Хантингтоном (1927-2008)
Слайд 12
«Столкновение цивилизаций?»
Эта модель основана на том, что международная
система, прежде состоящая из трех блоков, сегодня перестраивается и
превращается в новую систему, состоящую из восьми главных цивилизаций:
Западная цивилизация;
Индуистская цивилизация;
Исламская цивилизация;
Конфуцианская цивилизация;
Латиноамериканская цивилизация;
Православно-славянская цивилизация;
Японская цивилизация;
Африканская цивилизация.
Слайд 13
Модель «столкновения цивилизаций»
Слайд 14
Сэмюэль Хантингтон:
«...в конечном счете, для людей важна не
политическая идеология или экономические интересы. Вера и семья, кровь
и убеждение — это то, с чем люди себя идентифицируют и за что они будут биться и умирать. И поэтому столкновение цивилизаций заменит холодную войну как главный фактор глобальной политики»
Слайд 15
Концепция С.Хантингтона
В целом концепция С.Хантингтона очевидно направлена на
то, чтобы доказать мировой общественности, что центральной осью геополитики
в будущем станет конфликт между Западом и другими цивилизациями.
«Запад против остального мира» — этот красноречивый заголовок одного из разделов статьи Хантингтона весьма подходит для названий всей работы в целом.
Слайд 16
Выводы
Сегодня, как и столетие назад, мир на планете
во многом зависит от доброй воли и усилий разных
народов и их политических лидеров.
Концепция «столкновения цивилизации» уводит геополитиков от перспективы разрешения международных конфликтов в сторону однозначной конкуренции и противостояния.
Опасность такого подхода очевидна.
Вопрос необходимо перевести в принципиально иную плоскость: цивилизационный анализ в геополитике должен стать основой диалога цивилизаций.
Слайд 17
Список использованной литературы
Василенко И.А. Геополитика современного мира: учеб.
пособие. М.: Издательство Юрайт, 2010.
Мухаев Р.Т. Геополитика. М.: Юнити-Дана,
2007. - 624с.
Исаев Б. А. Геополитика: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2006. — 384 с.
Василенко И.А. Политическая глобалистика: Учеб. пособие для студентов вузов. - М.: Логос, 2000. - 358 с.
Huntington, Samuel P., The Clash of Civilizations?, Foreign Affairs, Vol. 72, № 3, Summer 1993, pp. 22-49. Перевод на русский язык подготовлен журналом «Полис» — № 1, 1994.