Слайд 2
Основные идеи философии
эпохи Возрождения
Светской формой выражения нового
мировоззрения является гуманизм. Идеалом этого мировоззрения выступает человек в
его земном предназначении. Человек — центр бытия. Отношения человека с природой и Богом рассматриваются в рамках пантеистического понимания мира.
Слайд 3
Философия антропоцентрического гуманизма
Слайд 4
У истоков антропоцентрического гуманизма стоит
Данте Алигьери (1265-1321). В своей бессмертной «Комедии», а также
в философских трактатах «Пир» и «Монархия» он исполнил гимн земному предназначению человека, открыл путь к гуманистической антропологии.
Слайд 6
Тленному миру земли противостоит вечный мир небес. И
в этом противостоянии роль среднего звена выполняет человек, ибо
он причастен к обоим мирам. Смертная и бессмертная природа человека обуславливает и его двоякое предназначение: внеземное существование и осуществимое на земле человеческое блаженство. Земное предназначение реализуется в гражданском обществе. К жизни вечной человека ведет церковь.
Слайд 8
Теоцентризм средневековья «преодолевает» и
Ф. Петрарка (1304-1374) и делает это с большей уверенностью,
чем Данте Алигьери. Обращаясь к проблемам человеческого бытия, Ф. Петрарка заявляет: «Небожители должны обсуждать
небесное, мы же — человеческое».
Слайд 9
Мыслителя интересует внутренний мир человека, и
притом человека, рвущего связи со средневековыми традициями и сознающего
этот разрыв. Земные заботы составляют первейший долг человека и ни в коем случае не должны приноситься в жертву загробному миру. Старый стереотип презрения к земному уступает место идеалу человека в его достойном земном существовании.
Слайд 10
Эту позицию разделяет и Джаноццо Манетти
(1396-1459) в своем трактате «О достоинстве и превосходстве человека»,
где подчеркивается, что человек рождается не для печального существования, а для созидания и утверждения себя в своих деяния
Слайд 11
Теоретическое основание новой философии составили
переводы классической античности. Благодаря филологической и переводческой деятельности гуманистов
эпохи Возрождения, европейская философия получила в свое распоряжение многочисленные памятники греческой и римской философской мысли, а также их комментарии.
Но последние, в отличие от средневековых, были ориентированы не на противостояние, а на диалог, взаимопроникновение земного, природного и божественного.
Слайд 12
Предметом философии становится земнаи жизнь человека, его деятельность.
Задачей философии является не противопоставление духовного и материального, а
раскрытие их гармонического единства. Место конфликта занимают поиски согласия. Это относится как к природе человека, так и к положению человека в окружающем мире — мире природы и общества.
Слайд 14
Формируется новая этика, основанная на единстве
души и тела, равноправия духовного и телесного. Заботиться об
одной душе нелепо, ибо она следует природе тела и не может действовать без него.
Слайд 15
«В самой природе заложена красота, и человек должен
стремиться к наслаждению и преодолевать страдания», — отмечает Казимо
Раймонди
Слайд 16
Человеческое в человеке — это всего
лишь возможность, заложенная в нем Богом. Для своего осуществления
она требует от человека существенных усилий, культурной и творческой деятельности. В процессе жизнедеятельности природа дополняется культурой.
Слайд 17
Единство природы и культуры обеспечивает предпосылки возвышения человека
до того, по чьему образу и подобию он сотворен.
Творческая деятельность человека является продолжением и завершением божественного творения.
Слайд 18
Творчество, как атрибут Бога, включенное в человеческую деятельность,
становится предпосылкой обожеетвления человека. Благодаря творчеству человек может подняться
до заоблачных высот, стать земным Богом.
Слайд 19
Мир и человек — творение
Бога. Прекрасен мир, созданный для наслаждения. Прекрасен и человек,
созданный для наслаждения миром. Но предназначение человека заключается не в пассивном наслаждении, а в творческой жизнедеятельности. Только в творческом деянии человек обретает возможность наслаждаться этим миром.
Слайд 20
Таким образом, этика гуманизма, приписывая уму
человека и его деяниям атрибут божественности, противостоит средневековой этике
аскетизма и пассивности.