Слайд 2
Наиболее удобным языком моделирования бизнес-процессов является IDEF0, где система представляется как
совокупность взаимодействующих работ или функций.
Слайд 3
Процесс моделирования системы в IDEF0 начинается с создания контекстной диаграммы — диаграммы
наиболее абстрактного уровня описания системы в целом, содержащей определение субъекта моделирования,
цели и точки зрения на модель.
Слайд 4
Под субъектом понимается сама система, при этом необходимо
точно установить, что входит в систему, а что лежит
за ее пределами
Цель моделирования — вопросы, на которые построенная модель должна дать ответ
Слайд 5
Цель моделирования
Определяется из ответов на следующие вопросы:
Почему этот
процесс должен быть смоделирован?
Что должна показывать модель?
Что может получить
клиент?
Слайд 6
Основу методологии IDEF0 составляет графический язык описания бизнес-процессов.
Модель в
нотации IDEF0 представляет собой совокупность иерархически упорядоченных и взаимосвязанных диаграмм.
Каждая
диаграмма является единицей описания системы и располагается на отдельном листе.
Слайд 7
Модель может содержать четыре типа диаграмм:
контекстную диаграмму (в каждой
модели может быть только 1 контекстная диаграмма );
диаграммы декомпозиции;
диаграммы дерева узлов ;
диаграммы
только для экспозиции (FEO).
Слайд 8
Контекстная диаграмма
является вершиной древовидной структуры диаграмм и представляет
собой самое общее описание системы и ее взаимодействия с
внешней средой.
После описания системы в целом проводится разбиение ее на крупные фрагменты.
Этот процесс называется функциональной декомпозицией, а диаграммы, которые описывают каждый фрагмент и взаимодействие фрагментов, называются диаграммами декомпозиции.
Слайд 9
Диаграмма дерева узлов показывает иерархическую зависимость работ, но не взаимосвязи
между работами.
диаграммы для экспозиции (FEO) строятся для иллюстрации отдельных фрагментов модели,
для иллюстрации альтернативной точки зрения, либо для специальных целей.
Слайд 10
Работы (Activity)
Обозначают поименованные процессы, функции или задачи, которые происходят
в течение определенного времени и имеют распознаваемые результаты.
Изображаются в
виде прямоугольников. Все работы должны быть названы и определены.
Имяработы должно быть выражено отглагольным существительным, обозначающим действие (например, "Деятельность компании", "Прием заказа" и т.д.).
Работа "Деятельность компании" может иметь, например, следующее определение: "Это учебная модель, описывающая деятельность компании".
При создании новой модели (меню File/New) автоматически создается контекстная диаграмма с единственной работой, изображающей систему в целом
Слайд 11
Стрелки (Arrow)
Описывают взаимодействие работ и представляют собой некую информацию, выраженную существительными.
(Например,
"Звонки клиентов", "Правила и процедуры", "Бухгалтерская система".)
Слайд 12
В IDEF0 различают пять типов стрелок:
Вход ( Input ) — материал или информация,
которые используются или преобразуются работой для получения результата (выхода).
При моделировании
ИС, когда стрелками являются не физические объекты, а данные.
Очень часто сложно определить, являются ли данные входом или управлением. В этом случае подсказкой может служить информация о том, перерабатываются/изменяются ли данные в работе или нет. Если изменяются, то, скорее всего, это вход, если нет — управление.
Слайд 13
Управление ( Control )
Правила, стратегии, процедуры или стандарты, которыми руководствуется работа.
Каждая работа должна
иметь хотя бы одну стрелку управления.
Стрелка управления рисуется как входящая в верхнюю
грань работы.
Управление влияет на работу, но не преобразуется работой.
Если цель работы — изменить процедуру или стратегию, то такая процедура или стратегия будет для работы входом.
В случае возникновения неопределенности в статусе стрелки (управление или вход) рекомендуется рисовать стрелку управления.
Слайд 14
Выход ( Output )
Материал или информация, которые производятся работой.
Каждая работа должна иметь хотя
бы одну стрелку выхода.
Работа без результата не имеет смысла и не
должна моделироваться.
Стрелка выхода рисуется как исходящая из правой грани работы.
Слайд 15
Механизм ( Mechanism )
Ресурсы, которые выполняют работу, например персонал предприятия, станки, устройства
и т. д.
Стрелка механизма рисуется как входящая в нижнюю
грань работы.
По усмотрению аналитика стрелки механизма могут не изображаться в модели.
Слайд 16
Вызов ( Call )
Специальная стрелка, указывающая на другую модель работы.
Стрелка вызова рисуется как исходящая
из нижней грани работы.
Стрелка вызова используется для указания того,
что некоторая работа выполняется за пределами моделируемой системы.
В BPwin стрелки вызова используются в механизме слияния и разделения моделей.
Слайд 17
Граничные стрелки
Стрелки на контекстной диаграмме служат для описания взаимодействия системы с окружающим
миром.
Они могут начинаться у границы диаграммы и заканчиваться
у работы, или наоборот.
Слайд 18
Несвязанные граничные стрелки (unconnected border arrow)
При декомпозиции работы входящие в нее и
исходящие из нее стрелки автоматически появляются на диаграмме декомпозиции, но при
этом не касаются работ.
Такие стрелки называются несвязанными и воспринимаются в BPwin как синтаксическая ошибка.