Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему Повесть о Васильке Теребовльском: Идея и Образная система

Написанная попом Василием и помещенная в летописи под 1097 г., «Повесть об ослеплении Василька Теребовльского» выдержана в стиле историко-документальном
ВыполнилСтудент 12 группыФилологического факультетаМасалов АлексейПовесть о Васильке Написанная попом Василием и помещенная в летописи под 1097 г., «Повесть об Экспозицией сюжета является сообщение о съезде князей «на Устанавливаемый новый феодальный порядок взаимоотношений («кождо да держит отчину свою») князья скрепляют Мотивировка завязки сюжета повести традиционная, провиденциалистская: опечаленный «любовью», согласием князей дьявол «влезе» Когда Василько пришел в Выдубицкий монастырь, Святополк посылает к нему гонца с Драматичен и глубоко психологичен рассказ о встрече Василька со Святополком и Давыдом:Введя Точно, динамично автор передает кульминационную сцену. Основная художественная функция в этой сцене Давыд осуществил свое намерение. Он привозит Василька во Владимир Волынский, «акы некак Повесть не идеализирует Василька. Он не только жертва наветов, жестокости и коварства Повесть написана средневековым писателем, который строит ее на противопоставлении двух символических образов Таким образом, «Повесть об ослеплении Василька Теребовльского» резко осуждает нарушение
Слайды презентации

Слайд 2 Написанная попом Василием и помещенная в летописи под

Написанная попом Василием и помещенная в летописи под 1097 г., «Повесть

1097 г., «Повесть об ослеплении Василька Теребовльского» выдержана в

стиле историко-документальном

Слайд 3
Экспозицией сюжета является сообщение о съезде князей «на

Экспозицией сюжета является сообщение о съезде князей «на устроенье

устроенье мира» в Любече. Единодушие собравшихся выражено речью, сказанной

якобы всеми князьями: «Почто губим Русъскую землю, сами на ся котору деюще? А половци зешю нашю несуть розно, и ради суть, оже межю нами рати. Да ноне отселе имемся в едино сердце, и блюдем Рускые земли; кождо да держить отчину свою...»

Слайд 4 Устанавливаемый новый феодальный порядок взаимоотношений («кождо да держит

Устанавливаемый новый феодальный порядок взаимоотношений («кождо да держит отчину свою») князья

отчину свою») князья скрепляют клятвой — крестоцелованием. Они дают

друг другу слово не допускать распрей, усобиц. Такое решение встречает одобрение народа: «и ради быша людъе ecu».
Однако достигнутое единодушие оказалось временным и непрочным, и повесть на конкретном, страшном примере ослепления Василька двоюродными братьями показывает, к чему приводит нарушение князьями взятых на себя обязательств.


Слайд 5 Мотивировка завязки сюжета повести традиционная, провиденциалистская: опечаленный «любовью»,

Мотивировка завязки сюжета повести традиционная, провиденциалистская: опечаленный «любовью», согласием князей дьявол

согласием князей дьявол «влезе» в сердце «некоторым мужем»; они

говорят «лживые словеса» Давиду о том, что Владимир Мономах якобы сговорился с Васильком о совместных действиях против него и Святополка Киевского.
Что это за «некоторые мужи» — неизвестно, что в действительности побудило их сообщить свои «лживые словеса» Давыду — неясно.
Затем провиденциалистская мотивировка перерастает в чисто психологическую. Поверив «мужам», Давид сеет сомнения в душе Святополка. Последний, «смятеся умом», колеблется, ему не верится в справедливость этих утверждений. В конце концов Святополк соглашается с Давидом в необходимости захватить Василька.

Слайд 6 Когда Василько пришел в Выдубицкий монастырь, Святополк посылает

Когда Василько пришел в Выдубицкий монастырь, Святополк посылает к нему гонца

к нему гонца с просьбой задержаться в Киеве до

своих именин. Василько отказывается, опасаясь, что в его отсутствие дома не случилось бы «рати».Явившийся затем к Васильку посланный Давыда уже требует, чтобы Василько остался и тем самым не «ослушался брата старейшего».
Отказ Василька только убеждает Давыда, что Василько намерен захватить города Святополка. Давыд настаивает, чтобы Святополк немедленно отдал Василька ему. Вновь идет посланец Святополка к Васильку и от имени великого киевского князя просит его прийти, поздороваться и посидеть с Давыдом. Василько садится на коня и с малой дружиной едет к Святополку.
Характерно, что здесь рассказ строится по законам эпического сюжета: Василько принимает решение поехать к брату только после третьего приглашения.

Слайд 7 Драматичен и глубоко психологичен рассказ о встрече Василька

Драматичен и глубоко психологичен рассказ о встрече Василька со Святополком и

со Святополком и Давыдом:
Введя гостя в горницу, Святополк еще

пытается завязать с ним разговор, просит его остаться до Святок, а «Давыд же седяше, акы нем», и эта деталь ярко характеризует психоло­гическое состояние последнего. Натянутой атмосферы не выдерживает Святополк и уходит из горницы под предлогом необходимости распо­рядиться о завтраке для гостя.
Василько остается наедине с Давыдом, он пытается начать с ним разговор, «и не бе в Давыде гласа, ни послушанья». И только теперь Василько начинает прозревать: он «ужаслъся», поняв обман. А Давыд, немного посидев, уходит. Василька же, оковав в «двою оковы», запирают в горнице, приставив на ночь сторожей.

Слайд 8 Точно, динамично автор передает кульминационную сцену. Основная художественная

Точно, динамично автор передает кульминационную сцену. Основная художественная функция в этой

функция в этой сцене принадлежит глаголу — своеобразному «речевому

жесту», как понимал его А. Н. Толстой. Входят конюхи Святополка и Давыда — Сновид Изечевич и Дмитр:
и почаста простирати ковер,
и простерша, яста Василка
и хотяща и поврещи;
и боряшется с нима крепко,
и не можаста его поврещи.
И се влезше друзии повергоша и,
и связаша и,
и снемше доску с печи,
и ъзложиша на перси его.
И седоста обаполы Сновид Изеневичь и Дмитр,
и не можаста удержати.
И приступиста ина два,
и сняста другую деку с пени,
и седоста,
и удавиша и рамяно, яко переем троскотати.
Вся сцена выдержана в четком ритмическом строе, который создается анафорическим повтором соединительного союза «и», передающим временную последовательность действия, а также глагольными рифмами.
Перед нами неторопливый рассказ о событии, в нем нет никакой внешней эмоциональной оценки. Но перед читателем — слушателем с большой конкретностью предстает полная драматизма сцена

Слайд 9 Давыд осуществил свое намерение. Он привозит Василька во

Давыд осуществил свое намерение. Он привозит Василька во Владимир Волынский, «акы

Владимир Волынский, «акы некак улов уловив». И в этом

сравнении звучит моральное осуждение преступления, совершенного братом.
В отличие от агиографического повествования Василий не морализует, не приводит библейских сопоставлений и цитат. От повествования о судьбе Василька он переходит к рассказу о том, как это преступление отражается на судьбах Русской земли, и теперь главное место отводится фигуре Владимира Мономаха.
Именно в нем воплощается идеал князя. Гиперболически передает Василий чувства князя, узнавшего об ослеплении Василька. Мономах «...ужасеся и всплакав и рече: «Сего не бывало есть в Русьскей земьли ни при дедех наших, ни при отцих наших, сякого зла».

Слайд 10 Повесть не идеализирует Василька. Он не только жертва

Повесть не идеализирует Василька. Он не только жертва наветов, жестокости и

наветов, жестокости и коварства Давыда Игоревича, легковерия Святополка, но

и сам обнаруживает не меньшую жестокость как по отношению к виновникам зла, так и по отношению к ни в чем не повинным людям.
Нет идеализации и в изображении великого князя киевского Святополка, нерешительного, доверчивого, слабовольного.
Повесть позволяет современному читателю представить характеры живых людей с их человеческими слабостями и достоинствами

Слайд 11 Повесть написана средневековым писателем, который строит ее на

Повесть написана средневековым писателем, который строит ее на противопоставлении двух символических

противопоставлении двух символических образов «креста» и «ножа», лейтмотивом проходящих

через все повествование:
«Крест» — «крестное целование» — символ княжеского братолюбия и единомыслия, скрепленных клятвой. «Да аще кто отселе на кого будеть, то на того будем ecu и крест честный», — этой клятвой скрепляют князья свой договор в Любече. Василько не верит в ковар­ство братьев: «Како мя хотятъ яти? оногды целовали крест, рекуще: аще кто на кого будеть, то на того будеть крест и мы ecu». Владимир Мономах заключает мир со Святополком «целоваше крест межю собою». Василько, отмщая свою обиду Давыду, поднимает «крест честный».
«Нож» в повести об ослеплении Василька—не только оружие конкретного преступления — ослепления Василька, но и символ княжеских распрей, усобиц. «...Оже ввержен в ны нож!» — восклицает Мономах, узнав о страшном злодеянии. Затем эти слова повторяют послы, направленные к Святополку: «Что се зло створил ecu в Русьстей земли и ввергл ecu ножь в ны?»


  • Имя файла: povest-o-vasilke-terebovlskom-ideya-i-obraznaya-sistema.pptx
  • Количество просмотров: 128
  • Количество скачиваний: 1