Слайд 2
Гжель — один из традиционных российских центров производства керамики.
Более широкое название «Гжель», которое является правильным с исторической
и культурной точки зрения, — это обширный район, состоящий из 27 деревень, объединённых в «Гжельский куст».
Слайд 3
Самое первое упоминание о Гжели встречается в завещании
Ивана Калиты 1328 года. Затем это название повторяется в
духовных грамотах других князей и в завещании Ивана Грозного 1572—1578 годов.
Слайд 4
Издавна Гжель славилась своими глинами. Широкая добыча разных
сортов глины велась здесь с середины XVII века.
Мастера
Гжели постоянно находились в поиске новых форм и технологий производства керамики.
Слайд 5
До середины XVIII века Гжель делала обычную для
того времени гончарную посуду, изготавливала кирпич, гончарные трубы, изразцы,
а также примитивные детские игрушки, снабжая ими Москву
Слайд 6
В 18 веке к Гжели постепенно приходит слава
одного из крупнейших районов, который производит художественную майолику. Гжельская
майолика украшалась лепной и яркой многоцветной росписью.
Слайд 7
В живописи, живой и непосредственной, народные мастера воссоздавали
сказочные архитектурные пейзажи, сцены охоты, изображали различных животных, птиц,
растительные и геометрические мотивы.
Слайд 8
В 1802 году гжельцами были открыты месторождения хорошей
глины серовато-белого цвета. В результате длительных экспериментальных работ с
глиной по созданию фарфора был получен так называемый "полуфаянс", роспись по которому выполнялась синей смальтовой краской.
Слайд 9
"Полуфаянс" явился как бы переходным материалом от майолики
к тонкому фаянсу. Он возник в Гжели как подражание
английскому фаянсу, но уступал ему в технических свойствах.
Слайд 10
В 1840-х гг. полуфаянс Гжели достигает своего расцвета:
роспись синего цвета украшает квасники, кувшины.
В росписях разнообразие
мотивов: травы, цветы, листья, геометрические орнаменты, изображения петухов, домиков, заборов.
Слайд 11
1820-1830 годы были плодотворными для гжельской керамики. В
это время был освоен выпуск изделий из тонкого фаянса
и фарфора. Это уже являлось признаком высочайшего мастерства.
Слайд 12
Первым гжельским производителем фарфора был крестьянин деревни Володино
Павел Куликов.
Секрет фарфора он узнал, работая на
заводе Отто в Перове. Куликов всё делал сам, имея только одного рабочего и никого не пускал на свой заводик.
Слайд 13
Потом производство фарфора широко развилось в Гжели.
Мастера
- модельщики на гончарном круге вытачивают гипсовые модели изделий.
C гипсовой заготовки изготавливается форма для отливки.
Слайд 14
Жидкую фарфоровую массу (шликер) литейщик заливает в формы.
Гипс впитывает влагу, шликер затвердевает. Отлитые изделия идут
на первый обжиг.
Слайд 15
Изделия, прошедшие обжиг, живописец расписывает окисью кобальта.
Традиционная
роспись - выполненные от руки растительные и геометрические орнаменты,
нанесенные быстрыми, сочными мазками кисти.
Слайд 16
Исполнение росписи вручную позволяет создавать множество вариантов одного
и того же декоративного мотива.
Темный, серый с мушкой
черепок низкосортных изделий скрашивала яркая, броская роспись, которая выполнялась преимущественно в надглазурной технике, но часто сочеталась и с подглазурной.
Слайд 17
Во второй половине XIX века сложился отдельный промысел
росписи фарфора. Одни мастерские занимались росписью кобальтом, другие надглазурной
росписью мелких предметов, третьи расписывали "крупнину" (блюда, большие вазы).
Слайд 18
Росписью занимались женщины-"писарихи", которые сами создавали свои орнаменты
и многократно варьировали композиции, ставшие традиционными: "мушель", розу "картошкой",
"виноград" и другие.
Слайд 19
Национально своеобразное искусство народного русского фарфора, которое создали
мастера гжельского промысла, оказало своё влияние и на изделия
знаменитых частных русских заводов.
Слайд 20
В 1930-х годах в Гжели был организован ряд
артелей. Так в 1936 году в д. Турыгино создана
артель "Художественная керамика", которая до настоящего времени представляет современный гжельский художественный керамический промысел.
Слайд 21
В основном артель повторяла дореволюционные образцы фарфоровых фигурок
и ваз. Делались и попытки создать новые образцы в
традициях народного искусства.
Слайд 22
Промысел в те годы сильно окреп и привлек
к себе многих талантливых мастериц росписи фарфора.
Слайд 23
Образцы для производства создают художники со специальным образованием.
Слайд 24
По-прежнему, роспись выполняется только вручную. Поэтому любое созданное
произведение уникально и хранит почерк мастера.