Слайд 2
Музыкальное искусство, являясь частью художественной культуры, наиболее
глубоко, эмоционально воздействует на ребенка, вносит существенные
изменения в сферу индивидуального сознания и духовную жизнедеятельность, создает предпосылку для активной творческой деятельности.
В художественно-эстетическом образовании и воспитании дошкольника значительную роль играет приобщение к музыкальному творчеству.
Слайд 3
В наше время с особой остротой
стоит вопрос о формировании духовного мира человека
третьего тысячелетия, возрождения и расцвета культурных взаимоотношений человека с музыкой.
Важным условием развития является начальное музыкальное обучение, полное
впечатлениями, творчеством и игрой.
Слайд 4
Я, работая музыкальным руководителем, одной из главных
задач в своей музыкальной образовательной деятельности считаю - обогатить
деятельность детей музыкальным творчеством.
Считаю, что музыкальное творчество является действенным средством развития психических, физических и интеллектуальных способностей ребенка, а так же и его эмоционального развития.
Слайд 5
Задачи по развитию детского музыкального творчества помогают решить
развивающие игровые технологии:«Элементарное музицирование» -
автор Т.Э. Тютюнникова и
«Игра на нетрадиционных музыкальных инструментах» - автор Карл Орф.
Слайд 6
Эмоции ребенка во время занятий музыкой — это
«послание» окружающим его взрослым о его состоянии. Они играют
решающую роль в желании детей заниматься музыцированием:
помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуации,
социальных взаимодействий и привязанностей,
выполняют оценочную роль,
побуждают ребенка к деятельности,
влияют на накопление и актуализацию его опыта, на будущее поведение.
Слайд 7
С данной точки зрения особый интерес представляет
немецкая система музыкального образования и воспитания, базирующаяся на
методике композитора и педагога Карла Орфа, так как она ставит своей задачей воспитание музыкальной культуры личности, развитие ее творческого потенциала через включение в активную творческую деятельность.
Слайд 8
Карл Орф - немецкий композитор. Учился в
Мюнхенской академии музыки.
В 1924 вместе с женой -
Доротеей Гюнтер основал школу гимнастики, музыки и танца.
Опыт работы в этой школе и лег в основу его музыкально-педагогической концепции.
Слайд 9
Основой системы музыкального
воспитания К. Орфа,
является «Schulwerk»- пятитомное собрание
песен и инструментальных пьес для детей. «Шульверк» - в переводе с немецкого означает – «обучение в действии».
Главный принцип педагогики — “учимся, делая и творя” — позволяет детям, исполняя и создавая музыку вместе, познать ее в реальном, живом действии.
Слайд 10
Обучая детей навыкам
коллективного музицирования по
Карлу Орфу я делаю упор на игру детей
на простейших нетрадиционных музыкальных инструментах.
В основе которой лежит девиз: “Каждый узнаёт лишь то, что сам пробует сделать ”.
Слайд 11
Первостепенную роль в процессе работы отвожу формированию
ритмического чувства и тембрового слуха.
Этому способствуют;
музыкально-ритмические движения,
игра на музыкальных инструментах,
речь,
музыкальная декламация.
Причем материалом служит «элементарная музыка».
Слайд 12
В работе применяются разнообразные методы и приёмы:
показ иллюстраций,
игрушек,
использование музыкально-дидактических игр,
имеется достаточная база детских музыкальных инструментов.
Слайд 13
Я, как и любой педагог, во время образовательной
музыкальной деятельности, стремлюсь, прежде всего заинтересовать детей, вызвать эмоциональный
отклик, побудить к занятиям музыкой. В этом мне помогают «орфовские» музыкальные инструменты
кастаньеты
музыкальная рогатка
музыкальные стаканчики
звенелки барабаны
Слайд 14
шуршунчики
музыкальные коробочки
маракасики, стучалочки
Музыкальные крышечки, кубики, палочки
Слайд 15
Использование Орфовских музыкальных инструментов позволяет нам с
ребятами осуществлять постепенное прохождение ряда важных этапов:
развитие тембрового слуха;
формирование метроритмического чувства;
формирование первичных навыков элементарной
импровизации в играх со звуками.
Слайд 16
В процессе поиска дополнительных эффективных методик для
эмоционального и творческого развития детей, меня
заинтересовала музыкально-педагогическая система “элементарного музицирования” Т.Э.Тютюнниковой. Я стала использовать ее элементы, как обязательный компонент непосредственно образовательной деятельности.
В своей работе опираюсь на разработанные Т.Э.Тютюнниковой упражнения, песенки и пьесы, которые можно изменять, варьировать или придумывать вместе с детьми. Интересный материал побуждает ребенка сочинять, импровизировать, фантазировать.
Слайд 17
Сам по себе человек тоже может выступать как
весьма разнообразный ударный инструмент – сколько вариантов хлопков, шлепков,
притоптываний, щелчков пальцами можно придумать! Всё это ритмическая игра звуками своего тела.
Слайд 18
Начиная с младшего возраста, я учу детей
различать звуки по высоте (высокое и низкое звучание), узнавать
и различать звуки бубна, погремушки, барабана, ложек, ладошек. Непосредственно музыкальную образовательную деятельность я стараюсь организовать в игровой форме: сказки, игры, инсценировки песен, игрушки кукольного театра, театрализованные упражнения и этюды.
Слайд 19
При разучивании музыкально - дидактических игр, потешек,
маленьких стихотворений мной проводится работа над выразительностью речи: громко
- тихо; быстро - медленно; высоким или низким тембром голоса. Параллельно с этим выполняются задачи по развитию ритмического, тембрового, звуковысотного и динамического слуха.
Слайд 20
В ходе игры на металлофоне, я прошу
детей самостоятельно изобразить большой и маленький колокольчик,
прыжки воробушка, удары дятла. После того, как дети почувствовали, что звуки металлофона могут быть низкими и высокими, громкими и тихими, долгими и короткими и выражать различные образы, мы начинаем игру несложных песенок на одном звуке. Усложняю это задание добавляя речь и движение (одновременно одни дети играют на инструментах, другие проговаривают фразу, третья группа выполняет звучащие жесты).
Слайд 21
С младшей группы начинаю обучать детей коллективному
музицированию,(игра на маракасиках и музыкальных коробочках). А со средней
группы выполняем несложные попевки и пьесы с движениями.
Слайд 22
В старшем дошкольном возрасте я закрепляю и
совершенствую у детей навыки игры на уже известных музыкальных
инструментах: колокольчиках, металлофоне, народных шумовых, ложках., нетрадиционных: музыкальные рогатки, шуршалочки, бубенчики и др. Большое внимание уделяю оркестровому исполнению пьес.
Слайд 23
В непосредственно музыкальной образовательной деятельности с
детьми активно использую следующие элементы:
Речевые упражнения
Поэтическое
музицирование
Координационно-подвижные игры и упражнения
Игры с шумовыми и звучащими самодельными инструментами
Пальчиковые игры
Слайд 24
В старшем дошкольном возрасте я начинаю проводить с
детьми опыты на темы – «Звуки вокруг нас», «Что
ты слышишь?», «В этом мире все поет», «Почему всё звучит?», «Коробочка с секретом» и др.
Ребята, совершенствуя тембровый и звуковысотный слух, начинают безошибочно различать шумовые и музыкальные звуки, их возникновение например в игре «Веселый старичок», «Дедушка Шум», «Чашки и блюдца», «Пошуршу, да постучу», «Шапка да шубка», «Где живёт эхо?». и др.
Развивая воображение и образное мышление дети активно участвуют в играх «Найди похожий звук», «Повтори, что слышишь ты», «Шопот к шороху спешит» и др.
Для развития чувства ритма я провожу игры: «Следы зверей», «Повтори ритм», «Волшебные палочки» и др.
Слайд 25
Динамика освоения ОО «Музыка»
2009-2010 учебный год
Возрастные группы Начало года Конец года Динамика
Подготовительная 93% 98% 5%
Старшая 93% 95% 2%
Средняя 62% 85% 23%
Вторая младшая 69% 92% 23%
Первая младшая 64% 89% 25%
2010-2011учебный год
Подготовительная 93% 96% 3%
Старшая 80% 90% 10%
Средняя 60% 89% 29%
Вторая младшая 92% 100% 8%
Первая младшая 68% 84% 16%
2011-2012 учебный год
Подготовительная 92% 97% 5%
Старшая 86% 93% 7%
Средняя 92% 100% 8%
Вторая младшая 85% 94% 9%
Первая младшая 73% 89% 16%
Слайд 26
Вывод
Из данных таблиц мы видим, что самых значительных
успехов достигают дети
подготовительной к школе группы. Полученные результаты
достигаются
благодаря:
-применению целостного подхода к проведению анализа педагогического
процесса;
-деятельностному подходу в работе с детьми;
-использования эффективных методов и приемов ;
-применению инновационных технологий;
Моя педагогическая деятельность способствует стабильному росту показателей
качества образования детей. К концу подготовительной группы
сформированность интеллектуальных способностей, предпосылок учебной
деятельности, социального развития соответствует норме у более 95% детей,
что является хорошим показателем нашей работы.
Это подтверждает:
обоснованность планируемых целей и задач,
правильность выбора методов и приемов работы,
учет индивидуальных особенностей детей,
Слайд 27
Опыт моей работы показывает, что привлечение детей
к нестандартному подходу к познанию музыкальных звуков, сбору материала
и изготовлению самодельных инструментов, пробуждает их интерес к элементарному музицированию. А сотрудничество педагогов и родителей, организация таких занимательных игр, как «Мастерская музыкальных инструментов» и «Музыкальный магазин» не только формирует практические навыки дошкольников, но и содействуют их активному участию в творческом процессе.
Слайд 28
Планы на будущее
Любая педагогическая деятельность не будет
успешной и результативной если в ней не участвуют родители
воспитанников. Наши родители очень поддерживают нас и сейчас мы готовим их выступление на выпускном вечере в оркестре нетрадиционных музыкальных инструментов сделанных их руками.
В работе с детьми на будущее я ставлю перед собой задачу продолжать развивать естественное самовыражение в звуках на основе разнообразной и разносторонней музыкально-творческой практики, которая должна доставлять им и окружающим удовольствие.