Слайд 2
История появления термина
В начале XX века в социальных
науках господствовали теории инстинктов социального поведения. Английский психолог М.
Дауго – в 1908 году выделяет среди других инстинктов чувство принадлежности к массе людей. Другой английский психолог В. Троттер в 1916 году пытался объяснить все психические феномены стадным инстинктом и понимал его как нечто первичное, как склонность всех однородных животных существ к объединению. В это же время итaльянский социолог В. Парето обозначал инстинкт постоянства, как потребность в принадлежности к социальной группе.
Слайд 3
Затем 3. Фрейд в книге «Психология масс и
анализ человеческого "Я"» вводит понятие «идентификация»„определяя ее как механизм
эмоциональной привязанности к другим людям. В 30-х годах Э. Мейо в своих Хоторнских исследованиях экспериментально подтвердил наличие у людей потребности в принадлежности к группе, которую он назвал чувством «социобильности».
Слайд 4
В дальнейшем в 60-х годах основатель гуманистической психологии
А. Маслоу среди потребностей также выделил потребность в принадлежности
к группе и считал, что групповая принадлежность является доминирующей целью человека. Г Меррей обозначил эту потребность термином «аффилиация».
Слайд 5
Английские психологи Г. Тежфел и Дж. Тернер в
конце 70-х годов изучали процесс осознания индивидом принадлежности к
группе, обозначив его термином «групповая идентификация». Они создали теорию социальной идентичности, основные положения которой, заключаются в следующем:
человек, отождествляя себя с какой-либо группой, стремится оценить ее положительно, поднимая таким образом статус группы и собственную самооценку;
Слайд 6
когнитивный компонент групповой идентификации состоит в осознании человеком
принадлежности к группе и достигается путем сравнения своей группы
с другими группами по ряду значимых признаков. Таким образом, в основе групповой идентичности лежат когнитивные процессы познания (категоризации) окружающего социального мира;
эмоциональный компонент групповой идентичности неразрывно связан с когнитивным компонентом. Эмоциональная сторона идентичности заключается в переживании своей принадлежности к группе в форме различных чувств -любви или ненависти, гордости или стыда;
поведенческий компонент проявляется тогда, когда человек начинает реагировать на других людей с позиций своего группового членства, а не с позиций отдельной личности с того момента, когда различия между своей и чужими группами становятся заметными и значимыми для него.
Слайд 7
Итак, в сущности групповая идентичность является диспозиционным образованием,
то есть установкой на принадлежность к определенной группе. Как
и любая установка, она состоит из трех компонентов – когнитивного, эмоционального и поведенческого и регулирует поведение человека в группе.
Слайд 8
Французский психолог С. Московичи предложил гипотезу о том,
что сознание человека строится как идентификационная матрица, в основе
которой лежат множество групповых идентичностей. Опираясь на идеи С. Московичи, можно разделить групповые идентичности на три группы:
объективные природные идентичности – человек, пол, возраст;
объективные социальные идентичности – национальность, религия, культура, субкультура, гражданство, профессия;
субъективные идентичности – ролевые характеристики, самооценка личностных черт и достижений и пр.
Слайд 9
В определенное время в зависимости от сложившихся обстоятельств
одна из идентичностей становится ведущей, доминирующей и структурирует идентификационную
иерархию. Человек воспринимает, классифицирует окружающий мир, отбирая необходимую информацию, принимая решения и совершая поступки в соответствии с доминирующей в данный момент идентификацией. Эта идентификация означает своеобразную призму, сквозь которую человек воспринимает окружающий мир. Она же определяет параметры cpaвнения собственной группы с другими группами и человек реагирует на мир и окружающих людей с позиций своей групповой принадлежности.
Слайд 10
При изменении обстоятельств (внешних или внутренних) мест доминирующей
занимает другая идентификация, строится новая иерархия в сознании субъекта,
восприятие окружающего мира и поведение человека изменяются. Необходимо отметить, что перестройка некоторых идентификационных иерархий может происходить довольно часто. Например, на работе преобладают профессиональны идентификации, дома - семейно-ролевые, в общении с друзьями половые и возрастные, в общении с представителями других стран культурно-этнические, культурные, религиозные и пр. Таким образом группа, в которой в данный момент находится человек, предопределяет идентификационную иерархию.