Слайд 2
Никого не нужно убеждать в важности музыкального развития
дошкольников, а особенно детей раннего возраста. Музыка, как никакой
другой вид искусства, находит дорогу к сердцу ребенка, воздействует на психоэмоциональное состояние, позволяет решать задачи охраны здоровья и формирования личности малыша, способствует развитию речи, двигательной активности, оказывает благоприятное влияние на познавательное развитие.
Слайд 3
В развитии детских музыкальных способностей особенно важны первые
годы жизни ребенка. Доказано, чем раньше начать работу по
развитию музыкальных способностей ребенка,тем лучше будет результат.
Специалисты-психологи по перинатальному, то есть дородовому воспитанию детей утверждают, что дети в утробе матери хорошо слышат; они узнают голоса родителей и реагируют на них вспышкой радости; отличают интонацию: при нервной и встревоженной у них учащается сердцебиение, при спокойной и размеренной - приходит в норму. Дети уже в утробе матери реагируют на музыку. Тревожная музыка - и на личике не родившегося ребенка появляется напряжение; спокойная вызывает умиротворение; а веселая – оживление.
Слайд 4
В каждый возрастной период развития малыша выделяют наиболее
важные сферы, которые открыты и особенно чувствительны к внешним
воздействиям, в том числе –музыке. Как раз раннее музыкальное развитие детей в возрасте от1,5 до 3 лет во многом определяется спецификой общего психического развития этого возраста. Самое главное на этом этапе - пробуждение чувственной сферы, ведь ребенок воспринимает и познает окружающий мир не разумом, а органами чувств. Не случайно психологи говорят о том, что ребёнок мыслит телом. С помощью движений ребёнок может «войти» в звуковой поток, ощутить, прочувствовать и телесно пережить его закономерности: метрическую пульсацию; чередование, сопоставление или контраст фраз, разделов, частей; различия музыкального темпа.
Слайд 5
Музыка может восприниматься детьми различными способами. Так, например,
Морис Мартено (французский музыкальный педагог и изобретатель) предложил следующую
классификацию:- «пассивное восприятие - ребенок слышит звук радио, но занят другим делом;- частично активное восприятие - малыш слушает и одновременно предается своим мыслям: музыка в данном случае служит для него источником вдохновения;
- активное, когда ребенок требует исполнения той или иной песенки, поет отрывки из нее или, слыша мелодию, начинает танцевать».
Все три вида должны присутствовать в жизни ребенка постоянно, «перенасытить» музыкой нельзя, если грамотно подходить к выбору произведений.
Слайд 6
Чувство ритма у детей раннего возраста развивается, прежде
всего, в музыкальной деятельности, связанной с музыкально – ритмическими
движениями. Здесь важно помнить, что общее психическое развитие ребенка связано в этот период, прежде всего с развитием чувственной сферы. От того, насколько активным будет процесс накопления ярких, и эмоциональных впечатлений, во многом зависит дальнейшее интеллектуальное (и музыкальное) развитие ребенка. Психические процессы в этом возрасте в основном непроизвольные, поэтому в обучении детей раннего возраста основную роль играют положительные эмоции. Формирование положительных эмоций – основа развития познавательной деятельности, залог полноценного становления личности ребёнка.
Слайд 7
Для ребенка 1-2 года жизни интонации в музыке
достаточно для осознания музыкального образа. Именно поэтому в раннем
возрасте рекомендуется петь и разучивать с ребенком песни, где важными являются интонации вопроса, ответа, восхищения, печали, радости.
Дом большой, дом маленький".
У медведя дом большой,
Ой, ой, ой!
(удивлённо)
(разводят руки через стороны - вверх)
А у зайца – маленький,
Ай, ай, ай!
(жалобно;)
Мишка наш пошел домой,
(идут в развалку)
Ой, ой, ой!
Да и крошка – заинька,
Ай, ай, ай!
(прыгают на двух ногах)
Слайд 8
А вот для ребенка 3-го года жизни интонации
музыки недостаточно. Ему уже необходимо разбираться в таких элементарных
средствах музыкальной выразительности как тембр и сила звучания музыки. В этом возрасте малыши проявляют интерес к музыкальным инструментам и даже пытаются осваивать способы звукоизвлечения, тем самым развивая музыкальный слух.
Слайд 9
Кроме того, не следует забывать, что любые предметы,
с помощью которых ребенок может производить какие-либо звуки, не
должны исключаться из поля деятельности ребенка. Сюда относятся погремушки, колокольчики, ложки, посуда.
Раннее музыкальное образование подразумевает не только знакомство ребенка с инструментами и музыкой, но и общее развитие психики малыша.
.
Слайд 10
Раннее музыкальное развитие благотворно влияет и на физическое
развитие ребенка. В песнях и играх под музыку у
детей развиваются и координируются движения. Музыка активизирует детей, способствует выработке хорошей осанки, ритмичности, легкости шага.
Слайд 11
Ребенок раннего возраста отличается недостаточной уравновешенностью нервных процессов,
поэтому он быстро утомляем. Необходимо часто менять виды деятельности
во время занятия, использовать сюрпризные моменты и задействовать все анализаторы детей. Преобладание процесса возбуждения над торможением в этом возрасте приводит к тому, что ребенок не может находиться долгое время без дела, поэтому на занятии не может быть незаполненного времени. Одно действие должно сменять другое. Но для того, что ребенок не переутомился, активные действия должны чередоваться со спокойной деятельностью.
Слайд 12
Особенностью типового занятия в группах раннего возраста является
слитность всех разделов, объединение различных видов музыкальной деятельности (слушание,
пение, музыкально-ритмические движения). Ребенок слушает музыку и реагирует на ее характер движениями, одновременно он может подпевать взрослому без слов, помахивая в такт музыке игрушкой. Репертуар содержит народные песенные и плясовые мелодии, произведения современных композиторов (песни, игры, пляски).
Слайд 13
Каждое занятие с детьми раннего возраста следует строить
в игровой форме, как маленький спектакль, в котором малыши
являются и зрителями, и исполнителями. Они смотрят инсценировки, в которых участвуют различные персонажи – кукла, котик, собачка, а затем играют и пляшут с ними.
Слайд 14
К концу года дети первой группы раннего возраста
должны проявлять отзывчивость на музыку плясового и спокойного характера,
реагируя на музыку плясового характера, прихлопывать в ладоши, махать рукой, приплясывать, эмоционально откликаться на игровые действия воспитателя.
Слайд 15
Дети второй группы раннего возраста должны уметь ходить
под музыку, играть в музыкальные прятки, догонялки, выполнять простые
движения с флажками, погремушками, в плясках передавать веселый характер музыки хлопками, притопыванием ногой, поворотами кистей рук, приплясыванием (слегка пружинить колени). Игры и пляски строятся на сопоставлении музыки контрастного характера, как, например, в пляске «Ай-да» (на первую часть музыки дети покачиваются с ноги на ногу, на вторую — весело топают ногами).
Слайд 16
Привлечение родителей к участию в праздниках и развлечениях
Слайд 17
Развиваясь в дошкольном возрасте, эмоциональная отзывчивость на музыку
выступает предпосылкой формирования основ музыкально-эстетической культуры, качественно характеризует динамику
становления компонентов музыкально-эстетического сознания – эстетических эмоций, чувств, интересов, потребностей, вкусов, а также представлений о красоте музыкальных образов и окружающей ребенка жизни.