Слайд 2
Выдающийся русский учёный, историк-этнолог, поэт и переводчик, основоположник
пассионарной теории этногенеза Л.Н. Гумилёв родился 1 октября 1912
года в Царском Селе под Петербургом. Он родился в семье знаменитых русских поэтов Н.С. Гумилёва и А.А. Ахматовой.
Слайд 3
Ещё в лагере Л.Н. Гумилёв начал размышлять над
основной проблемой всей своей научной жизни – над сущностью
и движущими силами этнической истории. Он видел, что в основе всякого деяния, оставляющего следы в истории, лежит страстное стремление человека к достижению своего идеала. Это стремление к идеалу наперекор всему, даже во вред себе, он назвал «пассионарностью». Учёный сам рассказывал, как к нему пришло это слово: «Кресты казались мне после лагеря Беломорканала обетованной землёй. Там можно было залезть под лавку и лежать. И у меня возникла мысль о мотивации человеческих поступков в истории. Почему Александр Македонский шёл в Индию и в Среднюю Азию, хотя явно там удержаться не мог, и ограбить он эти земли не мог, не мог доставить награбленное к себе в Македонию. И вдруг мне пришло в голову, что его что-то толкало, что-то такое, что было внутри его. Я назвал это «пассионарность». Я выскочил из-под лавки, пробежал по камере. Вижу: на меня смотрят, как на сумасшедшего, и залез обратно. Так мне открылось, что у человека есть особый импульс, называемый пассионарностью... Это не просто стремление к достатку и прямой выгоде, а стремление к иллюзорным Ценностям: власти, славе, алчности, стремление к накоплению богатств, стремление к знанию, стремление к искусствам».
Слайд 4
Согласно гумилёвской теории этногенеза, этнос – это не
социальный феномен, а элемент биоорганического мира планеты (биосферы Земли).
Этнос, по Гумилёву, есть коллектив индивидов, противопоставляющих себя другим коллективам по принципу "мы" – "они". Основания для такого рода объединений и противопоставлений могут быть разными: общность языка, религии, культуры, государственной принадлежности и т.п.
Слайд 5
Развитие этноса зависит от потоков энергии из космоса.
Под воздействием очень редких и кратковременных космических излучений (за
всю историю Евразии их было только 9) происходит генная мутация (пассионарный толчок). В результате люди начинают поглощать намного больше энергии, чем им необходимо для нормальной жизнедеятельности. Избыток энергии выплескивается в чрезмерной человеческой активности, в пассионарности. Под воздействием экстремально энергичных людей, пассионариев, происходит освоение или завоевание новых территорий, создание новых религий или научных теорий. Наличие большого числа пассионариев на одной территории, благоприятной для их размножения, приводит к образованию нового этноса. Энергия, полученная пассионарными родителями, отчасти передаётся их детям; кроме того, пассионарии формируют особые стереотипы поведения, которые действуют ещё очень долгое время.
Слайд 6
Фазы развития этноса
После пассионарного толчка наступает фаза подъёма,
которая продолжается 200 – 300 лет. Она связана с
экспансией нового этноса, который создают пассионарии, ставящие перед собой задачу создания нового сильного государства и идущие для этого на любые жертвы. Окружающие народы воспринимают новый этнос как общность крайне активных людей, появившуюся как бы вдруг на месте нескольких незначительных племён и активно отстаивающую свои интересы, часто за счёт соседей.
Слайд 7
Затем наступает акматическая (от греч. «акме» - высшая
точка) фаза, в которой пассионарное напряжение достигает высочайшего уровня
за счёт большого количества пассионариев, которые думают уже не столько об общих целях, сколько о своих личных интересах. Рост индивидуализма в сочетании с избытком пассионарности часто вводит этнос в состояние пассионарного перегрева, когда избыточная энергия, тратившаяся в фазе подъёма на бурный рост и экспансию, уходит на внутренние конфликты. Эта фаза, продолжающаяся следующие 300 лет, - одна из самых тяжёлых в жизни этноса, так как это период гражданских войн, культурных потерь.
Слайд 8
В конце концов, большая часть пассионариев истребляет
друг друга, что вызывает резкое падение уровня пассионарного напряжения
в этносе. Это падение связано также с тем, что ушедшие пассионарии замещаются не гармоничными особями, а субпассионариями – людьми, не способными воспринять даже нормы энергии, необходимой для полноценной адаптации к среде. Люди такого типа хорошо известны – это бродяги, босяки, бомжи. Появление этих признаков означает наступление фазы надлома – кризисной фазы, продолжающейся 200 лет.
Слайд 9
После пережитых потрясений люди хотят не успеха,
а покоя, и это говорит о том, что этнос
перешёл в следующую – инерционную фазу. В ней наблюдается некоторое повышение, а затем плавное снижение уровня пассионарного напряжения. Идёт укрепление государственной власти, социальных институтов, интенсивное накопление материальных и духовных ценностей, активное преобразование окружающей среды. В этносе доминирует тип «золотой посредственности» - законопослушного, работоспособного человека.
Слайд 10
Важной причиной кризиса обычно бывает резко возросшее воздействие
цивилизации на природу, которая, в конце концов, не выдерживает
новой нагрузки. Наступает фаза обскурации – старости этноса. Это происходит, когда возраст этноса составляет 1100 лет. В это время пассионарное напряжение падает до отрицательных величин за счёт появления значительного числа субпассионариев, что делает невозможной никакую конструктивную деятельность, и этнос существует за счёт прежних запасов. В результате общественный организм начинает разлагаться: фактически узаконивается коррупция, распространяется преступность, армия теряет боеспособность, к власти приходят типичные авантюристы, играющие на настроениях толпы. Численность этноса и его территория значительно сокращаются, он может легко стать добычей более пассионарных соседей
Слайд 11
Иногда бывает возможна фаза регенерации – временное восстановление
этнической системы после обскурации за счёт сохранившейся на окраинах
ареала пассионарности.
Слайд 12
В любом случае это короткий всплеск активности накануне
завершения процесса этногенеза, которым является мемориальная фаза. В этой
фазе этническая система уже утратила пассионарность, и лишь отдельные её члены продолжают сохранять культурную традицию прошлого. Память о героических деяниях предков живёт в фольклоре, легендах.