Слайд 2
Замечательный поэт, великолепный мастер стиха, человек высокой культуры
и самых разнообразных интересов и знаний – Самуил Яковлевич
Маршак всю жизнь был верным товарищем и добрым другом детей.
Он показал, что стихами можно рисовать цветные картинки мира, рассказывать поучительные и занимательные истории и сказки, можно отлично высмеять врага и можно вызвать в человеке раздумья, сочувствие к несчастью, научить мечтать о будущем, весело и с толком работать.
Слайд 3
Актуальность проекта
В творчестве С.Я. Маршака заключено не
только искусство слова, но элементы и графики, и живописи,
и музыкального искусства: неслучайно художники любили создавать иллюстрации к его стихам, композиторы - сочинять музыку на слова поэта и переводчика, а его сатирические стихотворения и рисунки Кукрыниксов настолько слились в единое целое, что создали чудесный сплав.
Слайд 4
Участники проекта
- Дети старшего дошкольного возраста детского
сада
- Родители
- Воспитатели
Слайд 5
Цель проекта:
Познакомить
детей с творчеством С.Я. Маршака
Задачи проекта:
Создать
условия для развития творческой активности детей в доступных видах музыкальной, исполнительской деятельности (пение, художественное слово, танцевальные движения, игра в оркестре);
Создать условия для реализации личностно-ориентированного подхода к воспитанникам;
Создать условия для воспитания чувства успешности и удовлетворённости от участия в коллективной деятельности;
Создать условия для развития просодической стороны речи: темп, тембр, интонация, мелодика, интенсивность;
Создать условия для обучения актёрскому мастерству;
Создать условия для привлечения родителей к активному, разнообразному участию в проекте.
Слайд 6
Ожидаемые результаты
У детей появится интерес к произведениям С.Я.
Маршака
Воспитается культура общения,
Расширится словарный запас детей
Сформируется навык инсценировать произведения
У
детей разовьются коммуникативные способности, умение договариваться, помогать друг другу
У родителей появится желание знакомить своих детей с произведениями С.Я. Маршака;
Слайд 7
Реализация проекта
1 этап. Подготовительный – Вызвать интерес у
участников проекта.
Создать предметно-пространственную развивающую среду.
Организовать работу с родителями.
2 этап. Основной – Рассказ о писателе С.Я. Маршаке, показ портрета , знакомство с творчеством
Чтение произведения «Кошкин дом»
Просмотр мультфильма «Кошкин дом» «Союзмультфильм» 1958г. Музыка Никиты Богословского
Слайд 8
Реализация проекта
3 этап. Заключительный- Постановка музыкального спектакля
по
произведению С.Я. Маршака
«Кошкин дом»
Как результат сотрудничества педагогов, семьи и
ребёнка в процессе совместной творческой деятельности.
Слайд 9
Основные этапы работы над спектаклем
Первый
этап работы над пьесой связан с её выбором. Готовя
инсценировку, я проводила беседу о жизни и быте русских людей много лет назад, о том, во что они одевались, чем питались, какие обычаи соблюдали, как общались между собой. Рассматривали художественные иллюстрации, слушали русскую музыку и песни героев. Всё это расширяет кругозор, активизирует познавательный интерес, помогает почувствовать атмосферу сказочных событий.
Второй этап предполагает деление пьесы на эпизоды. Дети пересказывают каждый эпизод, дополняя друг друга и придумывая им названия. Это помогает детям легче ориентироваться в событиях.
Третий этап – это работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом. Сначала участниками этюдов становятся самые активные дети, но постепенно стремлюсь, не принуждая вовлекать в этот процесс всех членов коллектива. Детям мешает сравнительно небольшой словарный запас, что затрудняет свободное ведение диалога. Но постепенно, чувствуя доброжелательную поддержку всего коллектива и мою помощь, они действуют более естественно и уверенно, а речь их становится разнообразнее и выразительнее.
Слайд 10
Четвёртый этап – знакомство детей с
музыкальными произведениями, которые будут звучать в спектакле. Яркие музыкальные
образы помогают детям найти соответствующее пластическое решение. Сначала дети просто импровизируют движения под музыку, самостоятельно отмечают наиболее удачные находки. Затем они двигаются, превращаясь в какой-либо конкретный персонаж, меняя походку, позы, жесты, наблюдая друг за другом.
Пятый этап – это постепенный переход к тексту пьесы. На репетициях один и тот же отрывок повторяется разными исполнителями, т.е. один и тот же текст звучит много раз, это позволяет детям довольно быстро выучить практически все роли. В этот период уточняются предлагаемые обстоятельства каждого эпизода (где, когда, в какое время, почему, зачем) и подчёркиваются мотивы поведения каждого действующего лица (Для чего? С какой целью?). Дети, наблюдая за действиями в одной роли разных исполнителей, способны оценить, у кого это лучше получается, естественнее и правдоподобнее. Учитывая речевые, пластические, актёрские возможности детей, намечаю по 2 исполнителя, способных справиться с конкретной ролью.
Шестой этап начинает работу над выразительностью речи и подлинности поведения в сценических условиях; закрепление отдельных мизансцен. Ребёнок в силу возрастных психологических особенностей всегда играет самого себя, он ещё не способен перевоплощаться, играя чувства другого человека. Нельзя навязывать своё мнение, иначе это приведёт к запрограммированности поведения и будет выглядеть не правдоподобно. Наблюдая выбираю детей, которые наиболее естественно ведут себя в данной роли.
Слайд 11
Седьмой этап – репетиция отдельных
картин в разных составах с деталями декораций и реквизита
(можно условными), с музыкальным оформлением. Надо следить за тем, чтобы дети не повторяли поз, жестов, интонаций других исполнителей, а искали свои собственные варианты. Необходимо учить детей размещаться по сцене, не сбиваясь, не загораживая друг друга.
Восьмой этап – репетиция всей пьесы целиком с элементами костюмов, реквизита и декораций. Уточнение темпоритма спектакля. Назначение ответственных за смену декораций и реквизита. В зависимости от возможностей и подготовленности коллектива количество общих репетиций всего спектакля может быть от одной до трёх.
Девятый этап – премьера спектакля – является одновременно генеральной репетицией, поскольку до этого момента дети ни разу не действовали в костюмах. Первыми зрителями становятся педагоги, которые, в отличие от родителей, очень строгие и объективные и дети всего детского сада (по возрасту). Обсуждение спектакля с взрослыми и с детьми. Работа над ошибками.
Слайд 12
Десятый этап – заключительный –
это повторные показы спектакля. Для детей важным и полезным
является период подготовки спектакля, а затем возможность играть его как можно дольше и чаще. Неверно утверждение, что детям надоедает играть одно и то же. Ребята пытаются действовать каждый раз по-разному, это элемент творческой импровизации. Кроме того, спектакли можно играть в разных составах. Одна и та же роль в исполнении разных детей совершенно меняется, приобретая новые краски и звучание. Каждый вкладывает в неё свой маленький опыт, свои эмоции и ощущения. Здесь главная задача руководителя – раскрыть индивидуальность ребёнка, научить его искать свои выразительные средства, а не подражать другим исполнителям.