Слайд 2
Основная информация
Дата рождения: 22 мая 1813
Место рождения: Лейпциг,
Рейнский союз
Дата смерти:13 февраля 1883 (69 лет)
Место смерти: Венеция,
Королевство Италия
Страна: Германия
Профессии: композитор, дирижёр
Жанры: опера. Музыкальная драма
Слайд 3
Ри́хард Ва́гнер- немецкий композитор и теоретик искусства. Крупнейший
реформатор оперы, Вагнер оказал значительное влияние на европейскую музыкальную
культуру, особенно немецкую.
Слайд 4
Биография
Вагнер родился в семье чиновника Карла Фридриха Вагнера.Под
влиянием своего отчима, актёра Людвига Гейера, Вагнер, получая образование
в лейпцигской школе Святого Фомы, с 1828 г. начал обучаться музыке у кантора церкви Святого Фомы Теодора Вайнлига, в 1831 г. начал музыкальную учёбу в университете Лейпцига. В 1833—1842 годах вёл беспокойную жизнь, часто в большой нужде в Вюрцбурге, где работал театральным хормейстером, Магдебурге, затем в Кёнигсберге и Риге, где он был дирижёром музыкальных театров, потом в Норвегии, Лондоне и Париже, где он написал увертюру «Фауст» и оперу «Летучий голландец». В 1842 г. триумфальная премьера оперы «Риенци, последний из трибунов» в Дрездене заложила фундамент его славы.. В 1843 году у его сводной сестры Цицилии родился сын Рихард, будущий философ Рихард Авенариус. Вагнер стал его крёстным отцом. В 1849 г. Вагнер участвовал в Дрезденском майском восстании (там он познакомился с М. А. Бакуниным) и после поражения бежал в Цюрих, где он написал либретто тетралогии «Кольцо нибелунга», музыку её первых двух частей («Золото Рейна» и «Валькирия») и оперу «Тристан и Изольда».
В 1864 г. он, добившись благосклонности баварского короля Людвига II, который оплачивал его долги и поддерживал его и дальше, переехал в Мюнхен, где написал комическую оперу «Нюрнбергские мейстерзингеры» и две последние части Кольца Нибелунга: «Зигфрид» и «Гибель богов». Где и состоялась премьера тетралогии Кольцо нибелунга 13-17 августа 1876 года. В 1882 г. в Байройте была поставлена опера-мистерия «Парсифаль».
Слайд 5
Лебединый замок в честь Рихарда Вагнера
Замок расположен в Баварии, недалеко от
города Фюссен
Слайд 6
Оперы
Феи» (1833—1834)
«Запрет любви» (1834—1836)
«Риенци» (1838—1840, премьера — 1842)
«Моряк-скиталец»
(«Летучий голландец») (1840—1841, премьера— 1843)
«Тангейзер» (1843—1845, премьера — 1845)
«Лоэнгрин»
(1845—1848, премьера— 1850)
«Золото Рейна» (1852—1854, премьера — 1869)
«Валькирия» (1852—1856, премьера — 1870)
«Тристан и Изольда» (1857—1859, премьера — 1865)
«Нюрнбергские мейстерзингеры» (1861 —1867, премьера — 1868)
«Зигфрид» (1851 —1871, премьера — 1876)
«Гибель богов» (1848—1874, премьера — 1876)
«Парсифаль» (1877—1882, премьера — 1882)
Слайд 7
Симфонические произведения
Увертюра B-dur (1830)
Концертная увертюра C-dur (1832)
Увертюра и
финал к трагедии Раупаха «Король Энцио» (1832)
Симфония C-dur (1832)
Увертюра
к пьесе Апеля «Колумб» (1835)
«Польша», увертюра (1836)
«Правь, Британия», увертюра (1837)
«Фауст», увертюра (1840, переработка — 1855)
Марш присяги на верность (1854)
«Зигфрид-идиллия» (1870)
Императорский марш (1871)
Большой торжественный марш (к 100-летию провозглашения независимости США) (1876)
Слайд 8
Вокальные произведения
Сцена и ария (1832)
7 пьес к «Фаусту»
Гёте (1832)
Кантата к Новому году (1835)
«Елка» (1838)
3 романса на
французские тексты: «Спи, мое дитя», «Малютка» («Роза»), «Ожидание» (1840)
«Два гренадера» (1840)
«Торжественная песнь» для мужского хора (1843)
«Трапеза апостолов» для мужского хора и оркестра (1843)
«Приветствие королю» для мужского хора a cappella (1844)
5 стихотворений для женского голоса с фортепиано: «Ангел», «Грезы», «Печаль», «Стой!», «В теплице» (1857—1858)
Слайд 9
Фортепианные произведения
Соната B-dur (1831)
Полонез в 4 руки (1831)
Фантазия
fis-moll (1831)
Соната A-dur (1832)
Соната в альбом М. Везендонк (1853)
«Листок
из альбома» C-dur (1861)
«Листок из альбома» Es-dur (1875)
Слайд 10
Литературные сочинения
«Паломничество к Бетховену» (1840)
«Искусство и революция» (1849)
«Художественное
произведение будущего» (1850)
«Опера и драма» (1850—1851)
«Обращение к друзьям» (1851)
«О
симфонических поэмах Листа» (1857)
«О дирижировании» (1869)
«Бетховен» (1870)
«Моя жизнь» (1865—1870)
«О применении музыки к драме» (1879)