Слайд 2
Рождество́ Пресвято́й Богоро́дицы
Рождество́ Пресвято́й Богоро́дицы (греч. Γενέθλιον τῆς Ὑπεραγίας
Δεσποίνης ἡμῶν Θεοτόκου[источник не указан 222 дня] — Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы) — рождение
Девы Марии в семье праведных Иоакима и Анны; в христианстве — праздник православной и католической Церкви .
Слайд 3
Рождество́ Пресвято́й Богоро́дицы
В православии относится к числу двунадесятых
(Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии); в
католической церкви имеет ранг «праздника» (festum).
Слайд 4
Рождество́ Пресвято́й Богоро́дицы
Празднуется 8 сентября по юлианскому календарю
(21 сентября н.ст.) в церквах, придерживающихся этого календаря, включая
большинство православных.
Слайд 5
Рождество́ Пресвято́й Богоро́дицы
В католической и некоторых православных церквах
отмечается 8 сентября по григорианскому календарю.
Слайд 6
Событие праздника
Событие праздника
С точки зрения вероучения Церкви, рождение
Пресвятой Богородицы — Матери Иисуса Христа — не было событием случайным
и обычным, ибо Ей была отведена важная роль в осуществлении Божественного плана спасения человечества.
Слайд 7
Рождество́ Пресвято́й Богоро́дицы
Древняя традиция христианской церкви рассматривает многие
ветхозаветные пророчества и прообразы как указание на рождение Богородицы.
Так, в православии такие указания находим в паремиях Рождества Пресвятой Богородицы.
Слайд 8
Рождество́ Пресвято́й Богоро́дицы
В Новом Завете содержатся очень скудные
сведения о земной жизни Пресвятой Богородицы, и, в частности,
ничего не сказано о рождестве и родителях Марии. О событии, в честь которого установлено празднование, известно из апокрифического Протоевангелия Иакова (II век).
Слайд 9
Рождество́ Пресвято́й Богоро́дицы
Согласно данному рассказу, у благочестивой семейной
пары из Иерусалима — Иоакима и Анны — долгое время не
было детей.
Слайд 10
Рождество́ Пресвято́й Богоро́дицы
Когда Иоаким пришёл в храм принести
Богу жертву, первосвященник ему отказал, так как он «не
создал потомства Израилю». Тогда Иоаким в скорби удалился в пустыню для молитвы, а его жена осталась дома в одиночестве и тоже молилась.
Слайд 11
Видение ангела
В это время им обоим было видение
ангела, возвестившего, что «Господь внял молитве твоей, ты зачнёшь
и родишь, и о потомстве твоём будут говорить во всём мире».
Слайд 12
Золотые ворота
После этого благовестия Иоаким и Анна встретились
у Золотых ворот Иерусалима:
Слайд 13
Иоаким
И вот Иоаким подошёл со своими стадами, и
Анна, стоявшая у ворот, увидела Иоакима идущего, и, подбежав,
обняла его, и сказала:
Слайд 14
АННА
Знаю теперь, что Господь благословил меня: будучи вдовою,
я теперь не вдова, будучи бесплодною, я теперь зачну!
Слайд 15
Покой
И Иоаким в тот день обрёл покой в
своём доме.
— Протоевангелие Иакова (4:7-8)
Слайд 16
Анна
После этого Анна зачала. Как сказано в
Протоевангелии, «прошли положенные ей месяцы, и Анна в девятый
месяц родила».
Слайд 17
Обет
Супруги дали обет посвятить своего ребёнка Богу и,
как было тогда в обычае, отдать его в Иерусалимский
храм для служения до совершеннолетия.
Слайд 18
«Протоевангелие Иакова»
Не являясь каноническим, «Протоевангелие Иакова» оказало влияние
на традиции католической и православной церквей.
Слайд 19
Иконописцы
К нему часто обращались поэты, византийские и русские
иконописцы и великие западные художники (например, Джотто).
Слайд 20
Дата празднования
Дата празднования
Дата Рождества Богородицы (8 сентября) отстоит
ровно на 9 месяцев от даты православного праздника Зачатия
(9 декабря). Димитрий Ростовский при этом пишет:
Слайд 21
Дата празднования
«Говорили же некоторые, будто Пресвятая Дева родилась
через 7 месяцев — и родилась без мужа, но это
несправедливо.
Слайд 22
Дата празднования
В латинском обряде Католической церкви и у
англикан дата празднования всегда приходилась на 8 сентября. С
датой празднования Рождества Богородицы связано торжество Непорочного зачатия Девы Марии 8 декабря (ровно за 9 месяцев до Рождества).
Слайд 23
Сирийская церковь
В Сирийской церкви Рождество Богородицы празднуется также
8 сентября, в то время как коптские христиане отмечают
этот праздник 9 мая.
Слайд 24
Базилик святой Анны
Святая Анна с Девой Марией. Статуя
в базилике святой Анны, построенной, по католическому преданию, на
месте дома Иоакима и Анны. Старый город Иерусалима .
Слайд 25
Первое упоминание
Первое упоминание о празднике Рождества Пресвятой Богородицы
встречается в V веке на Востоке в словах святого
Прокла, архиепископа Константинопольского (439—446), а на Западе — в сакраментарии (требнике) папы Геласия (492—496)..
Слайд 26
Греческая церковь
Праздник возник, по-видимому, первоначально в греческой церкви
и очень скоро после этого появился в Риме и
распространялся на их дочерние церкви. О нём также упоминают св. Иоанн Златоуст, св. Епифан[уточнить], св. Августин Блаженный..
Слайд 27
Палестинское предание
Палестинское предание гласит, что св. Елена построила
в Иерусалиме храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы .
Слайд 28
VII век
Несмотря на упоминания о Рождестве Богородицы в латинских
источниках VII века, праздник не был распространён на Западе и
не имел торжественной службы вплоть до XII—XIII веков..
Слайд 29
Лионский собор
Лишь на Лионском соборе (1245) папа Иннокентий
IV сделал октаву праздника обязательной для всей западной Церкви,
а папа Григорий XI (1370—1378) установил для праздника бдение (vigilia) с постом и особую службу литургии.
Слайд 30
Монастырь святой Анны
Вход в монастырь святой Анны, находящийся,
по православному преданию, на месте дома святых Иоакима и
Анны, в котором родилась Богородица. Старый город Иерусалима .
Слайд 31
Тропарь
Основные песнопения праздника На церковнославянском (транслитерация)На русском.Тропарь праздникаРождество
Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе
бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный.Рождество Твоё, Богородица Дева, радость возвестило всей вселенной: ибо из Тебя воссияло Солнце правды — Христос Бог наш, и, разрушив проклятие, дал благословение, и, уничтожив смерть, даровал нам жизнь
Слайд 32
Кондак
Кондак праздникаИоаким и Анна поношения безчадства, и Адам
и Ева от тли смертныя свободистася, Пречистая, во святем
рождестве Твоем. То празднуют и людие Твои, вины прегрешений избавльшеся, внегда звати Ти: неплоды раждает Богородицу и питательницу жизни нашея.Иоаким и Анна освободились от поношения за бездетность, а Адам и Ева — от смерной гибели святым Твоим Рождением, Пречистая. Его празднуют и люди Твои, избавившиеся от тяготы греховной, громко Тебе восклицая: неплодная рождает Богородицу и питательницу Жизни
Слайд 33
Задостойник
ЗадостойникПрипев: Величай, душе моя, преславное рождество Божия Матере.
Чужде матерем девство, и странно девам деторождение: на Тебе,
Богородице, обоя устроишася. Тем Тя вся племена земная непрестанно величаем.
Припев: Славь, душа моя, преславное рождение Божией Матери. Чуждо матерям девство, и несвойственно девам деторождение; на Тебе же, Богородица, совершилось то и другое. Посему все мы, племена земные, непрестанно величаем Тебя.
Слайд 34
Величание
ВеличаниеВеличаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих
родителей, и всеславное славим рождество Твое.Славим Тебя, Пресвятая Дева,
и почитаем святых Твоих родителей, и во всём славное прославляем рождение Твоё.Полиелейные величания в греческом православном богослужении ныне не используются.
Слайд 35
Место Рождества
Место Рождества
Согласно общепринятому преданию, которого одинаково придерживаются
православные и католики, Дева Мария родилась в доме Иоакима
и Анны, который находился в северо-восточной части Иерусалима.
Слайд 36
Львиные ворота.
Сейчас это территория Мусульманского квартала Старого города,
около Львиных ворот. Однако точное место православные и католики
указывают по-разному, и места эти отстоят друг от друга примерно на 70 м
Слайд 37
Монастырь святой Анны
На православном месте построен монастырь святой
Анны, на первом этаже его есть церковь в честь
Рождества Богородицы, а под самим зданием монастыря сохранилась пещера, бывшая, по преданию, частью дома Иоакима и Анны.
Слайд 38
Вифезда
Католики указывают место дома в непосредственной близости от
Вифезды и построили там базилику святой Анны, в крипте
которой также находятся древние подземные помещения.