Слайд 2
Какие чувства, какое настроение произведение вызывает?
Какими средствами автор
это передаёт?
Как бы ты назвал это художественное произведение?
Слайд 3
К проблеме восприятия произведений искусства
учащимися младшего школьного
и подросткового возраста
Желания познакомиться с произведениями искусства недостаточно.
Адекватно
воспринять, уловить основной «эмоциональный тон», «идею-чувство», или «господствующий строй чувств» (Ф. Шиллер), выраженный в художественной форме пафос произведений разных видов искусства
и, благодаря этому, «унаследовать» заключенные в них общечеловеческие ценности - вот что является необходимым условием полноценного художественного восприятия.
Слайд 4
К проблеме восприятия произведений искусства
учащимися младшего школьного
и подросткового возраста
Если же оценивать произведения искусства так же,
как и события окружающей жизни, игнорировать художественную форму, воспринимать произведения как прямое отражение тех или иных предметов, явлений и событий, строить на этой основе художественное образование это приводит к тому, что в педагогической литературе называется «наивным реализмом».
В этом случае произведение не оказывает воздействия, специфического именно для искусства, которое могло бы сыграть значительную роль в духовном развитии человека.
А в качестве «отражения жизни» произведение искусства заведомо уступает силою воздействия этой самой жизни, «первичной реальности».
Слайд 5
К проблеме восприятия произведений искусства
учащимися младшего школьного
и подросткового возраста
Условием адекватного восприятия всех видов искусства является
чуткость к основному эмоциональному тону («пафосу») произведения.
Дети обладают благоприятными предпосылками для адекватного восприятия произведений разных видов искусства, но их актуализация требует специальных психолого-педагогических условий.
Осознать и развернуто вербализовать пафосную характеристику произведения - задача очень трудная для ребёнка, не обладающего ни достаточным для такой работы словарным запасом, ни богатым опытом общения с искусством.
Слайд 6
К проблеме восприятия произведений искусства
учащимися младшего школьного
и подросткового возраста
Вопросы, дающие дополнительную возможность осознать и сформулировать
характеристику основного эмоционального тона произведения, а также резюмировать своё понимание его внутреннего содержания
1. Какие чувства, какое настроение произведение вызывает?
2. Какими средствами автор это передаёт?
3. Как бы ты назвал это художественное произведение?
Слайд 7
Формула эффективности урока состоит их двух частей: тщательности
подготовки и мастерства проведения
В подготовке учителя к уроку выделяются
три этапа:
диагностика,
прогнозирование,
проектирование.
Слайд 8
Проблема диагностики художественных способностей
Нужна ли диагностика способностей к
художественному творчеству?
ДЛЯ РЕБЕНКА:
Диагностика может помочь правильному самоосознанию
и выбору соответствующей деятельности, появляется возможность направлять развитие одаренного ребенка, а не ждать, пока талант проявится сам.
ДЛЯ ПЕДАГОГА:
может помочь разглядеть потенциал творческого развития учеников.
помогает оценить эффективность педагогических методов.
дает понимание, какие качества развиваются у ребенка в первую очередь, направлено ли обучение на воспитание эстетического мировоззрения в целом или же способствует формированию конкретных навыков.
Слайд 9
На первых порах изучения одаренности в сфере искусства
исследователи пытались использовать для диагностики известные методики оценки креативности
Гилфорда и Торренса. Однако, как показали специально проведенные исследования, описанные критерии говорят скорее об интеллектуальной креативности, чем о художественном развитии.
Выяснилось, например, что художественно одаренные дети, уже проявившие себя, показывали невысокие результаты по методикам Торренса . Наиболее характерной особенностью «художественных» детей было стремление к созданию целостного, эмоционально насыщенного образа, при этом такие школьники не ставили перед собой задачи быть оригинальными. В то же время некоторые из самых оригинальных (реже всего встречающихся) ответов не представляли никакой художественной ценности. Таким образом, показатели оригинальности или гибкости (способности к порождению множества вариантов решений) мышления ничего не говорят о художественности рисунка.
Слайд 10
Так же как в теоретическом плане существуют разные
подходы к феномену творчества, в плане практической диагностики эстетического
развития не существует единого блока методик, позволяющих однозначно судить и давать прогнозы о художественной одаренности ребенка.
Слайд 11
Основные методики художественного развития условно можно разделить на
две группы: оценивающие восприятие художественных произведений
оценивающие особенности художественного
творчества.
Понятно, что это- две взаимосвязанные стороны личности эстетически развитого человека. Люди художественного склада отличаются высокой чувствительностью и эмоциональностью не только по отношению к явлениям окружающего мира, но и к произведениям искусства (реальности, уже преобразованной чьим-то творчеством).
Слайд 12
1. Методики, выявляющие способность понимать настроение и выразительные
особенности художественного произведения
Интересным методом диагностики способности понимания художественных
произведений являются тесты, использующие прием деформации.
Принципиальная схема этих методов заключается в следующем. Человеку предлагают несколько вариантов картины, один из предъявляемых образцов является подлинником, остальные . видоизмененными, огрубленными и упрощенными копиями, нарушающими принятые принципы искусства.
Разработка и валидизация подобных тестов во многом зависят от мнения экспертов в искусстве (что, по-видимому, неизбежно).
Такие тесты показывают, насколько вкус индивида совпадает с мнением современных ценителей искусства.
Слайд 13
Следующая группа тестов направлена на понимание образного содержания
произведения. Задание заключается в обсуждении художественного произведения. Однако это
не традиционный рассказ по картине, нацеленный на житейско-бытовой пласт (описание сюжетной сцены), а задание на понимание глубинного содержания, выраженного художником. Для этого подбирается соответствующее произведение.
Слайд 14
Например, для анализа использовалась (А. А. Мелик-Пашаев) картина
П. Брейгеля «Праздник», сюжет которой (веселье, праздник в деревне)
противоречит общему эмоциональному тону (ощущение тяжести, мрачности изображенного).
Детям предлагалось описать свое впечатление от картины и сочинить подходящее название.
Оказалось, что многим младшим школьникам удалось уловить несоответствие эмоционального тона и сюжета, что выразилось в сочиненных ими названиях «Невеселое веселье», «Свадьба, человека, который уходит на войну».
Слайд 15
2.Еще одна группа тестов нацелена на изучение эстетических
предпочтений детей.
В качестве стимульного материала подбирается ряд произведений,
варьирующихся по определенному критерию, например, художественной ценности или же стилю изображения (реалистический, абстрактный).
Если тестирование массовое, то мы имеем дело скорее с социологическим исследованием и получаем портрет среднего школьника.
Индивидуальный опрос дает нам представление о вкусах отдельного ребенка.
Слайд 16
3. Методики, моделирующие творческий процесс
Этот класс методик
нацелен на изучение художественного творчества детей и моделирует этот
процесс в его основных чертах. Однако в психологических методиках необходимость специальных навыков и умений обычно сведена к минимуму. Для этого упрощается техническая задача, но остается необходимость творческого решения.
В одной из таких методик детям предлагалось дважды раскрасить один и тот же контурный рисунок. В одном случае детям говорили, что это сад доброй волшебницы, в другом сад злой волшебницы. Оказалось, что способность детей использовать выразительность цвета сильно варьируется. У одних школьников оба рисунка оказались одинаковыми, зато у других цвет стал способом выразить эмоциональное отношение: сад доброй волшебницы был раскрашен яркими и радостными цветами, сад злой темными, тусклыми, мрачными.
В данном случае, задача стоящая перед ребенком, упрощена по сравнению с обычным рисованием, ему не надо придумывать саму картинку, персонажей, организовывать композицию, однако тем рельефнее выступает его умение работать с цветом.
На подобных принципах основаны и другие задания, изучающие способности детей в изобразительном творчестве.
Слайд 17
Для определения уровня подготовленности класса необходимо хорошо понимать
закономерности проявления творческих способностей школьников на уроках изобразительного искусства.
Их можно просматривать по следующим позициям:
Композиционно-пространственное решение изображения.
Объемно-пространственное решение изображения.
Линия в рисунке.
Цвет в рисунке.
Художественное решение ведущего элемента изображения.
Художественно-образное решение изображения.
Слайд 18
Для диагностики способности к изобразительному искусству необходимо понимать
структуру способностей у учащихся
Специфические способности:
острая зрительная чувствительность,
зрительное восприятие
натуры,
зрительное восприятие рисунка,
наблюдение,
чувство тона, формы, цвета, линии и др.
Общеэстетические способности
Аналитическое, абстрактное, ассоциативное мышление,
образные представления, воображение, эстетический вкус,
художественное мировоззрение,
эстетические потребности,
пространственные представления.
Слайд 19
Диагностика художественно-творческих способностей учащихся
Показатели:
1.Самостоятельность – фиксирует склонность
к продуктивной или репродуктивной деятельности, стереотипное или свободное мышление,
наблюдательность, память.
2. Динамичность – отражает развития фантазии и воображения (статика говорит об отсутствии плана работы, о несформированной способности находить и создавать замыслы своих рисунков).
3. Эмоциональность – показывает наличие эмоциональной отзывчивости на жизненные явления, отношение к изображаемому.
4. Графичность – осознанное использование художественных средств и приемов работы с различными графическими материалами
5. Выразительность – фиксируется по наличию художественного образа
Слайд 20
Диагностика развития художественного восприятия
Восприятие художественных произведений -
это единство познания и переживания. Ребенок учится не просто
фиксировать то, что представлено в художественном произведении, но и воспринимать чувства, которые хотел передать его автор.
В основе базовой стратегии восприятия и оценки художественного произведения лежат следующие компоненты:
Первичное восприятие (зрительный охват полотна, созерцание и разглядывание).
Ощущение эмоций от увиденного.
Анализ сюжета и создание первичного понимания произведения.
Анализ изобразительных средств, использованных автором произведения.
Восприятие и анализ символического ряда произведения.
Слайд 21
Усложнение процесса восприятия, творческие подходы
Позиционные переходы в пространстве
произведения: «автор» – «зритель» – «герой произведения» – «герой
эпохи» – «какой-либо дополнительный персонаж» и т.д.
Создание разнообразных вариаций зрительных конструктов по поводу различных элементов картины: представление картины в иных формах, красках, изменение композиции и т.д.
Ощущение редких эмоций.
Соотношение увиденного в пространстве картины с собственным опытом, воспоминаниями.
Создание своего понимания произведения, личностного смысла.
Формулирование суждений для выражения собственного мнения.