Слайд 2
Положение людей с отклонениями в развитии в России,
по времени соответствующем эпохе Возрождения в западноевропейских странах, не
подвергалось существенным изменениям. Монастыри оставались основными центрами, в которых находили приют дети и взрослые с физическими и умственными недостатками. Московское государство еще не сложилось до конца как единое и централизованное, продолжали действовать принципы организации общественного призрения, бытовавшие в Киевской Руси. Важную роль в укреплении централизованного Русского государства сыграла деятельность Ивана IV (Грозного).
Слайд 3
В целях нормализации общественных отношений и установления правопорядка
царь созвал в 1551 г. собор, который изложил свои
постановления в 100 главах. Стоглавый Собор унифицировал церковные культы и обряды, одобрил нормы государственного, судебного, уголовного, гражданского и семейного права. Глава 73 была посвящена общественному призрению. В соответствии с ее положениями в организацию приютского призрения вносились существенные изменения: руководящие функции призрения и забота о «калечных детях» передавались государственной власти.
Слайд 5
В середине XVII в.
русское законодательство в отношении людей с отклонениями в развитии
продолжало совершенствоваться. Соборным уложением 1649 года был введен специальный закон, предусматривающий охрану прав глухонемых (в том числе прав на наследование), что фактически уравнивало их гражданские права со слышащими. Однако наряду с гуманными положениями русские законы содержали и определенные юридические ограничения, касавшиеся тех, у кого имелись выраженные нарушения развития. Об этом свидетельствует законодательный акт 1677 года о собственности, в соответствии с которым не могли свободно распоряжаться имуществом «глупые, глухие, слепые, немые и пьяницы».
Слайд 6
Переход общественного призрения под эгиду государства был ознаменован
учреждением специальных приказов. Во второй половине XVII в. открылись
Патриарший и Аптекарский приказы, которые занимались общественным призрением детей-инвалидов в приютах, госпиталях, богадельнях. При некоторых богадельнях были организованы специальные детские отделы для детей-сирот и «калечных детей».
Решающим фактором, сказавшимся на дальнейшем развитии обучения детей, имеющих сенсорные и иные нарушения, стало создание в Москве и Санкт-Петербурге учреждений нового типа — воспитательных домов.
Слайд 7
Важные изменения, связанные с обучением и воспитанием детей
(в том числе с отклонениями в развитии), были характерны
и для русской действительности XVIII в. В этот период в России происходили глубокие экономические, политические и культурные преобразования. Энергичная деятельность Петра 1 способствовала значительному развитию просвещения, науки и техники. Формирующаяся в России этого времени практика социально-педагогической деятельности создавала благоприятные условия для дальнейшего развития учреждений призрения людей с физическими и умственными недостатками. Петр I обязал магистраты, воевод и помещиков осуществлять заботу об «увечных детях».
Слайд 9
Петр I обязал магистраты, воевод и помещиков осуществлять
заботу об «увечных детях». Для централизации управления в середине
XVIII в. был создан специальный Приказ общественного призрения, в ведение которого вошли все приюты и сиротские дома. В результате нововведений сложилась система заведений общественного призрения:
1) губернские госпитали для незаконнорожденных детей с приютами для больных и инвалидов;
2) сиротские дома с определенным числом убогих, увечных и «после родителей оставшихся детей»;
3) специальные сиротские дома при монастырях для круглых сирот и калек.
Слайд 10
В истории педагогических идей и проектов екатерининской эпохи
видное место принадлежит советнику Екатерины II по вопросам образования
Ивану Ивановичу Бецкому (1704— 1795). Учитывая опыт просветительных учреждений Западной Европы, И.И.Бецкой составил несколько проектов реорганизации воспитания детей в России — «Генеральный план воспитательного дома», «Краткое наставление, выбранное из лучших авторов, с некоторыми физическими примечаниями о воспитании детей от рождения их до юношества».
Слайд 11
В них говорилось о необходимости формирования для страны
«новой породы» деятельных людей из всех сословий путем организации
закрытых воспитательно-образовательных учреждений, в которых дети должны были пребывать с 5 — 6 лет до 18-летнего возраста.
Слайд 15
Как и все просветители XVIII в., И.И.Бецкой высоко
ценил роль воспитания в общественной жизни и говорил о
том, что «корень всему злу и добру — воспитание». Создание в России воспитательных домов положило начало организованному и специализированному обучению и воспитанию детей с нарушением слуха. В условиях таких домов глухонемые дети воспитывались в специальных группах, что способствовало формированию системы их обучения и трудовой подготовки. В ее основу были положены принципы семейного уклада.
Слайд 16
Высоко ценились личный пример и эрудиция педагога, а
также гуманное, заботливое отношение к неслышащим воспитанникам. Активное и
многоплановое развитие российской науки и просвещения XVIII в. послужило необходимой предпосылкой и основой становления философско-педагогической мысли, и, в частности, всего, что касалось обучения и воспитания людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности. К этому относятся первые попытки теоретико-философского рассмотрения некоторых проблем глухонемоты и возможностей ее компенсации.
Слайд 17
Определенный вклад в теоретическое осмысление путей и способов
обучения и воспитания неслышащих внес основоположник русской революционно-демократической мысли,
писатель Александр Николаевич Радищев (1749—1802).
Его философские взгляды формировались на основе передовых идей естествознания и научных достижений М.В.Ломоносова.
Слайд 19
В философском трактате «О человеке, о его смертности
и бессмертии» А.Н.Радищев высказал оригинальные взгляды на природу в
целом и на процессы психофизического развития человека в частности. А.Н.Радищев подробно останавливался на методах обучения глухих, раскрывая при этом зависимость общего развития человека от состояния слуха и речи как орудий познания и общения».
Слайд 20
Обосновывая положение о возможности мыслить на основе любой
формы речи, в том числе и на основе жестов
и пантомимы, А.Н.Радищев утверждал, что глухонемых и даже слепоглухонемых можно развивать на базе того «природного» средства общения, которое этим детям доступно. Вместе с тем он вполне справедливо отмечал, что словесная речь является важнейшим полноценным средством интеллектуального развития и поэтому необходимо как можно раньше начинать их обучение устной речи, чтению и письму, опираясь на сохранные органы чувств.