Слайд 2
История происхождения и изготовление
Слайд 3
Венецианский карнавал
Истоки венецианского карнавала лежат в древних римских
Сатурналиях — ежегодных праздниках в честь бога Сатурна, которые
справлялись после уборки урожая во время зимнего солнцестояния и сопровождались массовыми гуляньями.
Когда и откуда появилось само слово «карнавал» точно неизвестно. Самая распространенная версия принадлежит католической церкви, которая утверждает, что слово произошло от латинского «carne vale» и означает «прощание с мясом». Стремясь приспособить дохристианские традиции к новой вере, церковь использовала старинный праздник для подготовки христиан к самому длинному в году посту — великому посту перед Пасхой.
Скульптура «Сатурналия», Эрнесто Бьонди, 1899. Бронзовая копия 1909 года.
Слайд 4
Венецианский карнавал
Первое документальное упоминание о карнавале в Венеции
относится к 1094 году, а в 1296 году Сенат
Венецианской республики официально провозгласил последний день перед великим постом праздничным днём.
Из Венеции карнавалы постепенно распространились по другим городам и странам. Основными атрибутами любого карнавала стали костюмы и маски, призванные скрыть социальные различия и всех уравнять на время праздника. В Венеции карнавальные маски приобрели такую популярность, что их стали носить и в обычные дни, нередко под масками скрывались для совершения неблаговидных поступков. Это вынудило церковь запретить ношение масок вне карнавалов. А в 1608 году в Венеции был издан декрет, согласно которому мужчины за ношение масок в повседневной жизни приговаривались к двум годам тюремного заключения и денежному штрафу, а женщин публично секли на площади розгами.
Di degno Cavalier tenera Moglie...
Print made by Charles Joseph Flipart After Pietro Longhi
(Europe,Italy,Veneto,Venice 1737-1750)
Слайд 5
Венецианский карнавал
XVIII век, славный «сетченто», как называют его
итальянцы, стал эпохой наивысшего расцвета за всю историю венецианского
карнавала.
Но как это ни печально, за расцветом всегда приходит упадок.
Падение Венецианской республики, постоянно усиливающаяся борьба католической церкви с «языческими празднествами» — все это постепенно подтачивало его еще недавно могучее древо. Наконец, когда в 1797 году французские войска заняли Италию, декретом Наполеона карнавалы были запрещены, причем на долгие годы.
В 1980-м в небе над площадью Сан-Марко опять взвилась бумажная голубка. С тех пор каждый год в самом конце зимы Венецию опять захлестывает волна приезжих, которых становится в несколько раз больше, чем самих горожан. Веселый и бесшабашный дух карнавала, без малого два века протомившийся в забвении, вновь оказавшись на свободе, стремительно набрал утраченные силы.
The Ridotto in Venice
1750's
Слайд 6
Технология изготовления маски
Процесс изготовления венецианской карнавальной маски внешне
прост. Берется гипсовая форма, смазанная вазелином, и заполняется изнутри
слоем папье-маше, приготовленного по особому рецепту. Полученная заготовка высушивается и отшлифовывается, затем в ней вырезают отверстия для глаз. После этого приступают к декору. Маски нередко покрывают слоем специальной краски, чтобы они выглядели как старинные. Украшение поверхности – это зачастую медленный и кропотливый процесс, с использованием акриловых красок, золотой и серебряной фольги, эмали, лака, дорогих тканей, стразов, перьев, бисера… здесь все зависит от фантазии художника. Некоторые экземпляры настолько красивы и искусно выполнены, что их боязно надевать. Цены на такие шедевры часто поражают воображение не меньше, чем их внешний вид.
Слайд 7
Виды масок
Классические
Комедия дель арте
Слайд 8
Кот
Маски котов, пожалуй, самые популярные на карнавалах в
Венеции по сей день. Почему? Дело в том, что
ещё в Средневековье в этом процветающем городе-государстве было много зерна, много воды и много мышей. Поэтому становится понятным, почему за хорошего кота-мышелова отдавали столько золота, сколько он весил.
Слайд 9
Баута
Является главной и самой любимой маской, ставшей символом
Венеции.
Баутта считалась идеальной маской и для высокопоставленных особ, которые
любили анонимно ходить «в народ». Интересно, что нижняя часть ее была устроена таким образом, что человек мог, есть и пить, не обнажая лица. Одна из разновидностей этой маски называется «Bautta Casanova», и отличается от классической Баутта наличием tricorno. Маска белого, реже чёрного цвета, прикрывает всё лицо, и имеет специально оттопыренную верхнюю «губу», которая приглушает и изменяет до неузнаваемости голос. Подбородок остаётся открытым.
Слайд 10
Маттачино
Маска была самой скромной на фоне общей роскоши
карнавальных костюмов.
Но только в этом костюме позволялось кривляться,
жеманиться и красоваться в разных вычурных позах. Видимо поэтому Маттачино был выбран символом геев и лесбиянок, а первое объединение гомофилов называлось «Общество маттачини».
Персонаж обычно в платье (белом или пестром), но простом и практичном. На ногах обязательно красные башмаки. А вот головной убор - колпак с разноцветными перьями, или в форме двух рогов - явно выдавал дьявольскую подоплёку образа.
Основным атрибутом этого костюма был длинный ремень в руках. Сложенный напополам, он напоминал своего рода пращу, при помощи которой маттачино забрасывал по утрам женщин, спешащих по делам, яйцами, которые предварительно наполнялись «розовой душистой водой». Вот отсюда и «маттачино» - на местном диалекте – «утро».
Слайд 11
Ньяга
Ещё одна маска, которая считается маской гомосексуалистов, хотя
эту маску могли носить и женщины.
Инквизиция запрещала переодевание мужчин
в женщин, любое проявление содомского греха строго преследовалось во все дни, кроме карнавала. Обычно человек в этой маске появлялся в окружении друзей, переодетых детьми.
Костюм должен быть старым, вульгарно-ярким женским нарядом XVI века любой социальной группы. Голосом необходимо имитировать мяуканье, а вихляющими движениями кошачьи повадки.
Слайд 12
Моретта
Самая загадочная, самая романтичная маска «Servetta muta» (немая
служанка), но более привычное название - «Moretta» (Моретта, смуглянка).
А в народе её называли «отрада мужей», так как на месте рта у маски изнутри был небольшой шпенек, который приходилось зажимать зубами, чтобы маска держалась перед лицом, - по словам Казановы, такие маски делали женщин загадочными, а главное - молчаливыми. Это был овал чёрного бархата. Название, скорее всего, происходит от слова «мавр», который в венецианском значит чёрный цвет. В наши дни маску моретты делают только на заказ.
Felice Boscaratti
Слайд 13
Dama di Venezia
Самая красивая, элегантная и изысканная маска,
олицетворяющая венецианскую красавицу из высшего сословия знати эпохи Тициана
.
С замысловато уложенными огненно-рыжими волосами, либо яркими перьями, богато украшенная, она до сих пор самый излюбленный образ леди и юных красавиц.
Крепится она лентами. Некоторые вместо завязок имеют на подбородке ручку.
Масок «Dama di Venezia» очень много - «Liberti», «Valeri», «Salomea», «Fantasy» и др.
Слайд 14
Вольта
Это бесполая маска, так же известная под названием
«Citizen» (Гражданин). Носили её преимущественно простые рядовые граждане, которым
средства не позволяли покупать дорогие изысканные маски.
Вольта копировала классическую форму человеческого лица. Изредка была украшена росписью. Крепилась к голове лентами; у некоторых была ручка на подбородке.
Слайд 15
Half Mask
Полумаска-луп, прикрывающая лишь верхнюю часть лица. Зачастую
к ней крепилась кружевная оборка, бахрома. Делали их из
бархата и тафты, закрепляли на голове или носили на ручке, как в будущем лорнет.
Французы утверждают, что впервые она появилась во Франции в XVI веке для защиты от пыли и ненастной погоды во время прогулок; любовных приключений (и удобных поцелуев) и, разумеется, для карнавалов.
Надо отметить, что маску запрещалось носить в присутствии монарха.
Итальянцы же утверждают, что полумаска родилась благодаря «La commedia dell'arte». Изначально маска закрывала всё лицо актера, и для общения с другими персонажами комедии приходилось всё время поднимать её нижнюю часть, что было не очень удобно. Так родилась полумаска.
Слайд 16
Маски Комедии дель арте
В середине XVI века в
Италии становится популярным площадной театр или театр Комедии дель
арте. Особенность представлений данного заключалась в импровизации на основе сценария, содержащего краткую сюжетную схему представления, с участием актёров, одетых в маски. С течением времени персонажи этого театра стали так популярны, что получили свое развитие и после «смерти» театра.
В XVIII веке, на пике расцвета Комедии дель арте, главные действующие лицами театра выходят на улицы Венеции: появляются сотни и тысячи Арлекинов, Пьеро, Панталоне, а прелестная Коломбина становится эмблемой карнавала.
Слайд 17
Пульчинелла
Одной из популярных масок комедии Дель арте был
комичный дзанни (слуга) «Pulcinella» Пульчинелла - итальянский аналог русского
Петрушки.
Он из обедневших крестьян, гонимых нуждой в город на заработки и устраивавшихся в услужение к буржуазным господам. Первый тип - хитреца, ловкача, обтесавшегося в городе и превратившегося в проворного, сметливого лакея, обделывавшего любовные делишки господ.
Второй - тип простака, неотесанного увальня, вечно голодного и грязного оборванца, еще не приспособившегося к городской жизни.
Слайд 18
Панталоне
Pantalone (Маньифико, Кассандро, Уберто)– это престарелый богатый купец,
который постоянно волочится за каким-либо женским персонажем (всегда -
безрезультатно) (см. приложение рис.10).
Раньше, когда Венеция была посредником в торговле между Востоком и Европой, венецианские купцы были величественными и почти героическими фигурами. Они повелевали морями, устанавливали торговые отношения с Византией, прокладывали пути вглубь Азии. С падением Константинополя и открытием путей в Индию по океану Венеция теряет торговое могущество. Венецианские купцы становятся жалкими фигурами, но не желают расставаться с тщетными претензиями на величие, отчего и оказываются предметом осмеяния.
Слайд 19
Педролино
Педролино одет в свободную белую тунику с огромными
пуговицами и слишком длинными рукавами, на шее - круглый
рифленый воротник-жабо, на голове - шляпа с неширокой круглой тульей. Иногда в одежде имелись большие карманы, набитые сувенирами романтического характера.
Педролино не носит маску. Эта традиция была заложена ещё в XVI веке. Роль предполагала большую гамму эмоций, которые должны были быть выражены лицом, а маска была в этом помехой. Поэтому лицо просто выбеливалось мукой и рисовались слёзы.
Слайд 20
Лекарь Чумы
Её нельзя отнести однозначно только к Комедии
дель арте и нельзя назвать традиционной, т.к. в ней
смешались два образа – доктора реального и доктора комедийного.
В старину одним из самых страшных бедствий для Венеции была чума, которая посещала город несколько раз и уничтожала огромное количество жизней.
Она была придумана в XVI веке французским врачом Шарлем де Лорме. Маску Medico della Peste в обычное время не носили, но во время эпидемии ее надевали доктора, посещая пациентов.
С XIV века, обязанностью таких врачей было обходить чумные дома, «облегчать муки умирающим» и составлять списки умерших.