Слайд 2
Йо́га (дев. योग) — понятие в индийской культуре, в широком смысле означающее совокупность
различных духовных, психических и физических практик, разрабатываемых в разных направлениях
индуизма и буддизма и нацеленных на управление психическими и физиологическими функциями организма с целью достижения индивидуумом возвышенного духовного и психического состояния. В более узком смысле, йога — это одна из шести ортодоксальных школ (даршан)философии индуизма.
Слайд 3
Основные направления йоги — это раджа-йога, карма-йога, джнана-йога, бхакти-йога и хатха-йога. В контексте философии
индуизма, под йогой понимается система раджа-йоги, изложенная в «Йога-сутрах» Патанджали и
тесным образом связанная с основополагающими принципами санкхьи.
Слайд 4
Йога обсуждается в различных писаниях индуизма, таких как Веды, Упанишады,
«Бхагавадгита», «Хатха-йога-прадипика», «Шива-самхита» и Тантры. Конечная цель йоги может быть
совершенно разной: от улучшения физического здоровья и до достижения мокши.
Слайд 5
За пределами Индии термин «йога» зачастую ассоциируется
лишь с хатха-йогой и её асанами — физическими упражнениями, что не отражает духовного
и душевного аспектов йоги. Того, кто изучает и практикует йогу, именуют йогом или йогином.
Слайд 6
Слово «йога» произошло от санскритского корня йодж или йудж, имеющего много смысловых
значений: «упряжка», «упражнение», «обуздание», «соединение», «единение», «связь», «гармония», «союз» и т. п. Впервые
встречается в «Ригведе» — древнейшем из сохранившихся памятников индийской литературы.
Слайд 7
История йоги уходит своими корнями в древние
времена. На нескольких печатях, найденных в долине реки Инд и относящихся
к периоду Индской цивилизации (3300-1700 года до н. э.), изображены фигуры в медитативных или йогических позах. Эти археологические находки указывают на возможность того, что население Хараппской цивилизации практиковало одну из древних форм йоги или родственный ей ритуал.
Слайд 8
Йога тесно связана с верованиями и практиками индийских
религий. В частности, влияние йоги присутствует в буддизме, для которого
характерны аскетические практики, духовные упражнения и состояния транса. В буддизме йогачара (в переводе с санскрита: «практика йоги»), философской школе буддизма махаяны появившейся в Индии в V веке, йога является основой практики, ведущей на путь бодхисаттвы. В этой школе йога практикуется ради достижения просветления.
Слайд 9
Близость к йоге является отличительной чертой дзэн-буддизма, который
представляет собой одну из форм буддизма махаяны. На Западе
дзэн существует параллельно йоге и между двумя школами очевидно существует большое сходство. Этот феномен заслуживает особого внимания по причине того, что школа медитации дзэн-буддизма уходит своими корнями в йогические практики.
Слайд 10
Некоторые основные элементы йоги играют большую роль
как для буддизма в целом, так и для дзэна
в частности. Тем не менее профессор философии Д. Т. Судзуки отстаивал позицию противоположности йоги и дзэн по той причине, что видел склонность западных исследователей «сваливать все азиатские способы медитации <…> в один котёл».
Слайд 11
Йога также занимает важное место в тибетском буддизме.
В традиции ньингма практикующие йогу постепенно прогрессируют до всё более и
более высоких уровней, начиная с маха-йоги, продолжая с ану-йогой и в конце концов достигая наивысшей стадии ати-йоги. В других традициях эквивалентом этой стадии выступает ануттара-йога.
Слайд 12
Предполагается, что практика тантризма способна изменить отношение
индивидуума к социальной, религиозной и логической реальности, в которой
он обитает. Посредством тантрической практики индивидуум осознаёт иллюзорную природу реальности, освобождается из оков майи и достигает мокши.Именно этот путь к мокше, среди ряда других путей предлагаемых различными традициями индуизма, связывает тантризм с такими практиками индийских религий как медитация и социальное отречение, которые основаны на временном или постоянном удалении от социальных отношений.
Слайд 13
В ходе обучения тантрическим практикам индивидууму даются
наставления в медитационных техниках, в особенности в техниках медитации
на чакры. Это считается одним из видов кундалини-йоги, целью которой является помещение Богини в сердечную чакру с целью медитации и поклонения.