Слайд 3
Сознание человека неустанно стремится к идеалу. Высота это
непокорима, ведь тайна идеального не разгадана. Одной из сторон
идеального в нашем мире занимался Леонардо да Винчи. Так, например, представим обычную скамейку в парке, на которую мы желаем присесть. Куда мы сядем? В центре скамейки или прижмемся к краю? Почти наверняка произойдет третий вариант. Мы сядем так, чтобы соотношение образовавшихся частей скамейки было около 1,62. Так мы будем ощущать себя комфортнее, в мыслях и чувствах будет гармония. Это - тяготение человека к идеальному. Это - достигнутое золотое сечение.
Слайд 4
Об идеальных пропорциях во всем, что нас окружает,
много рассуждали мудрецы древности. Египтяне, индийцы, китайцы - такие
разные давние цивилизации, а представления об идеале сходилось именно к золотому. Микеланджело и Леонардо да Винчи золотое сечение воплощали в своих полотнах. По мнению творцов, соблюдая нужные пропорции, можно достичь красоты в картине. То же мы наблюдаем в образцах древней архитектуры. Повсеместно в разных уголках планеты различные цивилизации придерживались одних пропорций.
Слайд 6
Стилобат — верхняя поверхность ступенчатого цоколя (стереобата) древнегреческого храма, на которой
сооружалась колоннада. Иногда стилобатом называют всю верхнюю ступень стереобата.
Слайд 7
СВЯЩЕННЫЙ ЕГИПЕТСКИЙ ТРЕУГОЛЬНИК
Священный треугольник может быть вписан в
чертеж фасада Парфенона несколькими способами. Наиболее интересным, пожалуй, является
такой: длинный катет задан высотой ордера (28 дл), а короткий равен 1/3 ширины стилобата (21 дл).
Если поставить этот треугольник на стилобат так, чтобы одна из его вершин коснулась основания угловой колонны (ее нижний диаметр 4 дл), то длинный катет начнется от основания четвертой колонны.
Слайд 8
Золотое сечение в живописи
В наше время трудно поверить, что
лирическое начало художественного творчества может свободно уживаться с точной
наукой. Однако выдающиеся мастера былых эпох, в первую очередь античности и Возрождения, постоянно стремились проверить алгеброй гармонию, творческие эмоции точным, почти математически достоверным расчетом. Ни один шаг в их работе не обходился без опоры на учение о пропорциях, которое, например, при построении человеческих фигур формулировалось в виде точных таблиц идеальных соотношений.
Слайд 10
ступня составляет четыре ладони
локоть составляет шесть ладоней
высота человека
составляет четыре локтя от кончиков пальцев (и соответственно 24
ладони)
шаг равняется четырём ладоням
размах человеческих рук равен его росту
расстояние от линии волос до подбородка составляет 1/10 его высоты
расстояние от макушки до подбородка составляет 1/8 его высоты
расстояние от макушки до сосков составляет 1/4 его высоты
максимум ширины плеч составляет 1/4 его высоты
расстояние от локтя до кончика руки составляет 1/4 его высоты
расстояние от локтя до подмышки составляет 1/8 его высоты
длина руки составляет 2/5 его высоты
расстояние от подбородка до носа составляет 1/3 длины его лица
расстояние от линии волос до бровей 1/3 длины его лица
длина ушей 1/3 длины лица
Слайд 11
Золотое сечение в математике - это деление на
части отрезка, когда весь отрезок относится к большей части
так, как большая относится к меньшей части. Имеется предположение, что Пифагор свои знания о том, что такое золотое сечение в математике и не только в ней, а и в архитектуре, живописи, искусстве и многом другом, взял у вавилонян и египтян. В самом деле, пропорции храмов, пирамиды Хеопса, некоторые предметы быта говорят о том, что мастера из Египта использовали соотношения золотой пропорции при их строительстве и изготовлении.
Слайд 12
Золотое сечение в пятиконечной звезде
В некоторых фигурах геометрии
и стереометрии также присутствует золотое сечение. Например, в пятиконечной
звезде (пентаграмме).
Точка B или С делит отрезок AD в пропорциях золотого сечения. Все остальные стороны звезды также поделены в данном соотношении соответственно.
Слайд 13
Другой пример золотого сечения был обнаружен в пирамиде Хеопса