Слайд 2
Роль Брюсова в истории русского символизма
В. Я. Брюсову
по праву принадлежит одно из ведущих мест в истории
русского символизма. Он — вдохновитель и инициатор первого коллективного выступления "новых" поэтов (сборники "Русские символисты", 1894 — 1895), один из руководителей издательства "Скорпион" и журнала "Весы", объединявших в 1890-е годы основные силы символизма, теоретик "нового" направления и активный участник всех внутрисимволистских полемик и дискуссий.
Слайд 3
Биография поэта
Валерий Яковлевич Брюсов родился 13 декабря 1873
года в Москве, в купеческой семье.
Первая публикация была
в детском журнале "Задушевное слово", когда Брюсову исполнилось всего 11 лет.
Обучался в гимназии, потом учился в Московском университете на историко-филологическом факультете.
В студенческие годы Брюсов издал сборник "Русские символисты" состоявший в основном из его собственных стихов.
В 1899 году Брюсов становится одним из организаторов издательства "Скорпион", в 1900 году издает книгу "Третья стража", которая знаменует его переход к поэзии символизма.
1901-1905гг. - под руководством Брюсова создаётся альманах "Северные цветы”; 1904-1909гг. - Брюсов занимается редактированием журнала "Весы", являвшимся центральным органом символистов. Выходят такие поэтические сборники Брюсова, как "Граду и миру" (1903), "Венок" (1906), "Все напевы" (1909).
Слайд 4
Много внимания поэт уделял и прозе, им написаны
роман "Алтарь победы" (1911 - 1912), сборник рассказов "Ночи
и дни" (1913), повесть "Обручение Даши" (1913) и другие работы.
Брюсов приобрел репутацию мэтра литературы, его почитают, как "первого в России поэта" (А.А.Блок), "восстановившего позабытое со времен Пушкина благородное искусство просто и правильно писать" (Н.Гумилев).
В 1920 году поэт вступил в партию большевиков, возглавил президиум Всероссийского союза поэтов.
Брюсовым был организован Высший литературно-художественный институт, где Валерий Яковлевич стал первым ректором.
Жизнь Брюсова оказалась недолгой, 9 октября 1924 года он умер в Москве.
Слайд 5
Основные черты творчества Брюсова
В стихотворениях Брюсова перед читателем
встают противоположные начала: жизнеутверждающие — любовь, призывы к «завоеванию»
жизни трудом, к борьбе за существование, к созиданию, — и пессимистические.
Главным действующим лицом в поэзии Брюсова является то отважный, мужественный боец, то — отчаявшийся в жизни человек, вконец извращённый, не видящий иного пути, кроме как пути к смерти
Настроения Брюсова подчас противоречивы; они без переходов сменяют друг друга.
Слайд 6
В своей поэзии Брюсов то стремится к новаторству,
то вновь уходит к проверенным временем формам классики.
Нельзя, однако,
назвать поэта преемником Пушкина и других классиков, влияние которых ощущается во многих брюсовских стихотворениях, — Брюсов выработал особую форму классического стиха — отличающуюся от языка Пушкина своей необычностью (экзотичностью, иногда изысканностью) — вероятно, являющейся следствием внутренних переживаний.
Несмотря на стремление к классическим формам, творчество Брюсова — всё же не ампир, а модерн, вобравший в себя мысли и образы предшествующих литературных поколений — мужественность, стройность, эпичность, величавость.
В нём мы видим слияние трудносочетаемых качеств.
Слайд 7
Характеристики, данные творчеству Брюсова
Согласно характеристике Андрея Белого, Валерий
Брюсов — «поэт мрамора и бронзы».
В то же
время С. А. Венгеров считал Брюсова поэтом «торжественности по преимуществу».
По Л. Каменеву Брюсов — «молотобоец и ювелир».
Несмотря на столь различные характеристики, художественное лицо поэта остаётся единым.
Слайд 8
Новаторство Брюсова
Валерий Брюсов внёс большой
вклад в развитие формы стиха, пытаясь разбить канонические формы,
ввёл несколько новых стихотворных приёмов, в частности, «свободный стих» (франц. vers libre), новую, «неточную» рифму, «частушечные» рифмы в стихотворениях. Почти все русские поэтические школы и направления использовали новаторства Брюсова.
Слайд 9
Избранные цитаты
Талант, даже гений, честно дадут только медленный
успех, если дадут его. Это мало! Мне мало. Надо
выбрать иное… Найти путеводную звезду в тумане. И я вижу ее: это декадентство. Да! Что ни говорить, ложно ли оно, смешно ли, но оно идет вперед, развивается, и будущее будет принадлежать ему, особенно когда оно найдет достойного вождя. А этим вождем буду Я! Да, Я! (4 марта 1893, дневник).
Юность моя — юность гения. Я жил и поступал так, что оправдать моё поведение могут только великие деяния. (Там же, 1898).
Слайд 10
Творчество
Тень несозданных созданий
Колыхается во сне,
Словно лопасти латаний
На эмалевой
стене.
Фиолетовые руки
На эмалевой стене
Полусонно чертят звуки
В звонко-звучной тишине.
И прозрачные
киоски,
В звонко-звучной тишине,
Вырастают, словно блестки,
При лазоревой луне.
Всходит месяц обнаженный
При лазоревой луне...
Звуки реют полусонно,
Звуки ластятся ко мне.
Тайны созданных созданий
С лаской ластятся ко мне,
И трепещет тень латаний
На эмалевой стене. 1895 год
Слайд 11
СОНЕТ К ФОРМЕ
Есть тонкие властительные связи
Меж контуром и
запахом цветка
Так бриллиант невидим нам, пока
Под гранями не оживет
в алмазе.
Так образы изменчивых фантазий,
Бегущие, как в небе облака,
Окаменев, живут потом века
В отточенной и завершенной фразе.
И я хочу, чтоб все мои мечты,
Дошедшие до слова и до света,
Нашли себе желанные черты.
Пускай мой друг, разрезав том поэта,
Упьется в нем и стройностью сонета,
И буквами спокойной красоты!
1895 год
Слайд 12
Юному поэту
Юноша бледный со взором горящим,
Ныне даю я
тебе три завета:
Первый прими: не живи настоящим,
Только грядущее -
область поэта.
Помни второй: никому не сочувствуй,
Сам же себя полюби беспредельно.
Третий храни: поклоняйся искусству,
Только ему, безраздумно, бесцельно.
Юноша бледный со взором смущенным!
Если ты примешь моих три завета,
Молча паду я бойцом побежденным,
Зная, что в мире оставлю поэта.
1896 год
Слайд 13
Женщине
Ты — женщина, ты — книга между
книг,
Ты — свернутый, запечатленный свиток;
В его строках и дум
и слов избыток,
В его листах безумен каждый миг.
Ты — женщина, ты — ведьмовский напиток!
Он жжет огнем, едва в уста проник;
Но пьющий пламя подавляет крик
И славословит бешено средь пыток.
Ты — женщина, и этим ты права.
От века убрана короной звездной,
Ты — в наших безднах образ божества!
Мы для тебя влечем ярем железный,
Тебе мы служим, тверди гор дробя,
И молимся — от века — на тебя!
1899 год