Слайд 2
Танграм (кит.七巧板, пиньинь qī qiǎo bǎn,
букв. «семь дощечек мастерства») — головоломка, состоящая из семи
плоских фигур, которые складывают определённым образом для получения другой, более сложной, фигуры (изображающей человека, животное, предмет домашнего обихода, букву или цифру и т. д.). Фигура, которую необходимо получить, при этом обычно задаётся в виде силуэта или внешнего контура. При решении головоломки требуется соблюдать два условия: первое — необходимо использовать все семь фигур танграма, и второе — фигуры не должны накладываться друг на друга.
Слайд 4
Танграм состоит:
5 прямоугольных треугольников
• 2 маленьких (с гипотенузой, и
катетами )
• 1 средний (гипотенуза и катеты )
• 2 больших (гипотенуза
и катеты )
1 квадрат
1 параллелограмм
(со сторонами и углами )
Слайд 5
Педагогическое значение танграма
Способствует развитию у детей
умения играть по правилам и выполнять инструкции, наглядно-образного мышления,
воображения, внимания, понимания цвета, величины и формы, восприятия, комбинаторных способностей.
Слайд 6
Успешность освоения игры в дошкольном возрасте
зависит от уровня сенсорного развития детей.
Играя,
дети запоминают названия геометрических фигур, их свойства, отличительные признаки,
обследуют формы
зрительным и
осязательно-двигательным
путем, свободно
перемещают
их с целью получения
новой фигуры
Слайд 7
Этапы работы с танграмом
Этап 1
Для начала можно составить
изображения из двух-трех элементов.
Ребенку можно предложить посчитать все
детальки, сравнить их по размеру, найти среди них треугольники.
Потом можно просто прикладывать
детали друг к другу и смотреть,
что получится: грибок, домик, елочка,
бантик, конфетка и т.д.
Слайд 8
Игровые упражнения, которые можно предложить ребенку на этом
этапе:
– «Найди отличия» («Чем отличаются фигуры? – Формой, цветом,
величиной»);
– «Выбери по цвету» («Фигуры какого цвета ты выберешь себе?»);
– «Раздели фигуры на группы»;
– «Найди похожие фигуры»;
– «Что на что похоже?».
Слайд 9
Этап 2
Немного позже можно переходить к упражнениям по
складыванию фигурок
по заданному примеру.
В этих заданиях нужно
использовать все 7
элементов головоломки
Начать лучше с
составления зайца – это
самая простая из
нижеприведенных
фигур.
Слайд 10
Задания для детей на втором этапе:
– Педагог предлагает
детям придумать, во что можно «превратить» два треугольника; треугольник
и квадрат и т.д.
– Проблемная ситуация: из каких фигур и каким способом можно создать заданную фигуру (прямоугольник, квадрат большой треугольник и т.д.).
– Детям предлагается несколько образцов изображений. Необходимо убрать те из них, которые невозможно сложить из заданных фигур.
– Задание на развитие творческого воображения с элементами соревнования «У кого какая конфетка (бантик, домик и т.д.) получится?».
– Педагог предлагает детям сравнить созданные «домики» и изменить размеры крыши.
– Задания на анализ образца и его воспроизведение: «У меня получилась рыбка. Сколько фигур мне понадобилось? В какую сторону плывет моя рыбка? А твоя?».
Слайд 11
Этап 3
Более сложной и интересной для ребят задачей
является воссоздание изображений по образцам-контурам. Это упражнение требует зрительного
членения формы на составные части, то есть на геометрические фигуры. Такие задания можно предлагать ребятам 5-6 лет.
Слайд 12
Задания для детей:
– Педагог вместе с ребенком определяет,
что изображено на образце, какие фигуры понадобились для его
создания.
– Из нескольких наборов Танграм предлагается отобрать те фигуры, которые необходимы для воспроизведения заданных образцов; сравнить, для какой картинки какие таны понадобились.
– «Найди ошибку». Детям предъявляется для анализа два изображения, не соответствующее заданному образцу. Игровая задача – найти ошибку.
– «Найди отличия». Детям предлагаются картинки, несущественно отличающиеся друг от друга.
– «Исправь ошибку». Игровая задача – найти ошибку в воспроизведении образца и исправить ее.
Слайд 13
Этап 4
Тут уже дети могут собирать изображения по
своим замыслам. Картинка сначала задумывается мысленно, затем собираются составные
отдельные части, после этого создается вся картинка.
Слайд 15
Вывод
В результате использования Танграма у детей
эффективно будут развиваться зрительное внимание, память, воображение, логическое и
конструктивное мышление, будут совершенствоваться навыки ориентировки в пространстве, зрительно-моторная координация, произвольность поведения: умение играть по правилам и четко выполнять инструкции.
С помощью этой игры-
головоломки дети освоят
навыки зрительного анализа
сложных геометрических форм,
смогут практически видоизменять
плоскостные геометрические
фигуры и создавать на их основе
новые изображения.