Слайд 2
К празднованию Рождества верующие приготовлялись сорокадневным
постом. Пост предписывал воздержание не только от пищи скоромной,
но и от дурных поступков. В это время не проводились венчания, не справлялись праздники, которые сопровождались весельем и разгульем. Последний день поста был особенно тяжелым. До первой вечерней звезды вообще ничего нельзя было есть. Поздно ночью начиналась долгая рождественская служба. Она заканчивалась в 5 часов утра. Те, кто не шел в церковь на рождественское богослужение, готовились к восходу звезды дома.
Слайд 3
В крестьянском быту к рождественскому сочельнику
хозяйки
прибирали избы и горницы : мыли, белили своё жилище,
завершали
Варку хмельного и травяного пива для святочных гуляний, а так же
приготовления пищи и сдобной выпечки. Старались засветло
сходить в баню и встречать праздник в новой одёжке.
Слайд 4
Канун Рождества - сочельник - справляли
скромно и во дворцах императоров российских, и в избах
крестьян. Этот день проводился в самом строгом посте. Постились целый день - "до звезды", которая указала путь волхвам к новорожденному Мессии. В этот день, по церковному уставу, разрешается употреблять в пищу вареную крупу без масла, то есть сочиво, поэтому день называется сочевником, а в народном произношении - сочельником. Употребляли в пищу также постные пироги, пшеничный хлеб, сушеные фрукты, мед.
Слайд 5
С 18 века Рождество стало неразрывно
связано ещё и с
подарками, ёлками, радостным ожиданием чуда, праздничным
семейным
застольем.
Слайд 6
На закате солнца, после первой
звезды, хозяин со всеми домочадцами становился на молитву. После
молитвы старейший в доме приносил охапку сена, расстилал ее в красном переднем углу на лавке. Сено покрывалось чистой скатертью, и на этом месте, прямо под божницею, ставились необмолоченный сноп ржи или пшеницы и кутья - каша из зерен пшеницы, ячменя или риса. Начиналась вечеря - ужин.
Слайд 7
По окончании вечери - колядование. Коляда
состояла в том, что деревенская молодежь - парни, девушки,
подростки - собирались в группы, рядились в костюмы, маски и ходили по домам.
Слайд 8
Переходя от одного дома к другому,
под окнами или в избах, они пели песни в
честь праздника, то как поздравление, величание хозяев, то просто ради развлечения и потехи. Хозяева в награду за это давали им угощенье и деньги.
Слайд 9
Половину собранных денег полагалось отнести в
церковь. В городах также с песнями ходили по домам,
устраивали хороводы и пляски, рядились медведями, свиньями, делали из различных материалов страшные маски. Простой люд веселился на площадях, где устанавливали балаганы, карусели, рынки, чайные и водочные палатки.
Слайд 10
Люди побогаче засиживались допоздна в ресторанах
и кабаках. Горожане катались на тройках. Знатные вельможи устраивали
балы. Москвичи на Рождество отправлялись гулять в Петровский парк, Марьину рощу, Останкино, Сокольники.
Слайд 11
На второй день Рождества начиналась самая
веселая и таинственная для молодежи пора - Святки, святые
дни, которые продолжаются от Рождества до Крещения, пора гаданий, особых обрядов, когда незамужние девушки и холостые парни пытались узнать свою судьбу.
К. Маковский
«Святочные
гадания».
Слайд 12
Это было одно из важных праздничных событий
января, время веселых и окрыляющих забот и забав, наполненных
торжественным духовным смыслом. В это время каждый получает возможность обновиться заново вместе с рождением Божьего Сына и наступлением Нового года, а вместе с тем приоткрыть завесу, скрывающую от человека его будущее.
Слайд 13
И хотя православная церковь издавна
порицала бытовую ворожбу и различные способы гадания, три дня
в году считались едва ли не обязательными для определения своей судьбы. Это были сочельник, Новый год (по старому стилю) и Крещение.
Сразу после Рождества начинались так называемые страшные вечера. В это время, по представлениям крестьян, нечистая сила становилась очень активной.
Слайд 14
Как бы в подражание разыгравшейся нечисти парни
от Нового года до кануна Крещения вовсю чудили: опрокидывали
поленницы дров, закладывали чем попало ворота, так что хозяевам было не выйти на улицу, забирались на крыши и закрывали досками трубы — при топке печи избы наполнялись дымом. Об этих праздничных проказах знали и относились к ним снисходительно, тем более что сразу после Крещения они прекращались.
Слайд 15
На Святках (обычно во второй их половине,
в страшные вечера между Новым годом и Крещением) девушки
гадали особенно много и по-разному, ночи напролет, меняя способы и формы испытания судьбы.
Слайд 16
Так, в эти дни ходили слушать
за деревню на перекресток дорог, так как было поверье:
с какой стороны залает собака — туда и замуж идти. Подслушивали под окнами: если ругаются — в плохой дом выйдешь, смеются — в хороший.
Слайд 17
Это гадание считается страшным, но "самым
верным". Решается на него не каждая девушка. Главное условие
-ночь, полная тишина, одиночество. Два зеркала ставятся друг против друга и освещаются свечами. Можно держать зеркало и против освещенного настенного. Держать его нужно так, чтобы образовался как бы длинный коридор зеркальных отражений, освещенный огоньками свечей. В конце этого коридора и должен появиться суженый.
ГАДАНИЕ НА ЗЕРКАЛАХ
Слайд 18
Очень распространено было гадание с помощью
петуха. Для этого гадальщицы раскладывали на полу (на столе)
щепотку крупы, кусок хлеба, ножницы, золу, уголь, монетки, ставили зеркало и миску с водой. Затем вносили петуха и смотрели, что он начнет клевать в первую очередь: крупу — к богатству, хлеб — к урожаю, ножницы — суженый будет портной, золу — табачник, уголь — к вечному девичеству, монетки — к деньгам, если петух клюнет зеркало — муж будет щеголем, если начнет пить воду — быть мужу пьянице.
Слайд 19
На ночь девицы подвешивали в сарае
гребень: жених ночью причешется, и его узнают по цвету
оставшихся волос.
«Богатый, бедный, вдовец, холостец», — перечисляет девушка, считая колья в тыну.
Слайд 20
Рождественский вертеп - это своеобразный кукольный
театр, который показывали на Рождество Христово и на святках.
Это действо начало бытовать в России, в Украине и Белоруссии более 200 лет назад. Ходили по домам христославы, славившие рождение Спасителя, а среди христославов - группа ребят, показывавших вертеп. В некоторых семьях его представляли как маленький семейный театр, на представления которого приглашали соседей и близких друзей.
Слайд 21
Дети и сейчас делают вертепы, где
показывают историю, которая произошла более двух тысяч лет назад.
Представьте себе, что мы заглядываем в окошко маленького домика: в глубине сцены люлька, склонившиеся Пресвятая Богородица и Святой Иосиф, ослик и вол согревают младенца дыханием... Плавно, словно чудесным образом, на авансцену выплывает ангел и возглашает Радостную Весть!.. Пастухи и волхвы кланяются младенцу... Огонек свечи, колеблемый замирающим дыханием зрителей; в неровной тени простенькие куклы оживают - и свершается чудо! Никто уже не скажет, что это сказка. Так было, именно так все и было!
Слайд 22
В церквах же на Рождество принято выставлять
неподвижные вертепы с яслями и скульптурными изображениями Пречистой Девы,
Праведного Иосифа Обручника и Младенца Христа. Но все чаще скульптурные изображения заменяют иконой Рождества Христова. Вертеп стоит в центре храма, где каждый пришедший на праздничную службу может поклониться рожденному Спасителю. И как волхвы, мы тоже приносим дары: наши молитвы, покаяние и добрые дела.
Слайд 23
Любовь к празднику выражалась и
числом храмов и монастырей, возводимых в честь праздника Рождества
Христова. Самый известный храм в России, посвященный этому Празднику - храм Рождества Христа Спасителя в Москве. На Рождество Христово, 25 декабря 1812 года, император Александр I подписал высочайший Манифест о создании в честь победы над армией Наполеона храма «...в ознаменование благодарности Нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели...
Слайд 24
Рождественские службы и песнопения происходят во
всех
православных храмах России. Служба начинается вечером и
заканчивается рано утром,
сменяясь торжественной литургией.
Слайд 25
Накануне праздника совершается крестный ход и
лития –
торжественное благословление хлеба, пшеницы, вина, которые
после
службы раздают молящимся, и елея (масло оливы и другое
растительное масло), которым священник помазует прихожан
в знак Божьего благословления.
Слайд 26
Дорогой мой человек!
С Рождеством Христовым!
Пусть твой мир и
пусть твой век
Будет несуровым,
Божья хлынет благодать
В душу и в
дыханье,
Чтоб не знать и не встречать
Боли и страданья.
Ясных дней тебе и вех,
И открытий новых,
Дорогой мой человек,
С Рождеством Христовым!
Слайд 27
С Рождеством Христовым поздравляем!
На Руси сей праздник почитаем.
После
многодневного поста
Ждем, когда взойдет звезда Христа.
Всем желаем помнить в
Рождество –
Пусть уж двадцать столетий прошло, -
Как Христос всем людям помогал,
Блага, как мы вам сейчас, желал!
Слайд 28
День Рождества Христова – день, когда
в мир вошел Христос с любовью. Это день всепрощения,
день светлых чувств, день, когда нужно всех любить. И пусть в эту ночь и в этот праздник замолкнут все пушки и не поднимется ни одна ракета! Пусть Бог даст тишину солдатам! И пусть в наше сердце войдет любовь к ближнему и дальнему!
С Рождеством Христовым!