Слайд 2
Народы ханты и манси
Коренные малочисленные народы
Ханты-Мансийского автономного
округа
ханты и манси – обские угры.
Язык хантов и манси
относят к угорским (югорским) – родственный венгерский язык. В настоящее время ханты и манси живут в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах Тюменской области, а небольшая их часть – В Томской, Свердловской и Пермской областях.
Слайд 3
Традиционное и религиозные представления
У коренных народов Сибири
развит культ медведя, в прошлом каждая семья хранила в
доме медвежий череп.
Широко распространено у хантов почитание лося (символ достатка и благополучия), лягушки (дарит семейное счастье, детей), искали поддержку у деревьев, почитают огонь, сильны представления о духах-хозяевах местности, которые изображались в виде идолов. Волк считался созданием злого духа Куля.
Слайд 4
Брак и семья
Главой в семье считается мужчина, а
женщина во многом подчинялась ему. Бревенчатый дом строил мужчина,
а чум из легких шестов воздвигала женщина. Посуду из бересты делали женщины, а из дерева мужчины. Мужчины при необходимости могут сами приготовить пищу и среди женщин есть замечательные охотницы. В современных молодых семья все чаще мужья помогают женам в тяжёлых работах – доставке воды, дров
Слайд 5
Брак и семья
Когда в хантыйской семье появлялся на
свет новый человек, здесь его ждали сразу четыре мамы.
Первая мама - которая родила, вторая – принявшая роды, третья –та, что первой подняла ребенка на руки, и четвертая – крестная мама. У ребенка было две колыбели – это берестяная коробочка и деревянная с берестяной со спинкою
Слайд 6
Жилище
Около 30 типовых жилых построек насчитывается у хантов
и манси, среди них священные амбарчики, домики для рожениц,
для изображения умерших, общественные знания.
Сколько домов имеет одна хантыйская семья? У охотников-рыбаловов четыре сезонных поселения Любая постройка называется «кат, хот», к этому слову добавляются определения – берестяная, земляная, дощатая; её сезонность – зимняя, весенняя, летняя, осенняя; размер, форма или назначение – собачья, оленья.
Слайд 7
Домашняя утварь
Посуда, мебель, игрушки делались из дерева. У
каждого мужчины был свой нож, и учиться обращаться с
ним мальчишки начинали очень рано. Огромное количество вещей делалось из бересты. Применялось десять способов орнаментации материала: выскабливание, тиснение, ажурная резьба, аппликация, раскрашивание и другие.
Слайд 8
Одежда
Хантыйские и мансийские мастерицы шили одежду из
различных материалов: оленьего меха, птичьих шкурок, пушнины, овчины, ровдуги,
сукна, крапивного и льняного холста, хлопчатобумажной ткани. Из нитей плели пояса и подвязки для обуви, а га иглах вязали носки.
Летом традиционный костюм женской одежды были платья, зимой – глухая одежда из оленьих шкур.
Слайд 9
Средства передвижения
Основной транспорт - лодка
Жизнь ханты так
тесно связана с водой, что их трудно представить без
лёгкой долблёной лодки, называемой облас или обласок. Обычно облас изготовляли из осины, но если его перетаскивали по суше то использовали кедр, так как он легче и не намокает в воде
Слайд 10
Средства передвижения
Лыжи
Зимой для передвижения использовали лыжи. Ходить
учились с 6-7 лет. Основу лыжи делали из древесины
сосны, кедра или ели. Лыжи из одной деревянной части называли – голицами, а где скользящая часть обклеивалась мехом из камусов оленя или лося – поволоками.
Слайд 11
Средства передвижения
Нарты
Основной транспорт зимой – нарты –
ручные (собачьи), либо оленьи. Ручная нарта – используется хантами
повсеместно. Общие очертания: двухполозая, длинная, узкая, трапециевидная в поперечном разрезе на одной линии с нащепали.
Слайд 12
Легенда о нартах
Два Ханта решили построить нарты...
Пошли
в лес, два хвойных дерева срубили.
Один мужик обтесал
ствол гладко, а другой ничего не обтесал, с сучками оставил.
Первый поехал — только пыль столбом.
У другого олени тянут-тянут — и никак: только обратно
тянут.
Олени оглянулись на хозяина, и говорят человеческим
голосом: «Ты нас послушай. Посмотри на своего товарища, у него все гладко
сделано, а мы лес вместе с талой землей тащим за собой, у нас силы нет».
С этого времени стали обстругивать стволы для нарт гладко снизу.
Слайд 13
Охота
Охотничий промысел разделялся на мясной (на крупного
зверя или птицу) и пушной. Основную роль играл пушной
промысел, на первом месте которого стояла белка, а в отдаленном прошлом – соболь. Боровую птицу добывали ловушками, промышляли птицу и ружьём. Главная охота на боровую дичь проходила осенью, а на водоплавающую птицу охотились весной и летом.
Слайд 14
Рыболовство
Ханты и манси селились вдоль рек и
знали реку не хуже леса. Рыболовство было и остаётся
одной из основных отраслей хозяйства. с реки ханты и манси связаны с детства и на всю жизнь.
Слайд 15
Оленеводство
Оленеводство у большинства служило транспортным целям, и
оленей в хозяйствах было немного. Откуда и как появились
у хантов домашние олени?
Слайд 16
Устное народное творчество
Изобразительное искусство
Рисунки ханты и манси
обнаруживается много общего. Наибольшее развитие получил орнамент. в котором
частично сохранились изображения животных.
Картинное письмо отражало, главным образом моменты хозяйственной деятельности, прежде всего охоту и рыболовство.
Слайд 17
Устное народное творчество
Медвежьи игрища
Медвежий праздник или медвежьи
игрища – наиболее древняя церемония, которая сохранилась до наших
дней. Медвежьи игрища проводятся один раз в семь лет и по случаю добычи медведя. В зависимости от пола добытого медведя медвежьи игрища проводятся 5 дней (если это медведь) и 4 (если медведица).