Слайд 2
Театрализованная деятельность играет огромную роль в развитии
ребенка младшего школьного возраста. Игра – наиболее доступный ребенку
и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка. Действуя в роли, ребенок может не только представлять, но и реально эмоционально переживать поступки персонажей, роль которых он исполняет. Это развивает чувства детей, а эстетические переживания помогают им почувствовать восхищение перед теми проявлениями жизни, которые они раньше не замечали, и передать их с помощью движений, жестов, мимики или других средств выразительности. Коллективный характер театрализованной деятельности позволяет расширять и обогащать опыт сотрудничества детей, как в реальных, так и воображаемых ситуациях.
Слайд 3
Театральное искусство занимало большое место в теоретическом наследии
В.А. Сухомлинского и С.Т. Шацкого. Отечественные психологи видели в
использовании элементов театрального искусства в общеобразовательной школе возможность развить художественно - творческие способности школьников. П.П. Блонский отмечал, что ребенок при воспроизведении воспринятого стремится к драматизации, поэтому в целях развития творческого, коммуникативного начала в ребенке драматизацию следует широко вводить в практику начальной школы. По его мнению, «творца можно создать лишь посредством упражнения в творчестве». Попытка обоснования театральной работы с детьми с психолого-педагогической точки зрения была предпринята Л.С. Выготским. Ученый указал путь, по которому должен идти педагог, решивший использовать театральное искусство в своей практике, охарактеризовал основные составляющие детского театрального творчества:
- его ценность заключается не в результате, не в продукте творчества, а в самом процессе: ребенок – плохой актер для других, но прекрасный актер для себя, и весь спектакль надо организовать так, чтобы дети чувствовали, что они играют для себя, были захвачены интересом этой игры, самим процессом ее, а не конечным результатом;
– участие вспомогательных видов творчества (технического, декоративно-изобразительного, словесного) для стимулирования творческого воображения;
– использование импровизационных форм работы с детьми, которые будят творческую мысль и фантазию.
Слайд 4
Педагогами гимназии №10 была выбрана театрализованная
деятельность как средство развития коммуникативных навыков детей младшего школьного
возраста. Цель театрализованной деятельности - развитие выразительности движений, раскованности, групповой сплоченности, чувства общности, снятие напряжения. Для этого педагоги стараются объединить детей и родителей в творческом процессе, раскрыть им интересный мир театрального искусства, активизировать деятельность каждого ребёнка в творческом поиске.
Театральные игры можно разделить на две основные группы: драматизации и режиссерские. В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. В режиссерской игре «артистами являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности.
Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.
Слайд 6
Свою работу с детьми
мы осуществляем по трем взаимосвязанным направлениям. Первое направление предполагает
работу по развитию внимания, воображения, снятию сценического волнения. Второе направление целиком посвящено работе над ролью и включает анализ художественного произведения, инсценировки, работу над текстом, обсуждение особенностей характеров героев, отбор средств сценической выразительности. Третье - просмотр спектаклей в театрах нашего города.
Работа над ролью строится следующим образом:
- знакомство с инсценировкой: о чём она? Какие события в ней главные?
-знакомство с героями инсценировки: где они живут? Как выглядят? Какова их манера поведения?
-распределение ролей.
-составление словесного портрета героя;
-анализ поступков героя;
-работа над текстом: почему так говорит? О чём он в этот момент думает?
-работа над сценической выразительностью: определение целесообразных действий, движений, жестов персонажа на игровом пространстве, место его положения на сценической площадке, темпо-ритм исполнения, мимика, интонация;
- подготовка театрального костюма.
Слайд 8
В содержание занятий по театрализованной деятельности мы включаем:
- просмотр спектаклей
и беседы по ним;
- игры-драматизации;
- упражнения для социально-эмоционального развития
детей;
- коррекционно-развивающие игры;
Слайд 9
- упражнения на дикцию (артикуляционная гимнастика);
Слайд 10
- задания для развития речевой интонационной выразительности;
- игры-превращения
(«учись владеть своим телом»), образные упражнения;
- ритмические минутки (логоритмика);
-
пальчиковый игротренинг для развития моторики рук;
Слайд 11
- упражнения на развитие выразительной мимики, элементы пантомимы;
-
театральные этюды;
- подготовка (репетиции) и разыгрывание разнообразных сказок и
инсценировок;
- знакомство не только с текстом сказки, но и средствами ее драматизации: жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями и т.д.
Слайд 12
Много приходится поработать над интонацией, динамикой, а
также таким выразительным средством, как мимика. Для того чтобы
познакомить детей с богатством мимики и привить им эмоциональную зоркость, чуткость к психологическому состоянию окружающих (сопереживание, сострадание), мы используем дидактический материал - набор пиктограмм, схематически иллюстрирующих разнообразие физиономических фигур: радость, грусть, удивление, испуг, слезы, злость и т.д.
Слайд 13
Коммуникативные действия в театральной игре опосредованы через присущую
деятельность младшего школьного возраста - игровую. Именно игра оказывает
самое значительное влияние на развитие ребенка и прежде всего потому, что в игре дети учатся полноценному общению. Выступление на сцене в качестве исполнителя роли, признание и поддержка зрителей значительно повышают собственную самооценку, помогают развитию уверенности, самостоятельности, веру в собственные силы. Конкретным приспособительным смыслом театральной игры является налаживание эмоционального взаимодействия с другими детьми: разработка способов ориентировки в их переживаниях, формирование правил, норм активного взаимодействия с окружающим миром. К созданию театрализованной среды привлечены не только учителя, но и родители, активно участвующие в изготовлении элементов декораций, атрибутов, пошиве костюмов, составлении афиш и пригласительных билетов, создании спектаклей вместе с детьми в качестве исполнителей ролей. Конечно, самыми благодарными зрителями детских спектаклей выступают мамы, папы, бабушки и дедушки.
Слайд 15
Проведение театрального фестиваля является итогом работы в течение
года. Дети учатся видеть роль взрослых и исполнять детские
роли в том или ином народном действии, а это зачатки семейного опыта. Театральный фестиваль-это школа общения. Дети ощущают себя неотъемлемой частью коллектива, здесь раскрываются не только способности, но и внутренний мир участников праздника. Расхаживая перед зрителями в русском народном костюме, разыгрывая сценки, играя на инструментах, выплясывая и распевая песни и частушки, дети демонстрируют возможность почувствовать себя успешными в своей роли на празднике.
Слайд 16
Результатом работы явились следующие достижения:
- у детей
появился устойчивый интерес к театрализованной деятельности;
- повысилась творческая активность,
самостоятельность в выполнении заданий;
- проявилась эмоциональность, способность «вживаться» в создаваемый образ, используя мимику, жесты, движения;
- умение чувствовать партнёра, играть в коллективе сверстников.
-дети стали более инициативными, умеют свободно общаться, как со сверстниками, так и со взрослыми, могут самостоятельно объединяться для совместной игры в театр, умеют сочетать слова с движением, передавать характерные образы героев. Повысился их интеллектуальный уровень, культура общения, дети стали более общительными, более уверенными.
Слайд 17
Театрализованная деятельность позволила нам решить и многие
педагогические задачи, касающиеся формирования интонационной выразительности речи, интеллектуального и
художественно-эстетического воспитания. Дети раскрепощаются, повышают свою познавательную и творческую активность. В результате успешно формируется произвольность поведения и психических процессов, что помогает детям активно участвовать не только в праздниках и развлечениях, используя умения и навыки, приобретённые на занятиях, но и в самостоятельной деятельности.
Слайд 18
Таким образом, основываясь на научно-исследовательском материале и собственном
практическом опыте, можно констатировать следующее: театрализованная деятельность позволяет создать
условия для развития коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста, нормализации психоэмоционального состояния детей, стимулирования их личностного роста, способности выразить свои чувства через театрализованную игру. В сочетании с движениями и игрой у детей моделируются положительные эмоции, формируются навыки ориентации в пространстве, снимаются мышечные зажимы, повышается самооценка, активизируется положительная мотивация к учебной деятельности.