Слайд 2
Конечно, любой человек любит природу. Но иногда встречаются
люди, наделённые каким-то особенным отношением ко всему живому.
Одним
из них был писатель и учёный Виталий Валентинович Бианки.
Слайд 3
Виталий Валентинович Бианки родился в Петербурге. Певучая фамилия
досталась ему от предков-итальянцев. Возможно, от них же и
увлекающаяся, артистическая натура. От отца — учёного-орнитолога (орнитология – это наука, изучающая птиц) — талант исследователя и интерес ко всему, «что дышит, цветёт и растёт».
Слайд 4
Отец работал в Зоологическом музее Российской Академии наук
и он ввёл Виталия в свой мир – мир
музейных коллекций, диковинных птиц и зверей. Это был удивительный мир. Там за стеклянными витринами замерли животные, привезенные со всего земного шара. Как хотелось маленькому Виталию найти волшебное слово, которое «оживило» бы музейных зверей. Настоящие были дома: в квартире хранителя расположился небольшой зоопарк.
Семья жила прямо напротив музея, и дети — трое сыновей — часто бывали в его залах.
Слайд 5
Каждое лето семья выезжала за город, в деревню
Лебяжье. Там их ждали рыбалка, ловля птиц, выкармливание птенцов,
зайчат, ежей, белок.
«Отец рано начал брать меня с собой в лес. Он каждую травку, каждую птицу и зверушку называл мне по имени, отчеству и фамилии. Учил меня узнавать птиц по виду, по голосу, по полёту, разыскивать самые скрытые гнёзда. Учил по тысяче примет находить тайно от человека живущих зверей. И – самое главное – с детства приучал все свои наблюдения записывать.»
Слайд 6
Там мальчик впервые отправился в настоящее лесное путешествие.
Было ему тогда лет 5-6. С тех пор лес
стал для него волшебной страной, раем. Интерес к лесной жизни сделал его страстным охотником. Недаром первое ружье ему подарили в 13 лет. А еще он очень любил поэзию. Одно время увлекался футболом, даже входил в гимназическую команду. Разными были интересы, таким же — образование.
Слайд 7
Вначале — гимназия, затем — факультет естественных наук
в университете, позднее — занятия в институте истории искусств.
А своим главным лесным учителем Бианки считал отца. Именно он приучил сына записывать все наблюдения. Через много лет они преобразились в увлекательные рассказы и сказки.
Слайд 8
Вся обстановка, окружающая с детства будущего писателя, пробудила
и на всю жизнь определила его интерес к родной
природе.
В семье Бианки часто бывали зоологи, путешественники, бывалые люди. Они много и интересно рассказывали, а Виталий жадно их слушал и начинал понимать, что живой мир природы – это его призвание, увлечение, любовь. Он пытался понять, о чём разговаривают птицы, почему так не похожи лапы у крота и ноги у цапли, зачем одному природа подарила длиннющий нос, а другому достался махонький носишко, отчего одни животные строят домишки на деревьях, другие – в чистом поле, а третьи – под водой. Все эти непростые вопросы не давали Бианки покоя.
лет писал
Бианки о лесе. Это слово часто звучало
в названиях его книг: «Лесные домишки», «Лесные разведчики». Повести, рассказы, сказки Бианки своеобразно соединили в себе поэзию и точное знание. Последние он даже называл по-особенному: сказки-несказки. В них нет волшебных палочек или сапог-скороходов, но чудес там не меньше. О самом неказистом воробье Бианки мог так рассказать, что мы только удивляемся: оказывается, тот совсем не прост. Удалось-таки писателю найти волшебные слова, которые «расколдовали» таинственный лесной мир.
Слайд 10
В течение четырех лет Бианки участвовал в научных
экспедициях по Волге, Уралу, Алтаю и Казахстану.
В 1917
переехал в Бийск, где работал учителем естествознания и организовал краеведческий музей.
В 1922 вернулся в Петроград. К этому времени у него накопились «целые тома записок».
Слайд 11
Первый опубликованный детский рассказ Бианки –
«Чей нос
лучше?» (1923). Герои рассказа птицы Тонконос, Крестонос, Дубонос и
др. напоминали сказочных героев, повествовательная манера Бианки была полна точных наблюдений и юмора.
Слайд 12
Потребность художественного воплощения знаний о живой природе сделала
Бианки писателем.
В 1923 он начал публиковать фенологический календарь
в ленинградском журнале «Воробей» (впоследствии «Новый Робинзон»). Эта публикация стала прообразом его знаменитой «Лесной газеты» (1927).
Слайд 13
Бианки рассматривал свое творчество как «самоучитель любви к
природе». Он написал более 30 сказок о природе, в
числе которых такие классические произведения, как
«Первая охота» (1923),
«Кто чем поет» (1923),
«Как Муравьишка домой спешил» (1935),
Сказки зверолова (1937) и др.
Слайд 14
По некоторым из них («Оранжевое горлышко», «Путешествие муравья»
«Синичкин календарь»
и др.) сняты мультфильмы.
Слайд 15
Бианки писал также тематические циклы «Мышонок Пик», 1926,
«Синичкин календарь», 1945 и др.
Слайд 16
За 35 лет творческой работы Бианки создал более
300 рассказов, сказок, повестей, очерков и статей. Всю жизнь
он вел дневники и натуралистические заметки, отвечал на множество читательских писем. Его произведения были изданы общим тиражом более 40 млн. экземпляров, переведены на многие языки мира.
Слайд 17
Растения и животные, леса и горы, моря, ветры,
дожди, зори - весь мир вокруг нас говорит с
нами всеми голосами…. Есть люди, которые переводят на наш человеческий язык - язык любви к полной красоты и чудес нашей вселенной эти голоса.
Виталий Бианки