Слайд 2
«…детское творчество это сознательное отражение ребенком окружающей действительности
в рисунке, лепке, конструировании, отражение, которое построено на работе
воображения, отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных через слово, картинку и другие виды искусства. Ребенок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом, отношением к изображаемому» (Е.А.Флерина)
Слайд 3
ПЕРИОДИЗАЦИЯ ДЕТСКОГО РИСОВАНИЯ
- доизобразительный период ( от
1,5 до 3 лет)
процессуальный период ( с 3 лет
до 4 –х лет)
период
реалистического
изображения (с 4
до 11 лет)
Слайд 4
Ступени развития детского творчества
1.Экспериментирование - внеобразное действие с
материалом, в процессе которого проявляется интерес к его преобразованию,
ознакомление со свойствами, создание форм.
Слайд 6
2.Возникновение образа без замысла путём ассоциации формы, цвета.
Основой данного периода является деятельность с краской, наслаждение ею
без изобразительных намерений.
Слайд 8
3. Начальная стадия изображения по замыслу, изображение продолжает
жить в сознании ребенка как реально действующий предмет (во
времени).
Слайд 9
Девочки. Андрей, 3 г.
Моя мечта. Рома , 3
Слайд 10
4.Действие частично изображается отдельными признаками, частично осуществляется ребёнком
реально
( ДЕЙСТВИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ ОБЪЕДИНЯЮТСЯ В НЕСЛОЖНОЙ
КАРТИНЕ )
Слайд 12
5. При объединении предметов в картину усиливаются изобразительные
средства в передаче действия. Декоративное творчество ребёнка выделяется в
самостоятельный вид рисования, а сюжетно-образный рисунок начинает освобождаться от произвольно декоративной расцветки, начинает тяготеть к
жизненным тонам.
Слайд 14
6. Действие изображается, а не реально осуществляется. Частичный
переход к зрительному принципу изображения, к элементам объёмно-перспективной трактовки
изображаемого предмета.
Слайд 15
Цветы для мамы. Вероника К., 8 лет
Слайд 16
7. Полное установление зрительной трактовки образа (динамика формы,
её объёмность и перспективность пространственной трактовки при одноэпизодности сюжета,
8 -11 лет).
Слайд 19
Если 6 ступень в изобразительной
деятельности ребёнка оказывается преодолённой только при условии благоприятного обучения,
то 7 ступень является результатом планомерного обучения. При систематическом руководстве ребёнок овладевает объемно - перспективным рисованием в 4 — 5 классе школы, отдельные дети — позднее. При отсутствии положительного руководства развитие изобразительного навыка обычно останавливается на 6, а иногда и на 5 ступени.
Слайд 20
Цвет в изобразительном творчестве детей
Цвет является средством выражения
детского отношения к предметам и явлениям(Е.А.Флерина).
Слайд 21
Использование краски в творчестве детей подчиняется двум тенденциям:
1)возникновение
образа( ассоциации следа) не только по форме, но и
по цвету;
2)включение цвета в зрительно – ритмическое построение форм: ряды красочных точек, параллельных вертикалей и горизонталей, членение листа по вертикали и горизонтали, позднее и по диагоналям.
Слайд 22
С помощью цвета дети выражают свое отношение к
содержанию рисунка. Дошкольник может использовать любимый цвет иногда неадекватно,
в явном противоречии с реальностью, и делает это специально: он увлечен изображением и как бы украшает его, иногда используя несколько ярких цветов сразу. Ребенок применяет цвет для передачи отношения к образу: яркими, чистыми, теплыми цветами обычно изображаются любимые герои, приятные события,
Слайд 24
а темными и холодными «грязными» -
нелюбимые, злые персонажи и печальные явления.
По мере освоения
ребенком изобразительного опыта, познания им окружающего мира цвет в детском рисунке становится более реалистическим.
Слайд 25
Учебное руководство детским творчеством.
1. Принцип жизненности,
понимаемый как обучение рисованию на важнейших жизненных предметах.
2. Осуществление единства руководства учебным и самостоятельным рисованием, единство учебных и творческих задач:
а) определения правильных взаимоотношений между учебными и творческими задачами;
б) определения качественного различия в руководстве разными типами детского рисования.
Слайд 26
ЗАДАЧИ ПЕДАГОГА
Обеспечить ребёнку активное изучение и усвоение материала.
Добиваться
развития движений руки, доступных возрасту.
Обучать изображению разнообразных, доступных ребёнку
форм, которые определяются в значительной мере движением руки и контролем глаза, далее содержанием детского рисунка.
Способствовать возникновению и развитию содержания детского рисунка.
Обучать доступной ребёнку технике рисования.
Освоение ребёнком материала должно направляться воспитателем.
Слайд 27
Игровые приемы, предложенные Е.А. Флериной
1.Игровое упражнение.
2. Прием обыгрывания
игрушек, предметов, изобразительных материалов.
3.Обыгрывание изображения.
4. Игровые приемы с элементами
ролевого поведения.
Слайд 28
Для развития изобразительного творчества детям необходимы
определенные знания, навыки и умения, способы деятельности, которыми они
сами, без помощи взрослых, овладеть, не могут. Детям нужно целенаправленное обучение, помощь в освоении богатого художественно-изобразительного опыта.
Слайд 29
«Только при условии правильного руководства творческие особенности могут
быть выявлены педагогом и получить своё дальнейшее развитие. Ребёнок,
лишённый руководства, даёт сниженные показатели, и творчество его останавливается на ранних ступенях развития» (Е.А.Флерина).