Слайд 4
Неча молвить, страх красивы!
Ножки красные у всех;
А хвосты-то
— сущий смех!
Чай, таких у куриц нету.
А уж сколько,
парень, свету,
Словно батюшкина печь!»
-Ярким пламенем сверкая,
Встрепенулася вся стая,
Кругом огненным свилась
И за тучи понеслась.
Образ в сказке
«Конек-
Горбунок»
Слайд 5
весьма сходно для разных народов: «…воздух расцветился всеми
цветами радуги, от перьев и крыльев птицы шли красивые
звуки, от нее исходил приятный запах...»
Описание
Птицы
Слайд 6
Голубая или золотая???
Голубая или золотая???
Слайд 8
Гжель или хохлома???
Славяне связывали Жар-птицу с золотом и
кладами, считая, что птица указывает на них. Где она
опустится, там в земле сокровища и таятся. Иногда говорили, что в купальскую ночь Жар-птица спускается на землю, и именно ее сияние принимают за цветок папоротника.
Слайд 10
Птица-огонь, - полагали славяне, подразумевая Жар-птицу, - об
ее оперение можно запросто обжечься. Каждое перо же светится,
как множество свеч, и остро, крепче булата. А сама же она
сияет то голубым, то малиновым светом.
Птица-
огонь
Слайд 11
Увидеть ее, преодолев множество испытаний, мог лишь отчаянный
смельчак с чистыми помыслами, ведомый по жизни мечтой. Недаром
иногда называли Птицу Жар-птицей, ведь жар, огонь – это и творчество, и творение, и «горение».
Жар, огонь – это творчество…
Слайд 12
Свет божественного сияния, окружавший Птицу, ложился и на
человека, наделяя его тем, чего он больше всего хотел
в своем сердце: талантами, умениями, счастьем.
И вот уже человек, получивший дар от Птицы, сам нес на себе отблеск волшебного света.
Играет нежная свирель,
И замирает в восхищенье
Жемчужина России – Гжель,
Где поселилось вдохновенье.
Здесь каждый – мастер и творец...
Татьяна Алферова
Человек – творец
Слайд 13
Украшение изделий
И уже потом люди, чтобы удача и
счастье, которые дарует Жар-птица, не покинули их, стали делать
амулеты и обереги, расписывать посуду ее яркими изображениями.
Слайд 14
Сине-голубая гжель
Поверить трудно: неужели
Всего два цвета? Чудеса!..
Вот так
художники из Гжели
На снег наносят небеса!
Л. Куликова.
Гжельская роспись – это
древнее, традиционно русское искусство, истоки которого зародились в русской глубинке уже более 670 лет назад.
«Нежно-голубое чудо – сказочная гжель» - так ласково называли люди на Руси – всем полюбившуюся, удивительно украшенную керамику из белоснежной глины. Без сомнения, гжельская посуда, сувениры и игрушки – эти уникальные самобытные произведения искусства - испокон веков и по сегодняшний день очень ценятся во всем мире.
Слайд 15
На чем выполняют роспись художники?
На керамике:
фарфоре,
фаянсе.
Освоили
также технику
майолики.
Роспись часто
дополняется
Скульптурными
изображениями
людей,
животных, птиц.
Слайд 17
Какие бывают изделия?
Это разнообразная посуда: квасники, кувшины, кумганы,
блюда, молочники, масленки, чашки, вазы, солонки, тарелки, скульптурные фигурки
людей, птиц, животных…
Слайд 18
Натюрморт
с васильками
Игорь
Белковский
Слайд 19
Голубая сказка
И светлеет вода родниковая,
И дыхание ветра свежей.
Расцветает
Гжель васильковая,
Незабудковая Гжель.
Рядом с осинками в синих косынках
Синие гроздья
на синих рябинках,
Синие зори и синие птицы, —
С этой красою ничто не сравнится.
Каждый элемент росписи – не копия реального мотива, а декоративно-переработанный, стилизованный, главное здесь – фантазия.
Слайд 21
Элементы росписи – это разнообразные сеточки, прямые и
волнистые линии
Мазок с
капельки, отводки,
тенями
росчерки
Слайд 25
Основные мотивы росписи – травка, злаки, птицы, полевые
и садовые цветы.
Разнообразны и технические приемы работы: четкие мазки
лепестков и листьев темно-синего цвета или мазки с мягкими размытыми краями наносят всей кистью, обильно насыщенной краской, с разным нажимом, концом кисти наносят жилки, штриховку и прихотливо изогнутые стебельки и усики. Кистью, смоченной краской с одной стороны, поворотом вокруг черенка получают «мазок с тенями».По синему фону пишут только золотом.
Слайд 26
Рисование
птицы
Душу, гжельскою белой глиною,
Вдруг поманит судьба-кудесница…
И взмахнёт
кистью с краской синею,
И распишет всё тонкой линией…
И всё
сбудется… и всё слепится…
…В нужном времени… в нужном месте ли –
Пусть Душа вдруг не закачается…
Пусть на белом, небес известием,
Синей птицы счастливой песнею –
Роспись гжельская проявляется!
Любовь к своему искусству, трудолюбие и талант мастеров Гжели вновь вызвали из небытия древние символы счастья и мечты о прекрасном –синих птиц – и одухотворили ими узоры и мир вещей человека.
Слайд 27
Практическая работа
Украшение пасхального яйца
Пасхальное крашеное яйцо в русской
культуре означает новую жизнь, возрождение. Христос воскрес Сам и
воскресит каждого, кто поверит Ему и будет любить людей так же, как любил Он. Мария Магдалина пришла с этой вестью к римскому императору Тиберию. Она ничего не имела, пришла с простым куриным яйцом. Яйцо всегда было символом жизни: в крепкой скорлупе находится скрытая от глаз жизнь. Когда Мария стала говорить Тиберию о том, что Иисус Христос вырвался из смертельных оков и воскрес, император только рассмеялся: «Это так же невозможно, как твоему белому яйцу превратиться в красное». И не успел Тиберий закончить фразу, как яйцо в руках Марии Магдалины стало совершенно красным.
Слайд 28
Лети птица, лети…
Самое главное в обычных и сказочных птицах то,
что
они умеют летать. Этой способности птиц люди завидовали с древних времен,
и потому сказочные птицы очень часто являются отражением мечтаний человека о том, что ему недоступно.
Слайд 29
Спасибо за урок
Сегодня просыпается земля,
И тайной одеваются поля.
Весна
идёт она полна чудес!
Христос воскрес! Воистину воскрес!
Природа нежным трепетом
полна,
И птицы вьются в синеве небес,
Нарушена сегодня тишина:
Христос воскрес! Воистину воскрес!
Шумит теперь зелёная трава,
Ей вторит старый полной тайны лес
И ветер шепчет нежные слова:
"Христос воскрес! Воистину воскрес!"
Слайд 32
Сине-голубые
Розы, листья, птицы.
Увидев вас впервые,
Каждый удивится.
Чудо на фарфоре
–
Синяя купель.
Это называется
Просто роспись…