Слайд 2
ТЕМА ЛЕКЦИИ 15
Школа
Русский циклизм
Н. Я. ДАНИЛЕВСКИЙ
и М.И. ТУГАН-БАРАНОВСКИЙ
Слайд 3
Подзаголовок
Становление Истории экономических учений как
самостоятельной науки в
РОССИИ
Слайд 4
Лекция включает проблемы:
1 ДАНИЛЕВСКИЙ - основатель цивилизационной ТЕОРИИ
2 Туган-Барановский. Развитие теории экономических ЦИКЛОВ
Слайд 5
Вопрос 1
ДАНИЛЕВСКИЙ основатель цивилизационной теории
Слайд 6
ДАНИЛЕВСКИЙ Николай Яковлевич
(1822 -1885) мыслитель, естествоиспытатель экономист,
историк, философ
Слайд 7
ДАНИЛЕВСКИЙ Николай Яковлевич родился в дворянском имении Орловской
губернии
Царскосельский лицей окончил в 1842
В Петербурге учился в
университете
Сдал магистерские экзамены в1849 году
Умер в Тифлисе 7 ноября 1885г.
Слайд 8
Данилевский был увлечён взглядами социалистов-утопистов Западной Европы:
Анри Сен-Симон
родился в Париже в 1760г. Создал «Проект новой индустриальной
системы»
Шарль Фурье – теоретик утопического социализма во Франции
Роберт Оуэн создал учение об ассоциации в Англии
Слайд 9
В период с 1844 по 1848 г. Данилевский
– активный участник кружка петрашевцев Выступил с докладом о
жизни и творчестве французского социалиста-утописта
Шарля Фурье
Слайд 10
Летом 1849г. Данилевский был арестован и заключён в
Петропавловской крепости
Затем был сослан в Вологду.
С 1852 г.
служил в Самаре
Слайд 11
Первоначально научная деятельность Данилевского посвящена ботанике, изучению рыболовства
Данилевский был во многих экспедициях:
на Волге, в Ледовитом
океане, в Чёрном Каспийском и Азовском морях
В Крыму был директором Никитского ботанического сада
Слайд 12
основное направление исследований Данилевского:
разработка цивилизационной теории
Слайд 13
ДАНИЛЕВСКИЙ
исследовал проблемы смены ЦИВИЛИЗАЦИЙ
Смены
культурно - исторических
типов и
судьбы славянского мира
Слайд 14
Данилевский заложил основы концепции
пространственно- временной локализации явлений
культуры
Его считают предтечей теории ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ.
Слайд 15
Главная работа Данилевского «РОССИЯ и ЕВРОПА»
посвящена поиску особого
пути развития России,
исследованию культурно – исторических отношений славянского
и германо-романского миров
Слайд 16
Он был против отождествления европейской цивилизации с общечеловеческой
Данилевский
отрицал наличие единой общечеловеческой цивилизации
Он обосновывал идею множественности
человеческих
культур
и типов цивилизаций
Слайд 17
Заслуга Данилевского - применение принципов естественных наук к
экономическим явлениям
В истории русской мысли
он первый поставил проблему
единства природы и истории
Слайд 18
Исследование творчества Данилевского в литературе ХХ века велось
в двух направлениях:
Первое - рассматривало Данилевского как философа истории,
ищущего основы эволюции общества
Второе – исследовало поиск Данилевским особого пути развития России
Слайд 19
В основе его концепции культурно-исторических типов лежит этнопсихологический
подход
Возникновение и смену ивилизаций
он рассматривал с
позиций психологических особенностей этнической общности
Слайд 20
Данилевский утверждал:
1. материальная культура имеет тенденцию распространяться
повсеместно, проникая во все цивилизации
Слайд 21
Данилевский так же утверждал, что
2. нематериальная культура
не в состоянии охватить другие цивилизации, за исключением их
отдельных «элементов».
Так писал о Данилевском Питирим Сорокин
Слайд 22
Идея циклизма
Данилевский выделял много цивилизаций, каждая
из которых проходила ряд стадий
(циклов)
Слайд 23
Стадии, присущие каждой цивилизации
1. Длительный период формирования –
этно - демографический
2. Короткий – духовная деятельность
3. Период дряхления,
когда иссекает творческая деятельность , наступает апатия
Слайд 24
Особенность теории Данилевского:
каждая цивилизация самодостаточна
Цивилизации
самостоятельно существующие
не сравнимы, у каждой
есть свои особенности
Слайд 25
Исследование Данилевским особого пути развития России – имеет
три различных аспекта
Первый аспект - панславизм.
Второй – неизбежность
возникновения Всеславянского союза и богоизбранность славянства.
Третий – анализ противостояния славянского культурно-исторического типа и европейской культуры
Слайд 26
Славянский культурный тип самодостаточный
Данилевский
Слайд 27
Данилевский с огорчением отмечал чрезмерное увлечение русской интеллигенции
«западничеством» и недооценку особенностей российской национальной
модели экономики
Слайд 28
Вопрос 2
МИХАИЛ ИВАНОВИЧ ТУГАН-БАРАНОВСКИЙ
о будущем обществе
Слайд 29
ТУГАН-БАРАНОВСКИЙ
МИХАИЛ ИВАНОВИЧ
(1865-1919)
Слайд 30
ТУГАН-БАРАНОВСКИЙ
МИХАИЛ ИВАНОВИЧ
Родился в 1865 дворянской семье
Поступил на
физмат Харьковского университета, и исключён
в 1889 удостоен учёной
степени кандидата
Слайд 31
С будущей женой Лидией Давыдовой, познакомился на Эйфелевой
башне в Париже
Её неожиданную смерть было трудно пережить –
отчаяние, горе безразличие
ко всему, — но всё преодолел и встал на новый жизненный путь
Слайд 32
Туган-Барановский
совершил поворот в развитии теории экономических циклов
«Он
пробился сквозь джунгли к новым горизонтам»
Слайд 33
Данилевский
рассматривал циклы с позиций теории сбережения –
и инвестирования
Слайд 34
Данилевский рассматривал циклы с точки зрения теории сбережения
– и инвестирования
Он провёл аналогию с паровой машиной:
накопление ссудного
капитала –
роль пара в цилиндре
Слайд 35
Туган-Барановский
вёл научные исследования по вопросам:
Периодичность Циклов
История политической
экономии
Пути развития кооперации
Бумажные деньги. Теория
Будущее общество
Этический социализм
Слайд 36
Заслуга Туган-Барановского
он привлёк внимание Запада к экономической МЫСЛИ
РОССИИ
Слайд 37
Туган-Барановский ИССЛЕДОВАЛ экономические проблемы, стоявшие перед Россией (денежно-финансовую,
и земельно-аграрную )
Главным для него был поиск, нравственно безупречного
и экономически эффективного
ОБЩЕСТВЕННОГО ИДЕАЛА
Слайд 38
Этический социализм
Туган-Барановского
Будущее общество – социализм
В
основе социализма лежит ЭТИЧЕСКАЯ идея ВЕРХОВНОЙ ЦЕННОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ
Слайд 39
СОЦИАЛИЗМ
теории по алфавиту
Анархо-синдикализм
Буддийский коммунизм
Гильдейский с-м
Государственный
Демократический
Истинный с-м
Исламский с-м
Кооперативный
Корпоративный
Крестьянский с-м
Муниципальный
Народнический
Пролетарский
Религиозный
Синдикализм
Утопический
Фабианство
Христианский
Этический
Слайд 40
Туган-Барановский был ХОРОШО ЗНАКОМ С УЧЕНИЕМ
Карла
Маркса
Но свое исследование вёл
в русле, критического осмысления УЧЕНИЯ
МАРКСА.
Он писал: «Моё отношение к Марксу- не противника и не ученика, а САМОСТОЯТЕЛЬНОГО исследователя»
Слайд 41
Туган-Барановский утверждал, что
при капитализме существует антагонизм интересов
Господство
над вещами (средствами производства) даёт возможность ГОСПОДСТВА НАД ЛЮДЬМИ.
Большинство населения служит средством УВЕЛИЧЕНИЯ БОГАТСТВА для МЕНЬШИНСТВА
Слайд 42
Туган-Барановский:
При социализме в социалистическом обществе
ЧЕЛОВЕК станет
ВЫСШЕЙ, ГЛАВНОЙ ЦЕННОСТЬЮ,
а развитие каждой личности – ГЛАВНОЙ
общественной ЦЕЛЬЮ
Слайд 43
Туган-Барановский считал, что ПРИ СОЦИАЛИЗМЕ
ЛЮДИ и
их потребности БУДУТ РАВНЫ
Общественное устройство будет основано на
РАВЕНСТВЕ,
обязательно полное удовлетворение духовных, физических и материальных человеческих потребностей
Слайд 44
Философским и нравственным кредо ученого стала идея верховной
ценности человеческой личности