Слайд 2
Гераклит Эфесский - древнегреческий философ.
Слайд 3
Происхождения имении
Имя «Гераклит» происходит от имени богини Геры
и слова «славный», «прославленный», то есть означает нечто вроде
«Гераслав».
Но все источники единодушно утверждают, что Гераклит происходил из малоазийского греческого города-государства Эфеса.
Слайд 4
Биография
Древнегреческий философ - досократик, представитель ионийской школы.
Считается
основоположником диалектики.
Его «акме» (зрелость) приходится на годы проведения 69-х
Олимпийских игр (504 – 501 гг. до н.э.).
Слайд 5
Жизнь Гераклита
Гераклит был родом из древнегреческого города-государства Эфеса.
Происходил
из царского рода Катридов, но уступил царский титул своему
брату.
Был противником демократического строя.
В результате неудач на политическом поприще отказался от участия в делах государства и стал жить при храме.
Слайд 6
В народе Гераклита называли:
«Темным» - за таинственность и
глубокий, сложный для понимания смысл своих изречений.
«Загадочным» – за
любовь к парадоксам.
«Плачущим»: каждый раз, как Гераклит выходил из дому и видел вокруг себя такое множество дурно живущих и дурно умирающих людей, он плакал, жалея всех (иная версия – от злобы на людей за то, что они не могли понять его учения).
Слайд 7
Сочинение Гераклита
Философские взгляды Гераклита изложены в единственном его
сочинении «О природе», состоявшем из трех частей:
①о Вселенной;
②о государстве;
③о божестве.
●Сохранилось более 100 фрагментов-цитат сочинения; изложение Гераклита метафорично, аллегорично, с намеренной многозначностью и загадками.
Слайд 8
Учение Гераклита
Гераклит отрицал существование неизменного единого бытия. Мир
не сотворен богами, он постоянно движется, меняется; всё постоянно
обновляется, «каждый день новое солнце».
Космос представляет собою видоизменения единого первоначала, закономерно переходящего, изменяясь, в различные формы. Этим первоначалом является «вечно живой огонь» - наиболее изменчивая из четырех стихий.
Огонь — это и первовещество, и разум, и закон, поскольку в основе мира лежит «закономерное беспокойство» огня.
Слайд 9
Учение Гераклита
Но меняющийся мир не является хаосом;
мировой процесс ритмичен, всё имеет свои границы, свою «меру».
Огонь подчиняется внутреннему закону – Логосу. Закон – неотъемлемое свойство первовещества.
Огонь, логос постигается с помощью разума, глаза и уши — плохие свидетели. Хотя мышление обще для всех, к нему способны все люди и законы его едины, не каждый способен к познанию.
Слайд 10
Диалектика Гераклита
Принцип единства и борьбы противоположностей
Источником всеобщего
процесса изменений является борьба, столкновение противоположных начал, которое подчиняется
Логосу.
Всё переходит в свою противоположность: бессмертные смертны и смертные бессмертны; морская вода для одних чистейшая, для других — грязнейшая.
Борьба противоположностей – источник и условие всякого развития, движения. При этом, отрицающие друг друга противоположности существуют в необходимом единстве, и только это единство противоположностей создает гармонию мира.
Слайд 11
Диалектика Гераклита
Принцип всеобщего развития
Второй принцип, присущий Логосу, -
принцип постоянной изменчивости, текучести вещей, иначе говоря, принцип всеобщего
развития.
Наблюдение над самым обыденным явлением - течением реки - позволило Гераклиту сделать гениальный вывод о бесконечном развитии и изменчивости всего сущего. Именно так следует понимать его слова: «На входящих в те же самые реки притекают в один раз одни, в другой раз другие воды». Ибо ничего в мире нет абсолютно покойного, абсолютно постоянного, может быть, кроме собственно самого развития.
Слайд 12
Диалектика Гераклита
Принцип относительности
Все в мире относительно - эта
популярная ныне мысль у Гераклита выражена опосредовано, в виде
афоризмов. «Море, - говорил он, - вода чистейшая и грязнейшая: рыбам - питьевая и спасительная, людям негодная для питья и губительная». «Болезнь делает приятным и благим здоровье, голод - сытость, усталость – отдых»
Иначе говоря - весь мир наполнен противоположностями и их переходом друг в друга; взаимоотношение противоположностей (борьба и единство) определяют собой всеобщее развитие, что, в свою очередь, необходимо ведет ко всеобщей относительности всего в мире. Таким образом можно определить суть гераклитовского Логоса.
Слайд 13
Этикет Гераклита
Одним из главных пороков людей считал невежество.
Невежественны те, кто ленив в размышлении, кто в погоне
за богатствами не занимается совершенствованием своей души.
Наилучшими считал тех, кто размышление, совершенствование души предпочитает “скотскому” пресыщению материальными благами.
Каждый человек может развить в себе благодетельную способность к размышлению, к познанию самого себя.
Слайд 14
Этикет Гераклита
Причину «варварства души» людей Гераклит видит в
их конкретном вещественном состоянии. Души происходят из влаги, но
при этом склонны высыхать. И разница между «влажной» и «сухой» душой определяет различие между глупым и умным человеком. Так, пьяница имеет влажную душу; душа мудреца самая сухая.
В состоянии предельной сухости душа человека излучает свет, свидетельствуя о своей огненной природе.
Назначение человека - преодолеть свою склонность к пассивному восприятию жизни и беспечному самодовольству. В отличие от «влажной души», «сухая» находится в состоянии постоянной неудовлетворенности и беспокойства.
Слайд 15
Знаменитые изречения Гераклита
«Многознание уму не научает.»
«Всё течёт,
всё меняется.»
«Доверять неразумным ощущениям — свойство грубых душ.»
«Из разнообразия возникает совершенная гармония.»
«Бессмертные — смертны, смертные — бессмертны; смертью друг друга они живут, жизнью друг друга они умирают.»
«Рождённые жить, они обречены на смерть, да ещё оставляют детей, чтобы родилась смерть.»
«На входящих в те же самые реки притекают один раз одни, в другой раз другие воды.»