Слайд 3
Античная философия-
-философия античности, подразделяется на древнегреческую и древнеримскую
(конец VII в. до н. э. — VI в.
н. э.), от раннеклассической философии до 529 г., когда указом императора Юстиниана была закрыта последняя философская школа в Афинах.
Слайд 4
Возникновение греческой философии.
Греческая философия как особое духовное
явление возникает в VII-VI столетиях до н. э. в
греческих городах-колониях на побережье Малой Азии. Это города Милет, Эфес, Клазомены. Эти города были перекрестками морских торговых путей и точками, в которых соприкасались различные культуры того периода.
Города богатели, и появились люди, свободные от повседневных нужд. А известно, что наличие свободного времени у достаточно большого слоя людей является одним из условий развития искусства, науки и философии.
С другой стороны, была возможность сравнивать мировоззрения, традиции и обычаи, религиозные верования различных культур.
Возникал вопрос, какими же должны быть истинные верования и нормы? И можно ли вообще говорить об истинных и ложных ценностях? Все это приводило к вопросу, с которого начинается философия, – что есть истина?
Вопрос об истине и, следовательно, философия возникают тогда, когда обнаруживается, что можно мыслить иначе и верить в иное.
Слайд 5
III период Античной философии
Эллинизм.
Эллинистический период начался с III
в. до н. э. Философы этого периода не обязательно
были греками по рождению, а область распространения философии вышла далеко за пределы Греции. Однако в философии роль греческого фактора была настолько велика, что инокультурный элемент проявлялся в ничтожно малом объеме. Собственно говоря, основные идеи этого периода разрабатывались еще в Афинах на рубеже IV и III вв. до н. э. Правда, начиная со II в. до н. э., афинское философское общество начало терять свое влияние, а в Риме и Александрии появились новые центры, но в них еще очень долгое время развивались лишь идеи афинян.
Слайд 6
Стоицизм
Хрисипп
Эпиктет
Сенека
И др.
Эпикуреизм
Эпикур
Ксенократ
И др.
Скептицизм
Пиррон
Карнеад
Энисдем
Слайд 7
В этот период философия перестает быть единой наукой.
Философия
также перестала быть единственной наукой: она подверглась расчленению и
разделению на части, которые были внешне независимыми друг от друга: логику (известную в некоторых школах как "каноника"), физику и этику, или теорию познания, теорию бытия и теорию блага.
III период Античной философии
Эллинизм.
Слайд 8
III период Античной философии
Эллинизм.
Этика
Слайд 9
В эллинистический период развитие философии было сосредоточено в
школах.
ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ – В Древней Греции философскими школами часто
являлись внутренне прочно связанные организации, продолжавшие существовать на протяжении столетий, с благоговением относившиеся к осыпаемым почестями родоначальникам школ (как было, напр., в случае с Пифагором, Платоном, Эпикуром) и их идеям.
Это придает ему особый характер, так как каждая школа представляла собой замкнутое философское сообщество.
III период Античной философии
Эллинизм.
Слайд 10
В начале рассматриваемого периода появились еще три школы:
стоическая, эпикурейская и скептическая. Школа скептиков не имела формальной
организации, однако имела традиции и все внутренние характеристики школы. Каждый, кто был философом, в тот период принадлежал к одной из этих пяти школ.(+платоновская Академия и аристотелевский Лицей).
III период Античной философии
Эллинизм.
Слайд 11
Стоицизм
Одно из основных направлений эллинистической философии. Название произошло
от портика в котором собирались первые стоики.
Основоположник -
Зенон Китионский (на рисунке), самые знаменитые представители - Хрисипп, Эпиктет, Сенека, Марк Аврелий и др.
Разделили философию на три части: физику, логику и этику.
В «физике» эклектично сочетали элементы материализма и идеализма. Вслед за Гераклитом полагали, что мир состоит из огня и в конце космического цикла уничтожается пожаром. Весь мир наполнен огненной пневмой, содержащей разумные начала - семенные логосы, порождающие все вещи.
Стоики - пантеисты: космос отождествляется ими с единым Богом.
В «логике» выдвинули учение о внутреннем (мышление) и внешнем (речь) логосе. Большое внимание уделяли исследованию диалектики и языка.
В области этики выдвигали идеал бесстрастного мудреца, руководствующегося исключительно разумом, стойко исполняющего свой долг, несмотря на все испытания и несчастья.
Зенон Китионский
Слайд 12
Философия стоиков
Мир для стоиков предстает как единое мировое
государство. Поэтому они считали себя гражданами мира, т.е. космополитами.
Следование судьбе для них означало подчинение своего личного блага благу государства, каким бы оно ни было. В случае необходимости нужно принести государству в жертву даже свою жизнь. Поэтому многие стоики шли на государственную службу, рассматривая ее как свою судьбу.
Это понимание мира как огромного государства соответствовало общественной ситуации, когда государство превратилось в необозримую, сверхчеловеческую машину, отчужденную от отдельной личности.
В логике стоики разрабатывали идеи, которые потом вошли в основу современной логики высказываний. Стоики ввели и само слово “логика”.
Слайд 13
Учение стоиков
Вселенной управляет разум (Бог, Судьба)
Все, что происходит,
является не только необходимым, но и благим
Человеческое счастье заключается
в том, чтобы жить в согласии с природой и разумом
Дурные поступки других не причиняют нам вреда, скорее нам вредят наши мнения об этих поступках
Все разумные существа подчиняются закону природы и тем самым являются гражданами всемирного государства
Слайд 14
Стоики
Стоики создали в эллинистический период новое направление, которое
боролось с двумя ранее сложившимися: с Академией и перипатетической,
аристотелевской, школой. Их монистическая и материалистическая философская система была противопоставлением тем идеалистическим системам, которые сформировались в предыдущее время. Стоики занимались всеми философскими проблемами, но особый акцент в духе времени был сделан на этике. Стоическая школа была основана Зеноном приблизительно в 300 г. до н. э. и просуществовала пять столетий.
Стоическая философия появилась в III в. до н. э. в Афинах. С самого начала ее существования — в так называемой «старой стоической школе» — была разработана стоическая доктрина, которую начал создавать Зенон, а систематизировал Хрисипп.
Слайд 15
Взгляды стоиков
Физика
Этика
Логика
материализм
динамизм
рационализм
пантеизм
Теория вечного обращения
Независимость от природы и соответствие
с природой
Добро, зло и нейтральные вещи.
Аффекты (страсти).
Общественная этика.
Происхождение
знания.
Критерий истины.
Формальная логика
Слайд 16
В чем заключается счастье?
Во власти человека:
Разум
Свобода
Мужество
Во власти судьбы:
Богатство
Здоровье
Слава
Слайд 17
Эпикур и эпикурейцы
Эпикурейская эллинистическая философская система еще дальше
отошла от идеализма и была выражением крайне трезвого и
позитивного способа мышления. В этике школой провозглашался гедонизм, в физике — материализм, в логике — сенсуализм. Теоретическая философия подчинялась практическим целям жизни, приоритет отдавался этике, иные разделы философии трактовались как вспомогательные. Эта система была создана Эпикуром в то же время, что и система стоиков. Эпикурейская школа, основанная в Афинах в начале III в. до н. э., имела своих сторонников вплоть до конца эллинистического периода.
Слайд 18
Эпикур
(341 - 270 гг.
до н. э.)
Древнегреческий философ-материалист,
сторонник атомистического учения Демокрита, основал в Афинах школу, называвшуюся
«Сад».
Утверждал, что основной целью занятия философией и изучения природы является обретение душевного покоя. Изучение природы должно помочь людям избавиться от страхов и тревог.
Для доказательства наличия свободы воли допустил возможность произвольного отклонения атомов, что делает их поведение непредсказуемым.
Призывал не бояться смерти, утверждая, что она не имеет к нам никакого отношения; учил о смертности составленной из атомов души.
Боги обитают в междумириях и не вмешиваются в земные дела; их не следует бояться и о чём-то умолять.
В теории познания был сенсуалистом, призывал безоговорочно доверять чувствам; считал, что ошибаться может лишь разум.
Будучи гедонистом, полагал, что целью жизни является достижение удовольствия.
Выдвинул девиз: «Проживи незаметно».
Слайд 19
Годы жизни Эпикура: 341-270 до н.э., родился на
острове Самос, в возрасте 35 лет переселился в Афины
и основал свою школу на окраине Афин. Назвал ее “Сад”. Школа просуществовала более восьми столетий, была центром античного материализма и атеизма. На воротах в Сад была надпись: “Гость, тебе будет здесь хорошо, здесь удовольствие – высшее благо”.
Эпикур написал около 300 сочинений, но сохранились лишь 3 письма, в которых Эпикур излагает свои философские взгляды, и отдельные афоризмы.
По Эпикуру философия – это размышления, обеспечивающие счастливую, безмятежную жизнь, свободную от страданий. То есть философия понимается как способ достичь атараксии. Но нашей безмятежности мешает страх смерти.
Смерть есть отсутствие ощущений. Поэтому смерть невозможно ощутить, и, следовательно, невозможно встретиться со смертью. Поэтому смерть не имеет к нам отношения. “Когда мы существуем, смерти еще нет, а когда она есть, тогда мы уже не существуем”.
Слайд 20
В эпикурействе можно различать учение о бытии, или
физику, теорию познания и этику.
Физику Эпикур заимствует у Демокрита.
Мир состоит из атомов и пустоты. Атомы неизменны, неуничтожимы, различаются видом, величиной и весом. Двигаясь вихреобразно, атомы сталкиваются и сочетаются в различные комбинации, образуя миры и отдельные вещи.
Эпикур вводит понятие “клинемен” – самопроизвольное отклонение атома от прямой траектории в случайном месте и в случайное время. Это отклонение приводит снова к столкновению атомов, и поэтому в мире происходят события.
Тем самым Эпикур вводит в мир случайность, в отличие от Демокрита, согласно которому в мире господствует строгая, однозначная необходимость, а всякая случайность мнимая.
Понятие “клинемен”, или произвольное отклонение атомов, позволяет Эпикуру обосновать человеческую свободу как возможность ухода от рока, или судьбы. Можно уклониться от неизбежного.
Эпикур строит такую физику, где есть место человеческой свободе. Не случайно Эпикур свой Сад основал на окраине Афин, т.е. в стороне, чтобы все события катились мимо.
Слайд 21
Теория познания Эпикура. Эпикур допускает любое объяснение природных
событий при выполнении двух условий.
Первое: объяснение должно позволять
безмятежно, т.е. без страданий, существовать объясняющему.
Второе: объяснение не должно противоречить чувственному восприятию.
Цель познания – не знания того, каковы вещи сами по себе, но достижение атараксии.
сам процесс познания Эпикур объясняет через теорию истечения. От предметов отделяются, истекают непрерывно и постоянно тончайшие образы, копирующие сами предметы. Он их называет идейками. Эти идейки достигают наших органов чувств зрения, обоняния, слуха и т.д. и порождают в них восприятие предметов, совпадающие с самими предметами.
Слайд 22
Этика Эпикура
Этика есть путь к счастливой жизни.
А счастье состоит в удовлетворении желаний. Сами же желания
можно подразделить на естественные и надуманные, или вздорные. Идеал состоит в удовлетворении естественных желаний, среди которых нужно удовлетворять в первую очередь самые необходимые. Удовлетворение желаний приводит к удовольствию, которое Эпикур определяет как отсутствие страданий.
Нравственность состоит в соблюдении во всем меры. Справедливость состоит в том, чтобы не вредить другим и не терпеть вреда от других. Дружба основана на взаимной личной выгоде, поэтому дружат в силу необходимости.
3. Цель мудрости – исцелять от душевных страданий. Важное условие счастья и безмятежности – не жить на виду у других. Жизнь философа – это жизнь скрывающегося. Правило философа – живи незаметно
Слайд 23
Изречения Эпикура
«Пусты слова того философа, которыми не излечивается
никакое человеческое страдание»
«Нельзя жить приятно, не живя разумно, хорошо
и праведно; и нельзя жить разумно, хорошо и праведно, не живя приятно»
«Кому мало немногого, тому мало всего»
Эвдемонизм
Высшая цель – счастье, удовольствие (как телесное, так и духовное)
Никто не может осчастливить человека, кроме него самого
Каждый человек изначально свободен, но его счастью мешает страх
Перед богами
Перед смертью
Перед судьбой
Слайд 24
Теофаст
(ок. 370 – ок. 286 до н.э.)
греческий философ,
ученик Аристотеля, глава Ликея с 322 до конца жизни.
человек «отменной разумности и трудолюбия» и как ученый и педагог пользовался большой популярностью: его лекции посещали до 2000 человек.
Имя «Теофраст» (богоречивый) является его вторым именем, которое было дано ему Аристотелем за умение «божественно» говорить, родители же нарекли его «Тиртам»
следовал Аристотелю во всех основных направлениях, часто выступая как формализатор и систематизатор наследия учителя, продолжатель начатых им научных направлений, но иногда – и как самостоятельный и оригинальный мыслитель.
Слайд 25
Основные работы Теофаста
Сохранились небольшие сохранившиеся естественнонаучные трактаты
Теофраста Об огне, О ветрах, О камнях, фрагменты О
движении и О душе.
Из сохранившихся сочинений наиболее значительны по объему и новизне проблематики История растений и О причинах растений, послужившие точкой отсчета в истории европейской ботаники.
Принадлежащий Теофрасту небольшой метафизический трактат первоначально служил введением в Метафизику Аристотеля.
Наиболее известное из сохранившихся произведений Теофраста – Этические характеры – содержит описание 30 типов порочного поведения, соответствующих лести, угодливости, трусости, тщеславию и т.д.
Фрагментарно известен фундаментальный для истории религиоведения трактат О благочестии.
Большим авторитетом в древности пользовались политические трактаты Теофраста, в частности, Законы, где были даны описания различных форм государственного устройства, законодательства и судопроизводства как греческих, так и варварских государств.
Был известен как один из первых историков философии и основатель античной доксографии. Его обстоятельное сочинение Мнения физиков содержали сведения о древней истории философии природы вплоть до Платона.
Слайд 26
Скептицизм
Старший пирронизм
(Пиррон и его
Ученик Тимон
из Флиунта)
Академизм
Аркесилай и
Карнеад .
Младший пирронизм
Энесидем и Агриппа
Слайд 28
Карнеад из Кирены, 214-129 гг. до н. э.
греческий
философ, не оставил после себя ни одного сочинения.
Руководил Академией
(см. Платон) в 164-187 гг. К. отличался остротой мысли и глубокой начитанностью.
Был представителем скептического направления в Академии и отрицал возможность существования критерия абсолютной истинности, поэтому рекомендовал воздерживаться от высказывания суждений.
На практике он признавал возможность оценки отдельных явлений соответственно трем степеням правдоподобия: наблюдения правдоподобные, неопровергнутые и проверенные.
Выступал также против отдельных философских школ, прежде всего против стоиков
В области этики высшей целью человека считал реализацию основных либо всех жизненных возможностей человека.
оказал большое влияние на современные ему философские направления, он вызывал уважение и восхищение окружающих. К. принимал участие в посольстве в Рим, где возбудил интерес своими выступлениями.
Слайд 29
Четвертый этап в развитии античной философии (I в.
до н.э.— V—VI вв. н. э.) — период, когда
решающую роль в античном мире стал играть Рим, под влияние которого попадает и Греция. Римская философия формируется под влиянием греческой философии, особенно эллинистического периода. Соответственно в римской философии выделяют три направления: стоицизм (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий), скептицизм (Секст Эмпирик), эпикуреизм (Тит Лукреций Кар). В III—V вв. н. э. в римской философии возникает и развивается неоплатонизм, наиболее видным представителем которого выступил Плотин. Неоплатонизм оказал огромное влияние не только на раннюю христианскую философию, но и на всю средневековую религиозную философию.
IV период Античной философии. Римский.
Слайд 30
Направления
стоицизм
скептицизм
эпикуреизм
неоплатонизм
Слайд 31
Стоицизм
Скептицизм
Секст Эмпирик
Эпикуреизм
Тит Лукреций Кар
Неоплатонизм
Плотин
Слайд 32
Марк Туллий Цицерон
(106- 43 гг. до н.э.)
Древнеримский
философ, политический деятель, оратор
Провёл большую работу по популяризации греческой
философии в Риме, подобрал латинские аналоги многим греческим философским терминам
Склонялся к эклектизму - сочетанию наиболее ценного из наследия всех философских школ
Основные философские работы: «Тускуланские беседы», «О природе богов»
В качестве политического деятеля Цицерон был одним из последних приверженцев республики и погиб в ходе репрессий цезарианцев.
Слайд 33
Древнегреческий философ поздней античности, основоположник неоплатонизма. Родился в
Египте, в конце жизни переехал в Рим.
Написал ряд трактатов,
объединённых после его смерти в 7 «эннеад»(девяток) по близости обсуждаемых в них вопросов.
Стремление к идеальному и презрение к материи доходило у Плотина до того, что он запрещал отмечать свой день рождения.
Исток мироздания - Единое, в котором пропадают все различия. О Едином невозможно ничего высказать, оно лишено всех качеств и недоступно рациональному постижению.Познать Единое можно только мистически, в состоянии экстаза.
Появление всего остального представлял в качестве эманации (излияния) Единого в небытие. В результате образуются по мере ослабления потока Единого всё менее совершенные формы бытия: Ум, Душа, Материя. Материя для Плотина «не сущее», тьма, мрак.
Хотя в философии Плотина много общего с христианством, он его не принял. Вместе с тем неоплатонизм оказал значительное влияние на развитие средневековой философии.
Плотин
(205 - 270 гг.)
Слайд 34
Вывод.
Античная философия закончилась на неоплатонике Прокла, жившем в
V веке н.э. У этого философа громадное наследие, состоящее
из комментариев к Платону и к “Началам” Эвклида. До сих пор оно мало изучено.
Официально античная философия окончилась в VI веке, когда в 529 году декретом императора Юстина была закрыта платоновская Академия в Афинах. Таким образом, античная философия просуществовала с VII-VI веков до н.э. по VI век, т.е. около 1000 лет.
Слайд 35
Хрестоматия
«Не избегай оказывать мелкие услуги: будут думать,
что ты способен и на большие.
Эпикур.
...в жизни
больше пустого, чем полезного.»
Теофаст
« Все познаваемо.»
Карнеад
« Возможна ли в жизни радость, когда денно и нощно приходится размышлять, что тебя ожидает смерть?»
Цицерон.
« ...будучи нигде, она (душа) существует в том, что нигде и таким образом она везде.»
Плотин.
Слайд 36
«При философской дискуссии больше выигрывает побежденный – в
том отношении, что он умножает знания.»
Эпикур.
«Справедливость без
мудрости значит много, мудрость без справедливости не значит ничего»
Цицерон.
Слайд 37
Словарь:
Античная философия -философия античности, подразделяется на древнегреческую
и древнеримскую (конец VII в. до н. э. —
VI в. н. э.), от раннеклассической философии до 529 г., когда указом императора Юстиниана была закрыта последняя философская школа в Афинах.
Эллинизм- тап в истории стран Восточного Средиземноморья со времени походов Александра Македонского (334—323 до н. э.) до завоевания этих стран Римом, завершившегося в 30 до н. э. подчинением Египта
ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ – В Древней Греции философскими школами часто являлись внутренне прочно связанные организации, продолжавшие существовать на протяжении столетий, с благоговением относившиеся к осыпаемым почестями родоначальникам школ (как было, напр., в случае с Пифагором, Платоном, Эпикуром) и их идеям.
Стоицизм -(от греч. stoa — портик), одно из главных течений эллинистической и римской философии — наряду с эпикурейской школой и скептицизмом.
Материализм (от латинского materialis — вещественный), одно из двух главных философских направлений, которое решает основной вопрос философии в пользу первичности материи, природы, бытия, физического, объективного и рассматривает сознание, мышление как свойство материи в противоположность идеализму, принимающему за исходное дух, идею, сознание, мышление, психическое, субъективное
Слайд 38
Динамизм - идеалистическое философское учение, рассматривающее материю
вторичной, производной от нематериальных "сил«
Рационализм - гносеологический, догматическое
философское направление, признающее в области познания за разумом, которому свойственны априорные понятия, первенствующее и решающее значение; опыту придается лишь второстепенное значение, и наилучшим методом признается геометрический, то есть вывод следствий из истин, которые считаются очевидными сами собой.
Пантеизм -(от пан и греч. theós — бог), философское учение, отождествляющее бога и мир.
Эвдемонизм (от греч. eudaimonia — счастье, блаженство), античный принцип жизнепонимания, позднее в этике — принцип истолкования и обоснования морали, согласно которому счастье ("блаженство") является высшей целью человеческой жизни.
Скептицизм (франц. scepticisme, от греч. skeptikos, буквально — рассматривающий, исследующий), философская позиция, в основе которой лежит сомнение в существовании какого-либо надёжного критерия истины.
Неоплатонизм- идеалистическое направление античной философии 3—6 вв., ставившее своей целью систематизацию разноречивых элементов философии Платона в соединении с рядом идей Аристотеля.
Слайд 39
Проверочная работа
А
Кто стоял во главе Старшего пирронизма?
а) Пиррон
б) Аркесилай
в) Энисдем
2. Последнее большое направление эллинистической философии?
а) стоицизм
б) скептицизм
в) эпикуреизм
3. К какому из направлений античной философии IV периода принадлежит философ Сенека?
а) неоплатонизм
б)скептицизм
в) стоицизм
Слайд 40
В
Соотнесите философа и его деятельность
Эпикур
Теофаст
Карнеад
Цицерон
Плотин
Утверждал, что основной целью
занятия философией и изучения природы является обретение душевного покоя.
греческий философ, ученик Аристотеля, глава Ликея с 322 до конца жизни.
Руководил Академией (см. Платон) в 164-187 гг. К. отличался остротой мысли и глубокой начитанностью
Склонялся к эклектизму - сочетанию наиболее ценного из наследия всех философских школ
Написал ряд трактатов, объединённых после его смерти в 7 «эннеад»
Слайд 41
С
Вопрос на размышление
Подумайте ,почему в III периоде Античной
философии она перестает быть единой наукой?
Слайд 42
Литература
А. Г. Спиркин «Философия»
http://go.mail.ru/search_images
http://society.polbu.ru/tatarkevich_philohistory
http://yandex.ru