Слайд 2
Теоретические взгляды на природу человека и общества
Арнольд Гелен
(нем. социолог) – человек от рождения биологически недостаточен в
отличие от других животных. Это свойство заставляет развивать дополнительные способности.
Зигмунд Фрейд (нем. психоаналитик) – в процессе антропогенеза – возникновения и развития человека и общества – главным яв-ся биологическое. На человека решающее воздействие оказывает бессознательное (инстинкты). Общество для защиты от животных инстинктов создает противовесы – мораль, культуру.
Герберт Спенсер (анг. социолог) – органическая теория общества. Общество – суперорганизм – структура и функционирование общества схожа с функционированием живого организма (прав-во – голова, кровеносные частицы – деньги)
Слайд 3
Основные отличия человека от животного
Обладает мышлением и членораздельной
речью.
Способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности.
В процессе своей
деятельности преобразует окружающую действительность, создаёт необходимые ему материальные и духовные блага и ценности.
Способен изготовлять орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ.
Воспроизводит не только свою биологическую, но и социальную сущность должен удовлетворять не только свои материальные, но и духовные потребности.
Слайд 4
Общество
Природа – весь материальный мир, существующий вне и
независимо от сознания человека.
Общество – форма совместной жизнедеятельности людей,
обособившаяся часть природы и в то же время, неразрывно с нею связанная. Природа влияет на существование человека и общества и наоборот.
Подсистемы (сферы) общества
Экономическая – деятельность людей по производству, продаже и потреблению результатов труда.
Социальная – отношения между группами людей (классами, нациями). Область отношений и взаимодействия между индивидами и социальными группами.
Политическая – деятельность по обеспечению согласия между членами общества, управлению и властными отношениями.
Духовная – деятельность людей по производству , потреблению и передаче духовных ценностей.
Слайд 5
Типы обществ
Решающий факто общественного развития – техника и
производственные технологии
Элвин Тоффлер (амер.философ) – волны (типы) обществ
Первая волна
– результат аграрной революции – аграрное, традиционное общество (основной тип хозяйства – сельское хозяйство, преобладание сельского населения, низкая социальная мобильность и низкая дифференциация, коллективизм, нет свободных рыночных отношений, основной фактор производства - земля)
Вторая волна – результат индустриальной революции – индустриальное общество (развитое машиностроение, применение научно-технического прогресса, механизация труда, разделение труда, высокая конкуренция, урбанизация, гражданское общество, основной фактор производства - капитал)
Третья волна – результат интеллектуальной революции – постиндустриальное общество (информация заменяет материальные ресурсы, массовое потребление, ценные качества в обществе – высокий уровень образования и науки, высокая производительность труда, интенсификация производства, основной фактор производства - знания)
Слайд 6
Характеристики общества
динамическая саморазвивающаяся система: способна, серьёзно изменяясь, сохранять
в то же время свою сущность и качественную определённость
сложноорганизованная
саморазвивающаяся открытая система: включает в себя отдельных индивидов и социальные общности, объединённые кооперативными, согласованными связями и процессами саморегуляции, самоструктурирования и самовоспроизведения.
Слайд 7
Социальные институты
Социальный институт (от лат. institutum — установление,
учреждение) — это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной
деятельности людей, реализующих определённые функции в обществе, главная из которых — удовлетворение социальных потребностей.
Каждый социальный институт характеризуется наличием цели деятельности и конкретными функциями, обеспечивающими её достижение
Экономические институты – деньги, обмен, собственность, хозяйственные отношения и др.
Политические институты - власть, разделение властей, парламентаризм, местное самоуправление, партия, суд, армия и др.
Социальные институты – семья, брак, кровная месть, наследование, материнство, отцовство и др.
Институты, действующие в духовной сфере - религия, образование, общественное мнение, средства массовой информации и др.
Слайд 8
Функции социальных институтов
организуют человеческую деятельность в определённую систему
ролей и статусов, устанавливая образцы поведения людей в различных
сферах общественной жизни;
включают систему санкций — от правовых до морально-этических;
упорядочивают, координируют множество индивидуальных действий людей, придают им организованный и предсказуемый характер;
обеспечивают стандартное поведение людей в социально типичных ситуациях.
Слайд 9
Мировоззрение, его виды и формы
Мировоззрение — это
целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в
системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.
Структура мировоззрения: знания, принципы, идеи, убеждения, идеалы, духовные ценности.
Особенности мировоззрения
Всегда исторично, т. е. тесно связано с переживаемыми обществом стадиями развития, совокупностью тех проблем, которыми непосредственно живёт общество.
Формируется постепенно (как стихийно, так и осознанно) и подвержено изменениям в течение всей жизни человека.
Всегда связано с убеждением — устойчивым взглядом на мир, идеалами и принципами, стремлением воплотить их в жизнь через свои действия и поступки.
Слайд 10
Типы мировоззрения
Типы мировоззрения:
Обыденное (или житейское) – является порождением
повседневной жизни людей, в сфере которой осуществляется удовлетворение их
потребностей
Религиозное – связано с признанием сверхъестественного начала, поддерживает в людях надежду на получение ими того, чего они лишены в повседневной жизни. Основа – религиозные течения (буддизм, христианство, ислам)
Научное – теоретическое осмысление результатов научной деятельности людей, обобщенных итогов человеческого познания
Роль в жизни человека:
даёт человеку ориентиры и цели для его практической и теоретической деятельности;
позволяет людям понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает их методами познания и деятельности
создаёт возможность определять истинные ценности жизни и культуры.
Слайд 11
Знание и познание
Познание — процесс деятельности человека, основным
содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании,
а результатом — получение нового знания об окружающем мире.
Знание — результат познания действительности, содержание сознания, полученное человеком в ходе активного отражения, идеального воспроизведения объективных закономерных связей и отношений реального мира.
Чувственное и рациональное познание
Чувственное познание – познание с помощью органов чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание).
Формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление.
Рациональное познание – познание посредством мышления. Формы рационального познания: понятие, суждение, умозаключение.
Слайд 12
Особенности чувственного и рационального познания
Чувственное познание
Непосредственность,
выражающаяся в прямом воспроизведении объекта
Наглядность и предметность возникающих в
результате познания образов
Воспроизведение внешних сторон и свойств объектов
Рациональное познание
Опора на результаты чувственного познания
Абстрактность и обобщённость возникающих в результате познания образов
Воспроизведение объектов на основе внутренних закономерных связей и отношений
Слайд 13
Виды знаний
Житейское – строится на здравом смысле (Носит
эмпирический характер. Базируется на здравом смысле и обыденном сознании.
Является важнейшей ориентировочной основой повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой. Сводится к констатации фактов и их описанию)
Практическое – строится на действиях, овладении вещами, преобразовании мира
Художественное – строится на образе (Целостное отображение мира и человека в нем. Строится на образе, а не на понятии)
Научное – строится на понятиях (Понимание действительности в ее прошлом, настоящем и будущем, достоверное обобщение фактов. Осуществляет предвидение различных явлений. Реальность облекается в форму отвлеченных понятий и категорий, общих принципов и законов, которые зачастую приобретают крайне абстрактные формы)
Рациональное – отражение реальности в логических понятиях, строится на рациональном мышлении
Иррациональное – отражение реальности в эмоциях, страстях, переживаниях, интуиции, воле, аномальных и парадоксальных явлениях; не подчиняется законам логики и науки.
Личностное (неявное) – зависит от способностей субъекта и от особенностей его интеллектуальной деятельности
Слайд 14
Истина
Трактовки понятия «истина»
Соответствие знаний действительности.
То, что подтверждено
опытом.
Некое соглашение, конвенция.
Свойство самосогласованности знаний.
Полезность полученного
знания для практики.
Истина есть процесс, а не некий одноразовый акт постижения объекта сразу в полном объеме.
Истина едина, но в ней выделяются объективный, абсолютный и относительный аспекты, которые можно рассматривать и как относительно самостоятельные истины.
Слайд 15
Истина
Объективная истина — это такое содержание знания, которое не
зависит ни от человека, ни от человечества.
Абсолютная истина — это
исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе; знание, которое никогда не может быть опровергнуто.
Относительная истина — это неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества, который обусловливает способы получения этого знания; это знание, зависящее от определенных условий, места и времени его получения.
Разница между абсолютной и относительной истинами (или абсолютным и относительным в объективной истине) в степени точности и полноты отражения действительности. Истина всегда конкретна, она всегда связана с определенным местом, временем и обстоятельствами.
Возможные критерии истины: соответствие законам логики; соответствие ранее открытым законам той или иной науки; соответствие фундаментальным законам; простота, экономичность формы.; парадоксальность идеи; практика.
Слайд 16
Мышление
Мышление — активный процесс отражения объективного мира в
понятиях, суждениях, теориях.
Характерные черты мышления
По своей природе социально:
для постановки и решения любой задачи человек использует законы, правила, понятия, которые были открыты в человеческой практике.
Неразрывно связано с языком: в языке находят выражение мысли человека, с его помощью человек познаёт объективный мир.
Опосредованный характер: познающий человек с помощью мышления проникает в скрытые свойства, связи, отношения предметов.
Личностный характер: какие задачи привлекают внимание того или иного человека, как он решает каждую из них, какие испытывает чувства при их решении.
Включение в процесс эмоционально-волевых сторон личности.
Сложное социально-историческое явление: его развитие характеризуется усилением абстрагирования и обобщения.
Слайд 17
Мышление и деятельность
Типы мышления:
Образное
Понятийное (теоретическое)
Знаковое
Деятельность —
способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании
и подчинении его целям человека.
Деятельность человека имеет определённое сходство с активностью животного, но отличается творческо-преобразующим отношением к окружающему миру.
Характерные черты деятельности человека:
Сознательный характер: человек сознательно выдвигает цели деятельности и предвидит её результаты, продумывает наиболее целесообразные способы их достижения.
Продуктивный характер: направлена на получение результата (продукта).
Преобразующий характер: человек изменяет окружающий мир (воздействует на среду специально созданными средствами труда, которые усиливают физические возможности человека) и самого себя (человек сохраняет свою природную организацию неизменной, изменив в то же время свой образ жизни).
Общественный характер: человек в процессе деятельности, как правило, вступает в разнообразные отношения с другими людьми.
Слайд 18
Потребности и интересы
Потребность — это нужда человека в том,
что составляет необходимое условие его существования. В мотивах (от
лат. movere — приводить в движение, толкать) деятельности проявляются потребности человека.
Потребности лежат в основе возникновения интересов и склонностей.
Интерес (от лат. interest — иметь значение) — это целенаправленное отношение человека к какому-либо объекту его потребности.
Интересы определяются положением различных социальных групп и индивидов в обществе. Они в большей или меньшей степени осознаются людьми и являются важнейшими побудительными стимулами к различным видам деятельности.
Интересы по их носителю: индивидуальные, групповые и всего общества
Интересы по направленности: экономические, политические, духовные и социальные
Слайд 20
Свобода
Сущность свободы – выбор, связанный с интеллектуальным и эмоционально-волевым
напряжением (бремя выбора).
Два подхода к пониманию свободы:
1-й подход -
свобода — это познанная необходимость (Б. Спиноза, т.е. свобода – это иллюзия, человеку лишь кажется, что он свободно совершает поступки, не вникая в причины их обуславливающие)
Последствия такой свободы:
Если всё однозначно необходимо, если практически нет случайностей, новых возможностей, то человек превращается в автомат, робот, действующий по заданной программе.
Слайд 21
Свобода и необходимость
2-й подход - свобода — это
возможность поступать так, как хочется.
Последствия такой свободы:
Полный произвол по
отношению к другим людям, невозможность установления каких-либо устойчивых социальных связей
Т.о. - свобода возможна лишь при условии, если каждый человек в состоянии ограничивать свои действия и намерения самостоятельно, без внешнего принуждения, с тем чтобы не ущемлять свободу других.
Социальные условия реализации свободы выбора свободной личности:
с одной стороны – социальные нормы, с другой стороны – формы общественной деятельности;
с одной стороны – место человека в обществе, с другой стороны – уровень развития общества;
социализация.
Необходимость — это устойчивая, существенная связь явлений, процессов, объектов действительности, обусловленная всем предшествующим ходом их развития. Необходимость существует в природе и обществе в виде объективных, т. е. независимых от сознания человека, законов.
Слайд 22
Понятие культуры
Культура - (от лат. cultura — уход,
обработка, возделывание)
В широком смысле слова: культура - исторически обусловленный
динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей.
В узком смысле слова: культура - процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности.
Слайд 23
Формы культуры
Элитарная культура - создаётся и потребляется (используется)
привилегированной частью общества, либо по её заказу профессиональными творцами.
Характеризуется закрытостью, рассчитана на меньшинство в обществе, противопоставляется массовой культуре. Примеры – классика (музыка Шопена, Чайковского; произведения литературы - Шекспир, Достоевский и т.д.)
Народная культура - создаётся анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки (мифы, легенды, эпосы, сказки, песни, танцы)
Массовая культура - понятие, используемое для характеристики современного культурного производства и потребления (концертная и эстрадная музыка, поп культура, китч без различия классов, наций, уровня материального состояния, стандартизация культуры)
Слайд 24
Разновидности культуры
Субкультура – часть общей культуры, система ценностей,
присущих определённой группе (половозрастные: женская, детская, молодёжная и др.;
профессиональные: научное сообщество, современный бизнес и др.; досуговые (по предпочитаемым занятиям в свободное время); религиозные; этнические; криминальная)
Контркультура - оппозиция и альтернатива по отношению к господствующей в обществе культуре (битники, хиппи и панки; левые радикалы; андеграунд и др.)
Слайд 25
Наука
Наука — форма духовной деятельности людей, направленная на
производство знаний о природе, обществе и о самом познании,
имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов.
Основной продукт науки- понятия, теории, законы
По предмету и методу познания различают науки естественные, социальные и гуманитарные, науки о познании и мышлении, технические и математические;
Научное познание — особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе
Особенности научного познания
Объективность добываемого знания
Развитость понятийного аппарата (категориальность)
Рациональность, связанная с непротиворечивостью, доказательностью и системностью
Проверяемость
Высокий уровень обобщения знаний
Универсальность
Использование специальных способов и методов познавательной деятельности
Слайд 26
Уровни научного познания
Эмпирический - выявление объективных фактов, как
правило, со стороны их очевидных связей
Теоретический - выявление
объективных фактов, как правило, со стороны их очевидных связей
Метод научного познание – совокупность приемов для получения результата
Эмпирические методы - наблюдение; эксперимент; измерение; классификация; систематизация; описание; сравнение.
Теоретические методы - единство исторического и логического, восхождение от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному, формализация, математизация.
Универсальные методы - анализ (разложение целого на части) и синтез (воссоединение целого из частей), дедукция (от общего к частному) и индукция (от частного к общему), аналогия (сходство нетождественных объектов), моделирование (воспроизведение характеристик одного объекта на другом объекте (модели), специально созданном для их изучения), абстрагирование (мысленное отвлечение от ряда свойств предметов и выделении какого-либо свойства или отношения), идеализация (мысленное создание каких-либо абстрактных объектов, принципиально не осуществимых в опыте и действительности).
Слайд 27
Особенности общественных /социальных наук
Субъект и объект познания совпадают:
общественная жизнь пронизана сознанием и волей человека, она, по
существу, субъект-объектна, представляет в целом субъективную реальность субъект познаёт здесь субъекта же (познание оказывается самопознанием).
Получаемое социальное знание всегда связано с интересами индивидов, субъектов познания.
Социальное знание всегда нагружено оценкой, это ценностное знание: это служение истине как ценности, как правде.
Сложность объекта познания — общества, которое обладает разнообразием различных структур и находится в постоянном развитии установление социальных закономерностей затруднено, а открытые социальные законы носят вероятностный характер. В отличие от естествознания в обществознании невозможны (или очень ограничены) предсказания.
В процессе изучения общества можно говорить об установлении только относительных истин, поскольку общественная жизнь очень быстро изменяется.
Ограничена возможность применения такого метода научного познания, как эксперимент.
Слайд 28
Социальные науки
Социальные науки – форма духовной деятельности людей, направленная
на производство знаний об обществе.
Классификация социальных наук
Науки, дающие
наиболее общие знания об обществе: философия, социология
Науки, раскрывающие определенную сферу общественной жизни: экономика, политология, социология, культурология, этика, эстетика
Науки, пронизывающие все сферы общественной жизни: история, правоведение
Слайд 29
Образование и самообразование
Образование – один из способов становления личности
путем получения людьми знаний, приобретения умений и навыков, развития
умственно-познавательных и творческих способностей через систему таких социальных институтов как семья, школа, средства массовой информации.
Цель образования – приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранения ее культурного достояния.
Согласно Закону РФ «Об образовании» образование представляет собой целенаправленный процесс воспитания, обучения и развития в интересах человека, общества и государства.
Функции образования
Экономическая - формирование социально-профессиональной структуры общества
Социальная - социализация личности, воспроизводство социальной структуры общества. Образование — важнейший канал социальной мобильности
Культурная - использование раннее накопленной культуры в целях воспитания индивида, развития его творческих способностей
Слайд 30
Образование и самообразование
Общие тенденции в образовании
демократизация образования –
доступность образования всем слоям населения
рост продолжительности образования – удлинение
сроков обучения
непрерывность образования – постоянное обучение новому
гуманизация образования - внимание школы, педагогов к личности учащегося, его интересам, запросам, индивидуальным особенностям
гуманитаризация образования - повышение роли общественных дисциплин в образовательном процессе — таких, как экономическая теория, социология, политология, основы правовых знаний
интернационализация образования - создание единой системы образования для разных стран, интеграция образовательных систем
компьютеризация образования - использование новых современных технологий обучения, телекоммуникационных сетей глобального масштаба
Самообразование – знания, умения и навыки приобретаемые человеком самостоятельно, без помощи других обучающих лиц.
Слайд 31
Религия
Религия – это
вера в сверхъестественное, основанные на ней
мировоззрение, мироощущение и соответствующее поведение;
совокупность взглядов и представлений, система
верований и обрядов, объединяющая признающих их людей в единую общность;
форма удовлетворения духовных потребностей.
Признаки религии:
вера в сверхъестественное;
организованное поклонение высшим силам;
стремление согласовать жизнь с требованиями безусловного начала (Бога, Абсолюта)
Элементы религии:
- вера – принятие истинности чего-либо без доказательств;
- культ – вид религиозной деятельности, религиозное почитание каких-либо предметов, святых отцов, бога или богов; религиозная обрядность;
- переживания;
образ жизни (нравственные ценности и религиозные нормы);
символы.
Достаточно развитые религии имеют и свою организацию — церковь, упорядочивающую жизнь религиозной общины.
Слайд 32
Ранние формы религии
анимизм (от лат. душа) – вера
в духов и душу или всеобщую одухотворенность природы;
фетишизм (от
фр. заколдованная вещь, идол, талисман) – поклонение неодушевленным предметам, наделенным сверхъестественными свойствами;
тотемизм (от индийского тотем – его род) – поклонение животному или растению как своему мифическому предку и защитнику;
магия (колдовство).
Слайд 33
Религии современного мира
Религии современного мира:
родоплеменные примитивные верования, сохранившиеся
по сей день;
национально-государственные религии, составляющие основу религиозной жизни отдельных
наций (например, иудаизм, индуизм, конфуцианство и др.);
мировые религии: буддизм (VI-V вв. до н.э. в Индии), христианство (I в. н.э. в Палестине), ислам (VIII в. н.э. в Аравии)
Мировые религии
- Буддизм; Христианство (католицизм, православие, протестантизм); Ислам
Признаки мировых религий:
Объединение крупной общности людей,
Наличие последователей во многих странах и среди различных народов
Космополитичность - выходят за переделы наций и государств
Функции религии: мировоззренческая, компенсаторная, регулятивная, терапевтическая, интегрирующая/дезинтегрирующая, культуротранслирующая
Слайд 34
Искусство
Искусство — практическая деятельность человека, направленная на освоение
и создание эстетических ценностей.
Предмет искусства — человек, его отношения
с окружающим миром и другими индивидами, а также жизнь людей в определённых исторических условиях.
Всё многообразие жизни людей отражается в искусстве в виде художественных образов, которые, будучи результатом вымысла, тем не менее, являются отражением действительности и всегда несут на себе отпечаток реально существующих предметов, событий и явлений.
Форма бытия искусства — художественное произведение, имеющее видовую и жанровую определённость и осуществляющееся в качестве материального предмета — знака, который передаёт людям соответствующую художественную концепцию, обладающую эстетической ценностью.
Виды искусства: архитектура (зодчество), живопись (станковая, декоративная, монументальная), скульптура (портрет, натюрморт, пейзаж; бытовой, анималистический, исторический жанры), декоративно-прикладное искусство, литература, музыка, театр, цирк, балет, кино, фотоискусство, эстрада.
Слайд 35
Искусство
Специфика искусства как формы художественного познания: образное и наглядное,
специфические средства, при помощи которых происходит создание художественных образов
(слово; звук; цвет и т.д.), большая роль воображения и фантазии познающего субъекта.
Функции искусства:
общественно-преобразующая (оказывая идейно-эстетическое воздействие на людей, включает их в направленную деятельность по преобразованию общества);
художественно-концептуальная (анализирует состояние окружающего мира);
воспитательная (формирует личность, чувства и мысли людей);
эстетическая (формирует эстетические вкусы и потребности человека);
утешительно-компенсаторная (восстанавливает в сфере духа гармонию, утраченную человеком в реальной действительности, способствует сохранению и восстановлению психического равновесия личности);
предвосхищения (предвосхищает будущее);
внушающая (воздействует на подсознание людей, на человеческую психику);
гедонистическая (доставляет людям удовольствие);
познавательно-эвристическая (отражает и осваивает те стороны жизни, которые труднодоступны науке).
Слайд 36
Мораль
Мораль (от лат. moralis, mores — нравственный, относящийся
к нраву, характеру) — форма общественного сознания, состоящая из
системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей.
Развитие норм морали: табу – обычай – традиция – моральные правила.
Этика – философская наука, предметом которой являются мораль, нравственность. Этика – наука о морали.
Мораль – высокие идеалы и строгие нормы, мир должного. Нравственность – принципы реального практического поведения людей, мир сущего.
Функции морали: регулятивная, ценностно-ориентационная, координационная, мотивационная, конститутивная.
Слайд 37
Моральные требования и представления
Правила/нормы поведения («уважай старших», «не
лги», «не укради» и т. д.).
Моральные качества человека (отзывчивый,
добрый, справедливый, мудрый и т.д.).
Моральные принципы (индивидуализм — коллективизм; эгоизм — альтруизм и т. д.).
Моральные ценности (смысл жизни, свобода, справедливость, счастье и т.д.).
Морально-психологические механизмы внутреннего контроля (долг, совесть, стыд, честь).
Слайд 38
Общественный прогресс
Прогресс (от лат. progressus — продвижение, успех)
— это такой тип развития, для которого характерен переход
от низшего к высшему, от простого к более сложному, движение вперёд к более совершенному.
Особенности прогресса:
Относительность прогресса: есть области, к которым понятие прогресса не применимо (например, искусство: нельзя сказать, что современное искусство прогрессивнее, допустим, искусства эпохи Средневековья).
Противоречивость прогресса: совершенствование в одних областях оборачивается потерями в других. Одним социальным силам прогресс в данной области может быть выгоден, а другим нет.
Регресс (от лат. regressus — обратное движение) — тип развития от высшего к низшему, процессы деградации, понижение уровня организации, утраты способности к выполнению тех или иных функций.
Слайд 39
Общественный прогресс
Критерии прогресса
Развитие человеческого разума.
Совершенствование нравственности людей.
Возрастание степени
свободы, которую общество может предоставлять человеку.
Прогресс науки и техники.
Развитие
производительных сил, включая самого человека.
Понятие прогресса в современных условиях всё более трансформируется в сторону обогащения его гуманистическими параметрами, характеристиками: средняя продолжительность жизни человека, детская и материнская смертность, состояние здоровья, уровень образования, развитие различных сфер культуры, чувство удовлетворённости жизнью, степень соблюдения прав человека, отношение к природе и др.
Слайд 40
Общественный прогресс
Реформа (от фр. reforme, лат. reformare —
преобразовывать) - это какая-либо степень усовершенствования в какой-либо сфере
общественной жизни, проводимого одновременно, через ряд постепенных преобразований, не затрагивающих фундаментальные основы (системы, явления, структуры)
Революция (от лат. revolutio — поворот, переворот - это коренное, качественное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя
Модернизация (от фр. moderne — новейший, современный) — это процесс перехода от традиционного, аграрного общества к обществу современному, индустриальному.
Слайд 41
Угрозы XXI века (глобальные проблемы)
Глобальные проблемы – совокупность
социально-природных проблем, от решения которых зависит сохранение цивилизации. Для
их решения необходимо объединение усилий всего человечества.
Эти проблемы являются глобальными, потому что:
затрагивают все человечество;
проявляются как объективный фактор развития общества;
настоятельно требуют решения;
предполагают международное сотрудничество различных стран (невозможно решить в одной отдельно взятой стране);
от их решения зависит дальнейшая судьба цивилизации.
Слайд 42
Угрозы XXI века (глобальные проблемы)
Причины возникновения глобальных проблем
Развитие
взаимосвязи и взаимозависимости в современном мире, его целостность (произошедшее
в одной сфере неизбежно скажется на состоянии дел в другой).
Интенсивность преобразующей деятельности человека в условиях общества потребления.
Недостаточный уровень политического мышления, экологического сознания, общественной организации.
Отставание уровня нравственного развития от научно-технического.
Слайд 43
Главные (приоритетные) глобальные проблемы
Проблема мира и разоружения, предотвращения
новой мировой войны
Демографическая
Преодоление отсталости развивающихся стран
Продовольственная
Сырьевая
Энергетическая
Экологическая
Использования Мирового океана
Мирового освоения
космоса
Все глобальные проблемы взаимосвязаны. Невозможно решить каждую из них по отдельности: человечество должно решать их сообща, ради сохранения жизни на планете.